Худ. Образ - категория эстетики, характеризующая особый, присущий только ему способ освоения и преобразования действительности. Образом так же называют любое явление, творчески созданное в художественном произведении (особенно часто - действующее лицо или лит.герой).
Худ. Образ – разновидность образа вообще, под которым понимают результат освоения сознанием человека окружающей действительности.
Худ. Образ экспрессивен, т.е. выражает идейно-эмоциональное отношение автора к предмету. Он обращён не только к уму, но и к чувствам читателей, слушателей, зрителей. Худ.образ самодостаточен, он есть форма выражения содержания в искусстве.
Николаев считает, что худ.образами считается всё в произведении. Хализев и др. считали, что худ.образ – образ человека.
В отличии от чисто психических образов фантазии, в худ.образе достигается творческое ПРЕОБРАЖЕНИЕ реального материала: красок, звуков, слов и т.д., создается единичная «вещь» (текст, картина, спектакль), занимающая своё особое место среди предметов реального мира.
|
|
Эйнштейн: Образ чувственно-воспринимаем, образ идеализирован.
СВ-ВА ХУД. ОБРАЗА:
1.Парадоксальность- неотъемлемая часть худ.образа.
2.Единство конкретного и общего связано с проблемой в типическом образе.
3.Единство эмоционального и рационального: чувства и разум.
*в классицизме основывались на главенстве разума в жизни.
4. Единство объективного и субъективного
ВИДЫ ХУД. ОБРАЗОВ:
1. По степени сложности знака. Одни образы совпадают со словом, либо целым рядом составляющих. А) элементарные (словесная образность: различные стилистические фигуры и тропы).
Б) Образы-детали: строится из множества словесных образов
В) Пейзаж- натюрморт- интерьер: являются самостоятельными.
Г) Образ человека: только когда становится центральным, само по себе упоминание не делает его центром. Персонаж – образ человека в действии.
2.Уровень образных гиперсистем.
а) микрообразы(тропп, фигура
б) макрообразы(характеры,символы)
в)мегаобразы(вселенная)
3. Родовой принцип классификации образов: - эпический (рассказчик и автор и персонаж сразу)
- драматический
- лирический (чувства, внутренний мир, переживания)
4. Стилевая классификация образов: -реалистичекая
|
|
- романтическая
- классическая
5. по месту в произведении образы могут быть главными, второстепенными и эпизодическими
6. по отношению автора: положительные и отрицательные.
Границы образа определяет читатель.
Аспект анализа – специфика женского образа в лирическом тексте. Определите, какими чертами наделен образ женщины в стихотворении А.С. Пушкина «Портрет».
В «Портрете» ключом к женскому образу является комета. И это дает возможность предполагать, что образ женщины представляется неземным существом.(образ-миф по Поспелову).Она яркая личность среди холодных жен Севера, импульсивна, жертвенна. Женщина – комета готова на многое, не смотря ни на что, стремится к заветной цели. Видимо, Пушкину нравились подобные смелые особы, которые были готовы на всё. Он выделял их из общего потока женщин, такого разностороннего женского общества, видя таких «беззаконных комет» и восхищаясь ими..
Билет №8
1. Семиотика – наука о знаках. Образ и знак (общие и отличительные признаки).
Знак- совокупность означающего и означаемого, своеобразный заменитель означаемого (предмета, явления, св-ва, процесса и др.,) его чувственно- предметный предстпвитель, носитель некоей информации о нём. Роль знака выполняют слова (например, слышим «стул» и в данный момент представляем его).
Главное в знаке – то, без чего нет знака, не вещественность, а значение.
С точки зрения семиотики Худ.образ может быть определён как иконический знак (фотография, карта).
Знаки определенным образом классифицируются. Они объединяются в три большие группы:
1) индексальный знак (знак-индекс) указывает на предмет, но не характеризует его, он опирается на метонимический принцип смежности (дым как свидетельство о пожаре, череп как предупреждение об опасности для жизни);
2) знак-символ является условным, здесь означающее не имеет ни сходства, ни связи с означаемым, каковы слова естественного языка (кроме звукоподражательных) или компоненты математических формул;
3) иконические знаки воспроизводят определенные качества означаемого либо его целостный облик и, как правило, обладают наглядностью. В ряду иконических знаков различаются, во-первых, диаграммы — схематические воссоздания предметности не вполне конкретной (графическое обозначение развития промышленности или эволюции рождаемости) и, во-вторых, образы, которые адекватно воссоздают чувственно воспринимаемые свойства обозначаемого единичного предмета (фотографии, репортажи, а также запечатление плодов наблюдения и вымысла в произведениях искусства).
Таким образом, понятие «знак» не отменило традиционных представлений об образе и образности, но поставило эти представления в новый, весьма широкий смысловой контекст. Понятие знака, насущное в науке о языке, значимо и для литературоведения: во-первых — в области изучения словесной ткани произведений, во-вторых — при обращении к формам поведения действующих лиц.
Знаком может быть любая материальная вещь, слово, движение, которое что - либо обозначает или подразумевает конкретную мысль.
Границы образа определяет читатель. Они не обозначены четко. Окружающая их природная, вещная среда обычно показана полнее или более детально.
Аспект анализа – анализ хронотопических черт художественного произведения. В чем, по-вашему, состоят особенности изображения времени-пространства в данном произведении? Какова их художественная функция (о чем они говорят читателю)?
Художественный мир отрывка из «Преступления и наказания» предельно достоверен, как бы даже документален. Автор пытается описать всё крайне реально и ему это удаётся. Например, человек, который живёт в Петербурге, скорее всего узнал бы места, по которым проходил путь Раскольникова. Так же при подробном описании цветов, запахов и проч. можно попробовать представить всё это, ощутить эту страшную жару, запахи, вонь из распивочных, что даже становиться не по себе. Картина предстаёт достаточно мучительная и тошнотворная, можно сказать омерзительная. Многое из описания времени и пространства показывает, что именно доводит Раскольникова до такого состояния, почему он так ведёт себя.
|
|
Человек у Достоевского, как правило, показывается в интимной связи с пространством, окружающим его. Место человека определяет его внутренний мир. «Шкаф» как место обитания человека имеет значение тесноты, духоты. Атмосфера «шкафа» от долгого пребывания в ней человека неизбежно проникает вовнутрь.
«Чрезвычайно жаркое время» - это не просто метеорологическая примета: как таковая она была бы излишней в романе (не все ли равно - летом или зимой совершается преступление?). Через весь роман пройдет атмосфера невыносимой жары, духоты, городской вони, сдавливающих героя, мутящих его сознание до обморока. Это не только атмосфера июльского города, но и атмосфера преступления.
Билет№9