Категориально-логическое

Из предыдущего параграфа непосредственно вытекает, что вследствие категориально-логического и содержательности общности диалектика, логика и теория познания есть одно и то же. В этом параграфе мы должны рассмотреть первый вопрос — вопрос о категориально-логическом; а в следующем параграфе — второй вопрос.

Категориально-логическое есть то логическое, которое непосредственно осуществляется во взаимосвязи категорий. Эта связь, ясно, есть логическая связь. Диалектическая логика, прежде всего, есть логика категорий. Диалектическая логика представляет систему логических категорий. Все в логике подчиняется категориям и их связям; в ее содержание входит и это подчиненное. Диалектическая логика есть система определенных категорий, которая является полным содержанием логики. Диалектическая логика есть наука о категориях и о том, что подчиняется им. Логика развивалась и превратилась в диалектическую логику внесением в нее категорий и их логических связей. Формальная логика не знает категории, как логические формы (впервые Кант понял категорию как логическую форму, именно, как форму суждения). Диалектическая логика, как логика категорий, есть такая наука, в которой диалектика, логика и теория познания (гносеология) есть одно и то же.

Категории, как наиобщие понятия, представляют собой логические понятия. Каждая философская категория, как именно понятие, представляет логическую категорию. Каждая категория логическая, но, как мы знаем, логическая категория отличается от категории логического. Определенное — конкретное отрицание логической категории дает другую категорию, если категории рассматриваются в их системе, как в определенном развитии; отрицание же категории логического невозможно; отрицание какой-нибудь категории логического само применяет эту категорию, определенно утверждает ее. Это различие есть логическое различие; но око есть, вместе с тем, и познавательное различие, поскольку: 1) переход к другому есть объяснение-доказательство другого, 2) обоснование на самом себе есть как объяснение самого себя, так и полагание средства, объясняющего другое. В одном случае есть полагание и объяснение другого, а во втором случае у нас имеется начальное средство объяснения и полагания. В этом отношении логическое и познавательное есть одно и то же. Категория логического как рефлексивная, является диалектической, она содержит двузначность. Категориально-логическое есть и познавательное.

Мы знаем также и то, что категория онтологии может быть и категорией логического. Например, тождество имеет место как в действительности, так и в логическом; таковы же различие, отрицание, общее и т. д. Поэтому в аспекте таких категорий, логическое и познавательное есть одно и то же; они объективны, поскольку опираются на категорию, общую для бытия и мысли. Логика, опирающаяся на такие категории, будет безусловно онтологической, в которой логическое не может не совпадать с познавательным. Объективное в ней имеет природу объективности истины. С точки зрения категории, обшей для онтологии и логики, невозможно, чтобы диалектика, логика и теория познания не представляли одну и ту же науку.

Категория логического есть как форма мысли, так и форма знания. В аспекте этой категории нет различия между формой мысли и формой знания. По-другому трактовал это Кант, когда он категорию считал формой знания, если она применялась в конечной, именно, в чувственной сфере; применение же категории в сфере бесконечного (сверхчувственного) оставляло ей значение формы мысли, но лишало значения формы знания, поскольку бесконечность не может быть дана в опыте. Но логическое понимание бесконечности, именно такое понимание, которое, обосновано нами, опровергает это ошибочное воззрение Канта. Логическая бесконечность, как логическое рефлексивное, представленное в виде категории логического, есть не только форма мысли, но также и форма знания. В этом смысле, идея Канта выполнит роль категории и категория выступит как высшее понятие, как это в последующем было представлено у Гегеля (Фихте не смог преодолеть дуализм категории и идеи). Категории логического являются как логическими, так и познавательными первыми средствами-формами, которые имеют объективный характер. В этой сфере логическое есть категориально-логическое, и оно вместе с тем, есть и категориально-познавательное и не может не быть таковым.

Категории действуют в законах логического, а они, как это мы покажем ниже, представляют и законы знания. Закон есть одна из категорий. Он одинаково действует в мысли и в знании; закон тождества опирается на категорию тождества, которая одна и та же в знании и в логических формах мысли.

Категории действуют в формах мысли — в понятии, суждении, умозаключении. Как мы уже знаем, общая форма суждения есть связь категории частного и общего. Умозаключение, составленное из таких суждений, тоже представляет связь категорий. Понятие само есть общность, именно, общая мысль умозаключения. Так что категориально-логическое определяет формы мысли. Вследствие действия категорий в формах мысли, эти формы являются также и формами знания, познания. Поэтому в аспекте категориально-логического диалектика, логика и теория познания есть одно и то же.

Если универсальным законом мышления будем считать закон невозможности противоречия, тогда категории противоречия, отрицания, тождества и возможности, которые этот закон с необходимостью подразумевает, одинаково действуют в логических формах и в знании. Без категорий невозможно мышление и познание. В аспектах этих категорий логическое и познание есть одно и то же. Известно и то, что закон невозможности противоречия был признан и законом существования, поскольку противоречие, как самоупразднение, делает невозможным существование вещи. Но если мы признали (и должны признать) универсальным законом закон единства противоречий, и тогда одни и те же категории будут действовать в логическом и в познании-знании. В теории материалистической диалектики известно, что закон единства противоречий есть самый универсальный закон всей действительности. Он действует в логическом и в познании. Способ диалектического мышления есть тот логический способ, который представляет метод познания (и действия). Поэтому те категории, которые подразумеваются единством противоречий, именно, категории, тождества, различия, отрицания, единства и противоположности-противоречия — одни и те же в логических формах и в знании. Поэтому в аспекте этих категорий диалектика, логика и теория познания есть одно и то же.

Единство противоречий есть сущность всякого движения; истина представляет единство противоречий; суждение, умозаключение имеют смысл благодаря единству противоречий. Единство противоречий в логическом непосредственно осуществляется в виде бесконечного умозаключения. Следовательно, единство противоречий по существу одно и то же в логическом и в знании. На основании единства противоречий диалектика, логика и теория познания есть одно и то же.

Известно, что формализация категорий и их связи невозможна. Нет ничего более высшего и общего чем категории; ни одна схема и ни один символ не могут быть более общими, чем категория, поскольку: 1) каждый символ (как было сказано) опирается сам на тождество и общность, поскольку символ или схема имеет смысл тогда, когда он применяется в одном и том же значении и если он берется в общем значении; символу предшествует мысль, благодаря которой он и имеет какое-то назначение; 2) отрицание категории невозможно, отрицание логической категории утверждает эту категорию. Именно то обстоятельство, что отрицание категории логического применяет эту категорию и поэтому утверждает ее-же, означает то, что нет ничего более общего и высшего, чем категории; их формализация невозможна.

Категория логического рефлексивна, в ней действует внутреннее отрицание. Такая рефлексивность действует в переходах категорий, в логической системе категорий, которая представляет доказательство. А это не что иное, как наука. Наука есть система доказательства. Это относится, прежде всего, к системе логики. Поэтому доказательная система логики и система-наука логики-знания есть одно и то же. Диалектико-логическое имеет рефлексивный характер. Логическая рефлексивность полностью проявляется, осуществляется в бесконечном умозаключении — отрицанием нечто в его же утверждении. В бесконечном умозаключении, как было сказано, совпадают друг с другом логическое и истина, безусловное логическое и абсолютная истина. Логическая бесконечность и познавательная бесконечность, как истина, по существу, есть одно и то же, обе представляют единство противоречия. Сферы самоутверждения и знания есть одно и то же в логическом аспекте рефлексивных категорий. Единство конечного и бесконечности одно и то же в логическом и в знании, в логике и в теории познания. Единство логического конечного и бесконечного есть то же самое, что и единство содержательного частного и содержательного общего.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: