Закон логического и знания

То что было сказано выше о логических законах, здесь должно быть использовано для доказательства тождества диалектики, логики и гносеологии.

Закон логики есть и закон знания-познания. В аспекте логического закона логическое и познавательное одно и то же. Если логическое должно подчиняться закону невозможности противоречия, то и познание-знание должно подчиняться этому закону; если противоречие есть логическая ошибка, то будет ошибкой и с точки зрения познания. С точки зрения формальной логики противоречие одинаково нарушает как истину, так и логическую правильность; противоречие и невозможность противоречия есть критерии отличения ошибки от истины и правильности. Мысль, содержащая противоречие, считается ошибочной как с логической точки зрения, так и с точки зрения познания.

Если закон единства противоречий признаем логическим законом, то он должен быть признан и законом познания-знания. В аспекте единства противоречий логическое и познавательное одно и то же. На основании единства противоречий диалектика, логика и теория познания представляют одну и ту же науку.

Таким образом, с точки зрения логического закона, все равно, примем ли мы невозможность противоречия формальной логики, или закон единства противоположностей диалектической логики, логика и теория познания есть одно и то же. Более того: подобно закону невозможности противоречия, признанному Аристотелем и законом онтологии, и закон единства противоречий является универсальным законом действительности; он является законом онтологии, который действует как в логическом, так и в процессе познания — в логике и в гносеологии.

Мысль логиков-позитивистов о том, что законы логики являются законами игры, должна быть признана ошибкой. Признание законов логики законами игры есть отрицание их объективности, что означает отрицание законов логики как таковых. Закон науки, и в частности логики, есть объективный закон, тогда как законы игры не являются таковыми (хотя без какой-то объективности нет и законов игры); они устанавливаются на основании договора; их можно изменять произвольно (хотя и этот произвол имеет объективный предел). Против признания законов логики законами игры достаточно привести один аргумент: признание законов логики законами игры само не может быть игрой; в противном случае, мы можем свободно упразднить это признание, т.е. признать объективность законов логики. Если признание законов логики законами игры само есть игра, тогда становится возможным признать законы логики иногда законами игры, а иногда нет. В таком случае теряется всякая логика. Если признание законов логики законами игры само не есть игра, то законы логики имеют объективное основание, они объективные законы, а не законы игры. Признание законов логики законами игры упраздняет само себя, представляет собой отрицание законов логики. Невозможно вообще отрицание закона, поскольку, в противном случае, мы должны объявите само это отрицание абсолютным законом. Тем более, если это относится к логическому закону. Логическое отрицание логического закона невозможно, так как и в таком случае действует логический закон отрицания. Отрицание логических законов само утверждает их необходимость.

Как известно, закон есть одна из философских категорий. Он является наиобщим для бытия, логического и познания. Поэтому, как это мы показали выше, логический закон содержит те признаки, которые содержатся вообще в понятии закона, хотя он специфичен, поскольку является именно законом логической мысли. Поскольку закон, как таковой, есть категория, постольку признак категориальности имеет и закон логического; закон логического есть закон доказательства, поэтому он первичен для доказательства любого закона. Закон есть одна из категорий, но он сам представляет определенную связь категорий. Например, закон единства противоречий объединяет категории противоречия и единства; то же относится к другим законам. Закон, как мы знаем, есть форма общности существенной связи. Таков и закон логического. Логический закон, как форма общности существенной связи мыслей, сам является единством определенного содержания и формы; он есть определенность содержания, определенное правило. Закону, как правилу, ясно, присуща общность закона и правила, содержательная общность. Закон представляет собой форму содержательной общности. Закон не есть чистая форма. Он не является априорным и не принимается на основании соглашения. Всякое соглашение подчиняется закону, а не наоборот. Закон не может не быть объективным.

Логические законы должны быть положительными, необходимыми и достаточными условиями логической связи, они должны выражать ее природу. Из вышерассмотренных логических законов некоторые суть только отрицательные условия логической связи. Известно, что законы тождества, невозможности противоречия и исключенного третьего представляют собой необходимые, недостаточные и отрицательные условия логической связи и истины. Этим законам подчиняется и ошибка. «Всегда истинные» положения математической логики, как законы, имеют тавтологическую природу, поэтому они ничего не говорят о действительности, об объективности. Внесение различия в тождественное дает нам возможность говорить об объективности. Тождественно все, такова и ошибка. Закон единства противоречий и подразумеваемые им некоторые законы представляют собой необходимые, достаточные и положительные логические условия как истины, так и логического, поскольку они составляют одну и ту же сущность истины и логического. Поэтому обеспечено тождество диалектического, логического и познавательного.

Большинство логических законов общи для бытия, логического и познания, хотя приобретают в этих сферах специфичность. Как мы знаем, логические законы мысли объединяются в одном наиосновном законе — в законе единства противоречий, который является универсальным законом действительности, но действует и в познании, как метод, способ познания действительности, и в логическом, где имеет форму закона самоутверждения. Закон тождества есть закон как действительности, так и мысли; таков и закон невозможности противоречия, как закон существования, познания и логического; таков и закон основания, поскольку существует как реальное, так и логическое основание и основание познания. Это относится и к многим другим логическим законам и т. п.

Вследствие указанного, логические законы не могут не иметь объективного содержания, не могут не быть содержательными. Закон единства тождества и различия есть та форма, в содержании которой имеются элементы тождества и различия; закон взаимоутверждения содержит как моменты отрицания, так и утверждения. Закон утверждения отличается от закона тождества именно содержательностью (как это в своеобразной форме впервые доказал Фихте); закон утверждения утверждает «А», тогда, как закон тождества («А есть А») есть только форма, именно форма «если—то» и т. п.

Как было сказано, основные законы диалектики действуют специфически и в логической сфере. Например, закон перехода количества в качество и обратно действует в сфере логики, как закон получения нового или необходимого второго; закон отрицания отрицания непосредственно осуществляется в логической сфере; снятие-сохранение имеется и в этой сфере и внутреннее противоречие представляет двойное отрицание отрицания; закон единства противоречий представлен законом самоутверждения, именно, законом самоутверждения внутренним отрицанием. Этим обеспечивается тождество диалектики, логики и теории познания.

Рассмотрение логических законов и форм мысли убедило нас, что в каждой форме логического действует момент отрицания (математическая логика тоже вынуждена признать всеобщность отрицания). Как мы знаем, такое отрицание имеет относительный характер. Относительное отрицание есть момент связи вообще (В. И. Ленин) и, в частности, логической связи. Отрицание с необходимостью подразумевает отрицаемое и отрицающее, этим получается единство противоречий, как сущность логической связи; диалектическое, логическое и познавательное есть одно и то же и в аспекте «отрицания».

Некоторые законы логического оправдывают «прямолинейность» логического, его необратимость. Таковы все законы как старой, так и новой формальной логики. Формальная (и математическая) логика не знает обратимости в логическом. Логическая связь, природа которой выражена принципом «если—то», опирается на законы тождества, невозможности противоречия и на некоторые другие; основание определяет следствие, а не наоборот. Но в диалектической логике имеются законы, которые обеспечивают обратимость, непрямолинейность, круг в логической связи. Таковы законы необходимости противоречия (отрицательная диалектика), взаимоотрицания, взаимоутверждения, самоутверждения и другие. Не только основание определяет следствие, но и наоборот (поэтому и возможны индукция и дедукция). Обратимость, круг, ясно, не исключает «прямолинейности», в противном случае, будет невозможным сам круг. «Прямолинейность» есть момент «круга», так сказать, первая его половина.

Обратимость и круг в логическом означают рефлексивность логического. Рефлексивность диалектико-логического определяют законы, среди которых наиосновным является закон самоутверждения, моменты которого выражаются законами взаимоотрицания, взаимоутверждения и др. Именно обратимость и рефлексивность обеспечивают возможность избежать опасности бесконечного регресса в доказательстве, оправдать доказательство без аксиом, недоказанных положений, как. это мы специально выясним в последующем. Как мы знаем, рефлексивность и круг возможны и оправданы в логической бесконечности; в сфере конечного они представляют ошибку.

Вышерассмотренные логические законы непосредственно опираются на категории конечного и бесконечного; точнее, на диалектическое единство конечного и бесконечного, где бесконечное есть «охватывающее»; в конечном счете, законы логического представляют собой законы бесконечно-логического. Закон самоутверждения непосредственно выражает логически-бесконечное, утверждение нечто посредством его же отрицания. Логические законы объясняют как абстрактно-логическое, так и отрицательное диалектико-логическое и положительно-диалектико-логическое; они являются объясняющими законами логической односторонности — суждения, «неполных» и «полных» умозаключений, — законами логического развития. Логические законы представляют собой законы бесконечного умозаключения, поэтому и законы конечно-логического. Конечное., как «это, а не другое» или «это, а не противоречащее», и бесконечное, как самооснование, являются категориями универсального характера. На их основании и в их аспекте диалектическое, логическое и познавательное одно и то же.

Выше было выяснено и то, что связь логических законов представляет собой логическое развитие, где логические законы являются признаками — содержанием единого логического. Поэтому связь логических законов имеет природу содержательного логического. Поэтому логика, обоснованная этими законами, есть «предметная» и содержательная логика. Вследствие этого она есть онтологическая логика и представляет собой определенную теорию познания.

Следовательно, в аспекте логических законов диалектика, логика и теория познания одно и то же.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: