Общеметодологические принципы возникли как обобщение данных различных наук, и поэтому диалектико-материалистический метод познания, являясь их общим выражением, обеспечивает единство всех наук, которые опираются на этот метод. Но одной лишь общей методологии недостаточно для успешной исследовательской работы в области конкретных наук. Поэтому каждая наука вырабатывает специальные методы исследования. В этом смысле метод – некоторая совокупность рабочих приемов, объединенных каким-либо общим принципом.
Языкознание, как и любая наука, использует методы двух типов: 1) общенаучные; 2) специальные методы данной дисциплины.
Общенаучные методы (способы, приемы) исследования – это наблюдение, эксперимент, моделирование, интерпретация.
Наблюдение представляет собой отбор, выделение фактов для изучения, установление их признаков, фиксация фактов (таблицы, картотеки, графики и под.).
Эксперимент – это научно поставленный опыт (фонетический, социальный и т.д.). Так, например, чтобы установить особенности речи в разных социальных условиях, специально подбирают группы людей (информантов) и создают для них соответствующие условия, ситуации.
|
|
Моделирование – создание моделей разных типов.
Модели-образцы: – ٱ – а – у и т.д. | Модели-диаграммы: Я читаю хорошую книгу |
Модели–конструкты: NI – Vf. Это схема предложения типа «Мальчик (подлежащее – имя сущ. в им.п.) бежит (сказуемое – спрягаемая форма глагола, подчиненная подлежащему)».
Интерпретация – раскрытие смысла (оценка) полученных результатов.
Специальные, т.е. собственно лингвистические, методы: описательный метод, сравнительно-исторический и исторический методы, структурные методы и др.
Описательный метод предполагает не только простое описание явлений языка, но и их анализ, теоретическое истолкование. Представители разных грамматических школ вели описание одних и тех же языковых фактов по-разному.
Сравнительно-исторический метод используется прежде всего для выяснения родства между языками, для установления закономерностей, которые управляли развитием родственных языков в прошлом. С помощью исторического метода изучается развитие одного конкретного языка.
Структурные методы очень разнообразны. Так, представители американского структурализма ставят перед собой задачу описать язык на основе перечисления всех окружений изучаемого объекта, например: Мальчик очень ловкий; слово «очень» может сочетаться со словом «ловкий», т.е. с именем прилагательным, и не может сочетаться со словом «мальчик», т.е. с именем существительным.