Связь языкознания с другими науками

Язык играет огромную. роль во всех сферах человеческой жизни. Этим обусловлено то обстоятельство, что языкознание связано со всеми основными областями современной науки. Наиболее старыми являются связи с науками гуманитарными. От самого своего зарождения языкознание органически связано с философией; в Древней Греции оно было, собственно говоря, частью философии, причем и до сих пор язык является основным объектом некоторых философских систем, например, семантической философии. Для диалектического материализма язык представляет собой объект, который рассматривается в аспекте общих законов существования и развития мира. С позиций диалектического материализма решаются вопросы о сущности языка, о связи языка и сознания, о взаимоотношении языка и общества, о функционировании, развитии языка и др. Логика видит в языке формы выражения единиц мышления (понятия, суждения, умозаключения). В психологии изучаются психические процессы, связанные с порождением и восприятием речи. Языкознание тесно связано с литературоведением; совокупность наук, изучающих язык и литературу того или иного народа, носит название «филология» (от греч. phileō – люблю + logos – слово). Язык является одним из источников исторической информации, а лингвист, в свою очередь, использует исторические труды при изучении истории языка. Более новые связи устанавливаются у языкознания с науками математического и технического характера. Так, язык связан с кибернетикой (от греч. kybernētike – искусство управления), с наукой об управлении, т.е. об организации целенаправленных действий в машинах, в живых организмах, потому что язык способствует организации управления. Язык изучается и используется в информатике как средство хранения, переработки и выдачи информации. Математическая логика использует язык как естественную знаковую систему (см. 34-38), которая может дать материал для решения формально–логических задач. Перечень наук, для которых язык может быть предметом внимания и которые, в свою очередь, используются при изучении языка (его звукового состава, порождения и восприятия речи, развития и проч.), весьма обширен. Это, например, физика (акустика); анатомия; общая физиология и физиология высшей нервной деятельности; археология (от греч. archaiologia – рассказ о старине) – наука, изучающая историческое прошлое человека по вещественным памятникам – жилищам, поселениям, утвари и др.; антропология (от греч. antrōpos – человек + logos – понятие, учение) – наука о происхождении человека и его рас; этнография (от греч. ethnos – народ + graphō – пишу) – отрасль исторической науки, изучающая состав, происхождение, расселение народов мира, особенности их культуры; педагогика; дефектология (от лат. defectus + греч. logos) наука о развитии, воспитании, обучении детей с физическими и психическими недостатками; методика преподавания языка.

Для современной науки очень характерно образование новых научных дисциплин на стыке наук, в том числе и на стыке лингвистики (фр. linguistigue < лат. lingua – язык; о языке, языкознание) с другими науками, например: на стыке психологии и лингвистики образовалась психолингвистика – наука, изучающая процессы порождения и восприятия речи в их соотнесенности с системой языка, в том числе и процессы осознания ребенком системы родного языка; социолингвистика как отрасль языкознания, изучающая вопросы общественного существования языка и общественные условия его развития; математическая лингвистика как раздел языкознания, характеризующийся использованием алгебраических, теоретико-множественных и логико-математических методов исследования языка; нейролингвистика как отрасль науки, стоящая на границе психологии, неврологии и лингвистики (в ней изучаются мозговые механизмы речевой деятельности и те изменения в речевых процессах, которые возникают при локальных поражениях мозга); этнолигвистика – направление в языкознании, изучающее взаимодействие языковых, этнокультурных и этнопсихологических факторов в функционировании и развитии языка.

Очень большое значение для языкознания имеет развитие лингвосемиотики, возникшей на стыке семиотики (от греч. sēmeion – знак, признак), научной дисциплины, изучающей общее в строении и функционировании различных знаковых (семиотических) систем, хранящих и передающих информацию, и лингвистики. Такие знаковые системы действуют и в человеческом обществе (главным образом это язык), и в самом человеке (зрительное и слуховое восприятие предметов и явлений; логическое рассуждение), и в природе (коммуникация в мире животных). Выделяют три взаимосвязанных аспекта (раздела) семиотики: синтактика, изучающая отношения между знаками и способы их сочетания; семантика, исследующая отношение знаков к обозначаемым объектам; прагматика, рассматривающая отношение между знаками и теми, кто их использует. Синтактика в лингвосемиотике – это отношения между знаками в речевой цепи и отношения, возникающие в результате их сопоставления, закрепленного в памяти на том или ином основании, т.е. синтагматика и парадигматика; лингвистическая семантика – это теория значения и обозначения; лингвистическая прагматика – теория речевого воздействия, теория стилей и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: