Язык и речь. Язык как система

Язык как система. Одной из принципиальных особенностей современной науки является системный подход к объектам исследования. В соответствии с этим как система рассматривается и язык.

Наиболее распространенным является следующее определение понятия «система»:«система – множество элементов с отношениями и связями между ними, образующее определенную целостность»[12]. Таким образом, в основе определения лежит представление о множестве взаимосвязанных элементов, которые в системе выступают как единое целое. Не вызывает сомнения отнесение к числу системных еще ряда признаков, которые касаются внутреннего строения системы, ее специфических свойств и поведения:

1) упорядоченность в ее структурной организации,

2) иерархичность,

3) стабильность в сочетании с подвижным равновесием,

4) активное или реактивное поведение (определяемое во всех существенных моментах воздействием среды или определяемое не только средой, но и собственными целями системы),

5) синхронический (от греч. syn – вместе + chronos – время, т.е. указывающий на одновременность) и диахронический (от греч. dia – через, сквозь + chronos – время,т.е. смена состояний, эволюция) аспекты,

6) функционирование,

7) развитие и др.

Этим требованиям системы язык удовлетворяет. Язык – множество элементов, которые взаимосвязаны и выступают как единое целое. Язык имеет иерархическое, уровневое строение. Уровни языка – подсистемы общей языковой системы, «каждая из которых характеризуется совокупностью относительно однородных единиц и набором правил, регулирующих их использование и группировку в различные классы и подклассы»[13]. Язык – очень сложная система, и поэтому полного единообразия в выделении языковых уровней нет. Так, в «Лингвистическом энциклопедическом словаре выделяют следующие уровни: фонемный, морфемный, лексический (словесный), синтаксический (уровень предложения), а в учебном пособии для студентов высших педагогических учебных заведений М.В. Львов выделяет произносительный, морфемный, лексический, морфологический, синтаксический уровни и уровень текста[14]. Иногда выделяют семиотический, словообразовательный, фразеологический, стилистический и др. уровни.

Строение языка упорядочено (ср., например, члены простого предложения и разновидности придаточных предложений в сложноподчиненном предложении; здесь много однотипности), а между уровнями устанавливаются многогранные связи (так, например, побуждение может выражаться средствами лексики, морфологии, синтаксиса, интонацией: Вон! Уходите! Чтобы я Вас больше не видел!). Язык имеет собственные законы, но подвергается влиянию среды (в периоды бурной общественной жизни, например, очень обогащается лексика). Язык по-разному функционирует в разных сферах общественной жизни (ср., например, какие языковые средства используются при чтении научной лекции и в бытовом разговоре). Он развивается вместе с развитием общества (произведения А.С.Пушкина – это классический образец русского литературного языка, но для современного человека в них уже много устаревшего, непонятного).

Соотношение языка и речи. В соответствии с этим дается следующее определение языка: «Язык – стихийно возникшая в человеческом обществе и развивающаяся система дискретных (членораздельных) знаков, служащая для целей коммуникации и способная выразить всю совокупность знаний и представлений о мире»[15]. Язык, таким образом, система знаков. Реализацию же, использование языка в процессе общения обозначают особым термином – «речь».

Знак – это выразитель определенного значения. Естественно, что понятие «знак» используется не только в науке, но и в разных сферах жизни. Так, например, знаком является определенный цвет светофора (зеленый – «путь открыт» и т.д.). Профессор Плейшнер в фильме «Семнадцать мгновений весны» погиб потому, что не обратил внимания на то, что на окне явочной квартиры стоял цветок, который был знаком провала. Знак, следовательно, имеет форму (план выражения) и значение (план содержания), т.е. он двусторонен.

Двусторонен и языковой знак. Ср., например: стол и столик; ясно, что суффикс -ик в данном случае служит для обозначения маленького стола.

Знаки выделяются на основе так называемых дифференциальных признаков. Таким, например, признаком, отличающим стул от табуретки, является наличие у него спинки. Дифференциальные признаки устанавливаются в результате сопоставления знаков. Так же выделяются и языковые знаки. Сопоставление, например, форм стол – стола позволяет установить у формы Им.п. слова столٱ наличие так называемого «нулевого окончания» (нулевого знака), т.е. значимого отсутствия материально выраженного окончания, в то время как у формы Р.п. оно выражено (окончание – а). Знаки в системе объединяются в классы. Так, например, части речи являются лексико-грамматическими классами слов.

Между знаками в системе существуют определенные отношения. Эти отношения строятся на основе синтагматики (от греч. syntagma – нечто соединенное), т.е. на основе ряда совместно существующих, употребленных единиц, и на основе парадигматики (от греч. paradigma – пример, образец), т.е. на основе ряда единиц, образованного в результате их сопоставления, объединенного в памяти на каком-то основании. Графически это обычно изображается так:

 

Парадигматика (язык)

 

                                                                      Синтагматика (речь)

 

Так, например, парадигмами являются совокупности форм одного и того же слова:

  Ед. число Мн. число Ед. число Мн. число
1 л. я мы люблю любим
2 л. ты вы любишь любите
3 л. он они любит любят
         
И.п. деревня деревни    
Р.п. деревни деревень    
Д.п. деревне деревням    
В.п. деревню деревни    
Т.п. деревней деревнями    
П.п. (о) деревне (о) деревнях    

Парадигмы даются в грамматике (там отражены факты языка). В речи же употребляется одна из существующих в языке форм (словоформ), которая сочетается в пределах синтагматического, линейного, ряда со словоформами других слов: Люблю я деревню.

Речь как реализация языковой системы. Общую характеристику речи обычно дают через противопоставление ее языку, причем выделяют свойства речи, которые противопоставляются свойствам языка, и свойства, которые непосредственно противопоставить нельзя.

I. Свойства речи (основные), которые можно противопоставить свойствам языка.

Язык (система) Речь (реализация системы)
1. Орудие (средство) общения. 2. Язык отвлечен от конкретных жизненных ситуаций. 3. К языку неприменимы нравственные категории правдивости и ложности. 4. Язык нецеленаправлен, а лишь создает возможности для целенаправленной деятельности людей. 5. Язык абстрактен; его единицы – конструкты, образуемые дифференциальными (различительными) и интегральными (общими) признаками, например, фонемы. 6. Язык имеет уровневую организацию, иерархическую; он парадигматичен. 7. Язык потенциален (он может быть использован в речи), статичен. 8. Язык ограничен определенным набором единиц, инвариантен. 9. Язык – результат коллективного опыта людей, он обязателен, объективен. 10. Язык образуется регулярными, закономерными чертами, упорядочен. 1. Само общение, язык в действии, т.е. процесс общения. 2. Речь – конкретное применение языка в определенных жизненных ситуациях (труд, учение, быт и т.д.). 3. То, что высказано в речи, всегда бывает либо истинным, либо ложным. 4. Речь всегда направлена к достижению какой-либо цели. 5. Речь материальна, конкретна; она воспринимается чувствами (слухом, зрением, осязанием), например, звуки, буквы. 6. Речь линейна (это последовательность слов, предложений, компонентов текста, связанных по законам грамматики, логики, композиции); она синтагматична. 7. Речь актуальна (это уже использование языка в процессе общения), она динамична. 8. Речь вариативна, ее возможности в этом отношении очень широки, хотя и не беспредельны. 9. Речь индивидуальна, произвольна, субъективна. 10. Речь допускает элементы случайного, неупорядоченного.

 

II. Свойства (тоже самые основные) речи, которые отдельно взятым чертам языка противопоставить нельзя.

1. Речь, являясь видом деятельности индивида, может характеризоваться:

а) темпом (речь быстрая, медленная), тембром, степенью громкости, четкости и др.;

б) социальной окрашенностью (гневная, ласковая, ироничная, почтительная и т.д.);

в) степенью стройности, связности (логичная, последовательная, бессвязная, сбивчивая и т.д.);

г) эстетической оценкой (художественная, поэтичная, изящная и т.д.);

д) этической оценкой, нормативной (правильная, неправильная, исковерканная и т.д.).

2. Речь обладает функционально-стилистическими особенностями, которые позволяют различать стили речи (научный, публицистический, деловой, обиходно-бытовой и др.)[16].

3. Речь является объектом исследования не только лингвистов, но и психологов (психолингвистов), социологов (социолингвистов), философов, литературоведов, физиологов и др.

В речи реализуются функции языка, причем обычно они выступают в сочетании друг с другом. Так, например, в бытовом разговоре могут сочетаться функции коммуникативная, информативная, денотативная (назывная), эмотивная, контактоустанавливающая, дифференциальная и др.

Общие функции языка в речи конкретизируются, и это зависит от конкретных целей, задач общения, от тех условий, в которых осуществляется это общение. Так, при двусторонней связи осуществляется коммуникативная функция, функция общения говорящих, а при односторонней – тесно связанная с ней функция сообщения, информативная (ведомственные инструкции, например, ответа не предполагают). Речь играет большую роль в организации труда и вообще самой разнообразной деятельности (реализуется функция, планирующая эту деятельность), в познании действительности, ее закономерностей, в закреплении этих знаний и в связи поколений (реализуется функция познавательная, когнитивная).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: