Содержательность логической общности

Как мы уже знаем, существует содержательная общность. Здесь мы хотим подчеркнуть, что в аспекте содержательной общности одно и то же логическое и познавательное, а на этом основании диалектика, логика и теория познания есть одно и то же.

Содержательное общее есть единство различных или противоположностей. Категория общего, как мы знаем, рефлексивна; частное, полученное отрицанием общего, с необходимостью требует общего.

Рефлексивность невозможна без содержательности. Содержательность заключается в рефлексивности. То, что общее рефлексивно, означает, что оно имеет содержание, точнее, оно есть содержание. В рефлексивности общего общее есть как «вне себя бытие» так и «внутри себя бытие». Оно есть отношение к самому себе, т.е. представляет сущность.

Содержательность общности была непонятна для Канта; для него общее есть только бессодержательное правило: содержание привходит извне; содержание не имеет никакой общности и общность — никакого содержания. Поэтому общее есть априорная форма, пустая форма, которая должна быть заполнена содержанием, имеющим другой принцип и источник. Их связь посредством схем осталась неразрешимой трудностью у Канта.

Эта трудность Канта и трудности, связанные с формализмом, которые имеются в современной формальной логике, легко разрешаются, если мы встанем на почву содержательности общего, рефлексивности общего.

В содержательной общности содержание есть элементы, являющиеся содержательными частными, содержание, как элементы, представляет односторонность общего. Единство односторонностей, как частных, есть общность. Таково, например, производство в отношении своих моментов: собственно производства, распределения-обмена и потребления. Таков товар в отношении своих сторон и т.п. Такое общее есть единство своих элементов, но логическое единство есть, вместе с тем, понимание, понятие. Таким образом, в аспекте содержательного общего логическое и показательное совпадают друг с другом.

Таково положение и в самих логических формах. Понятие есть содержательное общее, поскольку оно есть единство признаков, которые представляют его односторонности, и в этом смысле, содержательные частные; таково, например, понятие производства, понятие истины и т. д. Каждое понятие есть одна, единая мысль, содержащая определенные признаки. Категория тоже имеет природу содержательной общности как единство подчиненных ей категорий, ее моментов; например, категория меры есть единство количества и качества; категория количества есть единство прерывности и непрерывности; категория бесконечного есть единство конечного ипротивоположного ему бесконечного; общее есть единство частного; противоположного ему общего. Понятие и категория как «охватывающие» имеют природу содержательной общности. Каждому понятию и каждой категории присущи общность и ее содержательность, поскольку содержанием называется единство элементов.

Как мы уже знаем, содержательное общее есть конкретное общее. Содержательность конкретного общего придает смысл абстрактному общему, которое представляет собой односторонность конкретного общего. Абстрактное общее есть менее конкретное общее. Категории находятся друг с другом в отношении абстрактной и конкретной общности. Абстрактные общие составляют конкретное, вкотором они оправдываются. Абстрактное есть момент конкретного. Момент оправдывается в целом. Это обстоятельство есть доказательство, т.е. оно имеет логическую природу; но, вместе с тем, существование абстрактного в конкретном, как момента, есть его понимание. Так что, логическое и познавательное совпадают друг с другом, в отношении абстрактного и конкретного. Такое логически-познавательное представляет отражение существования сторон предмета в их целостности.

Содержательное общее, как «охватывающий» момент, есть сущность, односторонности которой представляют «явления». В определенном смысле, сторона есть «явление». Понятие есть отражение сущности, ее признаки представляют ее «явления». Так объединяются понятия сущности и явления, частного и общего на основании содержательного общего. Поэтому надо сказать, что содержательность общего есть определенное основание объективно-логического, познавательного и истины, которые с определенной стороны представляют одно и то же. На основании этого тождества диалектика, логика и теория познания есть одна и та же наука. В аспекте единства категорий общего и частного диалектика, логика и теория познания есть одно и то же.

Какой-нибудь признак понятия, как момент, таков потому, что само понятие есть его предикат. Так возникает суждение, которое посредством утверждения-отрицания связывает момент с его целым. Суждение, как мы знаем, есть односторонность, оно само есть момент целого, умозаключения, но и суждение имеет момент, в отношении которого оно есть единство, определенная содержательная общность. Так что, понятие, суждение и умозаключение являются содержательными общими. Их отношение есть отношение содержательной общности и содержательного частного. Переход суждения в умозаключение, умозаключения в понятие и осуществление понятия, как общей мысли умозаключения в бесконечном умозаключении, как мы знаем, представляют моменты или ступени единого процесса. Этот процесс представляет логическое развитие, которое равняется и развитию познания — знания.

Указанная здесь связь логических форм, как логическое развитие, есть отношение конечного и бесконечного, которое было рассмотрено выше; здесь мы хотим использовать его как аргумент для доказательства тождества диалектики, логики и теории познания. Конечное есть содержательное частное, бесконечное есть наиобщее. Полное конечное есть полное частное, которое равняется одной стороне противоречия. Полное общее есть логическое бесконечное, являющееся общностью единства противоречия. Логический процесс, развернутый между конечным и бесконечным, есть логическое развитие, ступени которого представляют вышеназванные и ранее рассмотренные логические формы. Эти логические формы, их связи-переходы и действующие в них категории — тождество, отрицание, различие, противоречие, единство — представляют собой различные содержания и логические формы; все они имеют смысл благодаря содержательной общности, которая представляет общность бесконечно-логического; все объясняется единством противоречия. Поэтому и постольку диалектика, логика и теория познания есть одно и то же.

Выше было отмечено и то, что одним из аргументов, доказывающих тождество этих трех наук, является то, что мы назвали содержательным обобщением. Как было сказано, содержательное обобщение осуществляется посредством отрицания, именно посредством такого отрицания, которое осуществляет «прибавление»; посредством отрицания мы уходим более глубже, переходим к «более» содержательной общности; в содержательном обобщении осуществляется «прибавление» признаков посредством отрицания, т.е. осуществляется логическое снятие-сохранение. Именно путем снятия-сохранения осуществляется переход от содержательного частного, как односторонности, к содержательному общему, как единству. Логическое развитие есть процесс становления содержательного общего.

Природу логического развития мы специально рассмотрим в последующем, здесь мы хотим только отметить, что логическое развитие является как диалектическим, так и логическим и познавательным. Поэтому диалектика, логика и теория познания должны представлять одну и ту же науку.

В логическом развитии содержательное частное переходит в содержательное общее. Этот переход означает, что: 1) первое есть второе — частное есть общее, и 2) «первое есть второе» означает «понять первое как второе» — понять частное, как общее, понять субъект как предикат понять суждение как опосредствованную связь, которая в полном виде есть умозаключение. Суждение «частное есть общее» означает, что частное переходит в общее, иначе говоря: надо понять частное как общее (для Аристотеля общее — вторая субстанция — есть понятийная природа частного); а это означает понять первое как его противоположность. Поэтому надо сказать, что логическая форма и форма понимания, с определенной стороны, есть одно и то же.

Таким образом, признание содержательности логического общего есть один из аргументов для доказательства тождества диалектики, логики и теории познания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: