Виды речевой деятельности

Виды речи по акустической нереализованности/реализованности (внутренняя и внешняя).

Внутренняя речь – это речь мысленная, не реализованная в высказывании. Речь эта имеет разные стадии, разную степень языковой оформленности. Л.С. Выготский писал: «Мысль, превращаясь в речь, перестраивается и видоизменяется. Мысль не выражается, но совершается в слове»[17]. В том случае, если предназначена для реализации в устной, а тем более в письменной форме, она доходит до стадии «внутреннего говорения», оформляется в соответствии с правилами грамматики. Если же это речь только про себя, она фрагментарна, сокращенна, сжата; ей свойственны минимум расчлененности, предикативность (отсутствует тема, используется лишь предикат, рема); она носит ситуативный характер. Внутренняя речь протекает очень быстро; речемыслительный процесс неравномерно распределяется во времени, членится на отдельные кадры; это «язык семантических комплексов» иногда в сочетании с наглядными образами.

В этом отношении интересны, например, самонаблюдения Альберта Энштейна: «Слова, как они пишутся или произносятся, по-видимому, не играют какой-либо роли в моем механизме мышления. В качестве элементов мышления выступают более или менее ясные образы и знаки физических реальностей. Эти образы и знаки как бы произвольно порождаются и комбинируются сознанием. Существует, естественно, некоторая связь между этими элементами мышления и соответствующими логическими понятиями». «Слова и другие символы я старательно ищу и нахожу на второй ступени, когда описанная игра ассоциаций уже установилась...»[18].

Внутренняя речь изучается не только методом самонаблюдения; она исследуется на основе различных нарушений в речемыслительном процессе, с помощью аппаратуры, регистрирующей микродвижения артикуляционных органов, на основе изучения речевых ошибок.

Совершенно очевидно, что внутренняя речь играет исключительную роль в жизни современного человека при решении самых различных жизненных задач, при накоплении и переработке разнообразной информации.

Внешняя речь – это обычно двусторонний процесс, ибо для общения нужно не менее двух участников коммуникативного акта. Внешняя речь реализуется устно или письменно и имеет следующие виды: говорение/слушание, письмо/чтение

Виды речи по форме кодирования (реализации) – устная и письменная.

Язык представляет собой определенное единство, но это единство не абсолютное. Прежде всего следует учитывать, что язык существует в двух формах – устной (звуковой) и письменной (буквенной). Обе эти формы функционируют параллельно, но основной является речь устная: она первична (письменная речь возникла позже) и представляет собой основную форму общения (мы чаще говорим, чем пишем), хотя, конечно, роль письменной речи в развитии человечества переоценить трудно.

Эти две формы речи различаются по ряду показателей:

I. По характеру и условиям реализации:

устная речь 1) рассчитана на слуховое, неповторяющееся восприятие; 2) адресуется непосредственно слушателю; 3) говорящий может контролировать ее восприятие; 4) большую роль в ней играет интонация (высота тона, паузы, тембр голоса, логические ударения и др.), мимика, жесты, обстановка речи[19]. письменная речь 1) рассчитана на зрительное восприятие, ее можно перечитывать; 2) адресуется читателю через сложную систему графики и орфографии; 3) восприятие ее обычно контролировать нельзя; 4) у нее нет вспомогательных средств – интонации, мимики и проч., хотя это пишущие и стремятся как-то восполнить (описанием интонации, разными шрифтами, подчеркиванием и т.д.).

 


II. По степени употребительности:

1) устная речь преобладает; 2) количество записанных устных текстов еще невелико. 1) но роль письменной речи при современном развитии науки возрастает; 2) письменных текстов существует огромное количество (книги, журналы, рукописи и т.д.).

 

III. По степени подготовленности:

1) устная речь обычно спонтанная, неподготовленная, хотя может быть и подготовленной (доклад, публичое выступление и др.); 1) письменная речь обычно подготовленная; 2) подчинена литературной норме.  
2) подчинена своим закономер-ностям; в ней есть область нелитературная и литературная, но в целом в устной речи больше стихийности, случайного (перебивов, самоперебивов, избыточности и т.д.).  

 

Между письменной и устной речью сложные взаимодействия. С одной стороны, устная речь (большую роль здесь играют радио, телевидение) оказывает влияние на письменную речь; элементы устной разговорной речи проникают в разные стили письменной речи (осуществляется процесс демократизации «книжных» стилей письменной речи). А с другой стороны, в устную разговорную речь проникают элементы письменной (книжной) речи, что часто приводит к очень нежелательным последствиям: живая разговорная речь «оканцеляривается», становится беднее, шаблонное. Достоинства письменной и устной речи могут совмещаться очень своеобразно, например, в случаях, когда доклад или выступление написаны заранее, т.е. подготовлены, но не читаются, а свободно излагаются в устной форме.

Изучение письменной речи легло в основу науки о языке. Изучение же устной речи серьезно начато лишь в последние десятилетия, но, несмотря на это, вскрыты уже многие ее закономерности.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: