Содержательность логической формы

Здесь нас интересует только одно, именно то, что вследствие содержательности логической формы (и в этом аспекте) диалектика, логика и теория познания есть одно и то же.

Взаимоисключающее противопоставление формы и содержания в логическом, в частности воззрение, согласно которому логика имеет, якобы, дело с формой мысли вне ее содержания, ошибочны. Неверно и мнение, будто формальная логика изучает только формы, а диалектическая логика — содержание мысли. Как формальная логика не может существовать только на основании чистых форм, так и диалектическая логика не может существовать без изучения форм мысли. Содержательность логической формы необходима для существования самой формы, и поэтому она необходима как для формальной логики, так и для диалектической, т.е. вообще для логики.

Каждая наука изучает форму, именно, формы движения, но эти формы являются формами содержания, внутренними его формами. Форма есть внутренняя определенность содержания, существенная определенность, его сущность. Изучение формы есть изучение содержания. Знание вещи и изучение ее внутренней формы есть одно и то же. Это обстоятельство выяснено и доказано в материалистической диалектике, выяснен тот общий принцип, которым мы должны руководствоваться в каждой науке и, в частности, в логике.

В диалектическом материализме выяснено и доказано, что истинное содержание мысли имеет предметный характер. Содержание мысли есть содержание предмета, перенесенное и переработанное в мысли[202]. Оно есть репродукция содержания предмета[203]. Поэтому мысль определяется предметом, определенностью предмета.

В формальной логике известно, что определение понятия предмета есть полагание его существенных признаков. Понятие предмета есть мысль об его сущности. Например, основным признаком понятия человека считается основной признак человека — способность изготовления орудий производства, — несмотря на то, что орудия изготовляет человек, а не понятие человека. Поэтому, определение понятия имеет предметный характер и с точки зрения самой формальной логики. Когда мы в логике говорим о содержании, тогда, ясно, мы должны иметь в виду, то содержание, которое полагается определением понятия. Определение есть единственное логическое средство полагания содержания логического. Определение есть средство, которым полагается понятие, все равно, будет ли это понятие вещи, или понятие мысли. Понятие о вещи и понятие о мысли полагается одним и тем же средством, как раз тем средством, которым полагается именно содержание. С точки зрения содержания понятия, форма не может не быть содержательной.

Содержательность логической формы двояка: 1) предметная содержательность и 2) собственное содержание логической формы, содержание самой формы. Как мы знаем, невозможна форма без содержания, чистая форма. Если бы существовала такая форма, тогда и она бы имела свое собственное содержание, устанавливаемое именно определением этого понятия.

Как известно, логические формы определяются той общностью, которая присуща существующим в действительности взаимосвязям; например, положительное суждение, как логическая форма, которая по своей природе обща, определяется общностью положительной связи, существующей в вещах, содержанием этой общности. Вообще говоря, диалектичность движения вещей определяет диалектичность логического движения мысли. Но к этому обстоятельству добавляется то, что логическая форма имеет свое собственное содержание. То, что из себя представляет форма, является ее содержанием. Определение понятия логической формы полагает ее содержание. Содержание понятия полагается его определением., так полагаются содержания суждения, понятия умозаключения и доказательства. Поэтому надо сказать, что логика изучает логические формы мысли не вне содержания, а она изучает именно содержательные формы. Изучение логической формы есть изучение ее содержания.

Бессодержательной, чистой формы нет. Чистая форма мысли имеет свое содержание. То, что содержится в понятии этой чистой формы, и есть ее содержание. Каждая мысль, по своей природе, есть содержание. Именно поэтому и получается, что формализация логики исключением содержания приводит к исключению мысли, к признанию таких символов и схем, которые не представляют мысль; формализация логики сводит мысль к символам, схемам, которые представляют или языковые схемы или предметные схемы, или же. тождество этих двух схем, а мысль рассматривается как одна из их моделей; при этом выходит, что логическое «подведомственно» не логике, а математике, тогда как логика лежит в основе каждой науки (в частности, философии).

Логика имеет дело с общими формами мысли, а не с их эмпирическим содержанием. Схема, символ не могут представлять общность мысли, поскольку они сами не являются мыслями, формами мысли. Единственно наиобщая, как мы знаем, есть общность категории; а формализация категорий, как известно, невозможна. Категории есть наиобщие понятия, наиобщие мысли, которые отражают наиобщие стороны действительности. Поэтому они являются содержательными мыслями. Категория есть форма мысли (у Канта категория есть форма суждения), которая имеет как собственное, так и предметное содержание, так, что предметное содержание категории определяет ее собственное содержание и общность этого содержания. Диалектическая логика, прежде всего, есть логика категорий, поэтому она представляет науку о содержательных формах. Категории понятия, суждения и умозаключения, правда, не представляют наиобщие стороны действительности, но опираются на них, поэтому они имеют предметное содержание.

Схема или символ имеют определенное содержание и значение. Например, символ А есть А, а не В и т. д. Символ, применяемый тождественно (например, А), указывает на его содержание и общность. Если мы возьмем символ, схему помимо содержания и значения, тогда они сами будут определенными вещами. Так что признание бессодержательности, т.е. признание только чистых форм или схем, невозможно, хотя именно этому и служит формализация логики, применение аксиоматического метода в логике (о невозможности которого будет речь ниже). Невозможно освобождение от содержания и общности в логике, так, чтобы мы не получили отрицание логики и не перешли бы в другую сферу, которая не подчиняет логику, а подчиняется ей, применяет ее.

Логическая форма имеет собственное содержание (Гегель, Маркс). Всяческая различенность есть содержание. Отрицание тоже есть определенное содержание (различие есть отрицание). Разнообразие форм мысли, их видов, разнообразие законов мысли есть содержание логики. Именно вследствие того, что формы мысли имеют собственное содержание, они связываются друг с другом. Логические формы мысли собственным содержанием и вследствие этого содержания с внутренней необходимостью связаны друг с другом и создают систему, которая имеет характер логического развития. Без содержания невозможно осуществление логической необходимости, именно, синтетическо-логической необходимости, логического развития.

Содержание нечто есть его внутри-бытие. Содержание есть бытие в бытии, бытие в самом себе; это есть раздвоенное в себе бытие, самобытное бытие, самобытие. Бытие, находящееся в отношении к самому себе, есть сущность[204] (эта мысль вытекает из источников словаря («Ситквис Кона») Сулхан Саба Орбелиани. Мысль, выраженную именно в этих источниках, которая господствовала с античного периода в средние века, развивает Гегель в своей «Логике сущности»). Содержание естьраздвоенное в самом себе и рефлексивное бытие. Таково и содержание логических форм; они, как мы знаем, имеют рефлексивную природу.

Мы здесь хотим отметить только то, что поскольку формы мышления имеют рефлексивный характер, постольку они имеют содержание, содержательны. Без содержания невозможна рефлексивность. Рефлексивность сама есть содержание. Здесь совпадают друг с другом содержание и форма, точнее содержание определяет форму. Категория логического, как форма мысли, рефлексивна, она есть свое собственное содержание. Понятие есть содержание и вместе с тем одна из логических форм мысли. Суждение суждения есть его содержание и определенная форма. Отрицание суждения есть суждение. Это содержание есть его форма. Необходимая связь суждений есть содержание умозаключения иформа мысли. Рефлексивность, в полном смысле, как мы знаем, осуществляется в бесконечном умозаключении.

Одним словом, невозможно, чтобы логическое, как рефлексивное, не представляло содержательную форму; а содержательность логического не может не быть, вместе с тем, и познавательной. Именно в аспекте логической содержательности являются тождественными диалектическое, логическое и познавательное. Вследствие этого тождества и в его аспекте диалектика, логика и теория познания есть одна и та же наука.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: