Аспект анализа – анализ композиционных особенностей текста. Какие особенности композиции вы заметили в отрывке из романа Е. Замятина «Мы», какую функцию они выполняют?

композиция - это структура художественной формы, и первая ее функция - "держать" элементы целого, делать целое из отдельных частей; без обдуманной и осмысленной композиции невозможно создать полноценное художественное произведение. Вторая функция композиции - самим расположением и соотношением образов произведения выражать некоторый художественный смысл [Есин, 2000, с. 84].

Основные композиционные приемы: повтор, усиление, противопоставление и монтаж(монтаж два образа, расположенные в произведении рядом, рождают некоторый новый, третий смысл, который появляется именно от их соседства)

Роман написан в жанре фантастики — антиутопии. Жанр романа диктовал выбор сюжетного приема, особенности композиции. В чем они заключаются? Повествование представляет собою записи-конспект строителя космического корабля (в наше время его назвали бы главным конструктором). Он рассказывает о том периоде своей жизни, который позже сам определит как болезнь. Каждая запись (их в романе 40) имеет свой заголовок, состоящий из нескольких предложений. Интересно проследить, что обычно первые предложения обозначают микротему главы, а последнее дает выход на ее идею: «Колокол. Зеркальное море. Мне вечно гореть», «Желтое. Двухмерная тень. Неизлечимая душа», «Авторский долг. Лед набухает. Самая трудная любовь».
Кольцевая композиция романа о романе — возвращение повествователя к исходному рубежу — будто бы подвергает сомнению мотив, звучавший на многих страницах романа, — мотив невозможности победить духовное начало.
Присутствует Влияние поэзии,которое сказывается не только на уровне слова, но и на уровне композиции. Помимо сюжета организующим началом в романе является система лейтмотивов. В роли может выступать любой элемент текста — слово, фраза, деталь, сцена и т.д. Возникнув один раз, мотив затем повторяется множество раз, при этом выступая каждый раз в новом варианте, новых очертаниях и во все новых сочетаниях с другими мотивами.
Билет №15

1. Лирический герой, ролевой герой и персонаж в лирике.

Лирический герой - разновидность лирического субъекта, образ героя в лир. произведении. Его внутренний мир близок к авторскому (т.е. он автопсихологичный), хотя и не тождественен ему. Л.г. является одновременно и объектом изображения (его мысли, чувства, переживания - объект его размышлений). Выделяется в корпусе стихотворений: всем творчестве, отдельном периоде, цикле стихов и пр.Он как и биографическое лицо изменяет свои черты от начала своего творчества к его концу.
Ролевой герой – носитель чужого сознания. Авторская точка зрения также выражена в стихотворении, но косвенно: она может быть выражена в речи, принадлежащей герою, фактически «“ролевые” стихотворения двусубъектны. Одно, более высокое сознание, обнаруживается прежде всего в заглавиях; в них определяется герой стихотворения (“Косарь”, “Пахарь”, “Удалец” Кольцова, “Катерина”, “Калистрат” Некрасова) и иногда – прямо или в иронической форме – выражается отношение к нему (“Хищники на Чегеме” А.С. Грибоедова, “Нравственный человек” Н.А. Некрасова). Сферой другого сознания является основная часть стихотворения, принадлежащая собственно герою». Стихотворения с ролевым героем обычно озаглавлены, и часто это его номинации(не только антропонимы: Катерина, Калистрат, но и любые: косарь, хищники на Чегемеи др.).
«персонаж» - вид зуд. Образа, субъект действия, переживания, высказывания в произведении. Он равен лирическому герою, действующему лицу. (Чернец).
персонаж можно понимать шире: это любое лицо, попавшее в зону сознания лирического субъекта. В качестве синонима, конечно, можно использовать и слово герой (героиня) (персонаж и герой в современном литературоведении стали синонимами). Но важно помнить о специфике лирического рода, о том, что эти герои включены в сознание лирического субъекта, являются объектом его размышлений. В некоторых жанрах лирики необходимо наличие хотя бы одного персонажа, например, в посланиях, мадригалах, эпиграммах, эпитафиях и др., где дается портрет адресата. В элегии, напротив, вполне достаточно присутствия лирического героя. В пейзажной лирике, как правило, персонажи отсутствуют, и даже присутствие автора может быть скрытым, а стихотворения, посвященные темам дружбы или любви, предполагают наличие, как минимум, двух персонажей. Стихотворения, в которых есть элементы сюжета, как правило, многоперсонажные, а лица, изображенные в них, чаще охарактеризованы через взаимоотношения друг с другом. Таким образом, лирику можно условно разделить на персонажную и бесперсонажную.
Персонажи в лирике изображаются иначе, чем в эпосе и драме. Здесь отсутствует или пунктирно намечен сюжет, поэтому характеры редко раскрываются через действия, поступки. Главное – отношение лирического субъекта к персонажу (герою, героине). Например, в стихотворении Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» образ героини создается с помощью сравнений и метафор, передающих восхищение лирического героя («гений чистой красоты», «образ нежный»), при этом конкретные черты отсутствуют. Эти слова можно отнести практически к любой женщине. Именно поэтому, когда необходимо установить, кому посвящено то или иное стихотворение, литературоведы обращаются в большей степени к письмам, дневниковым записям, а не к самим стихотворениям, т.е. в первую очередь апеллируют к биографии поэта, а не его творчеству. Номинации персонажей характеризуют не столько их самих, сколько отношение к ним лирического субъекта.
2.Аспект анализа – числовая символика в произведении. Прочтите тексты, определите, каков в них круг символических значений у числа один?  Особую роль в этих стихотворениях играет слово “один”.

В первом вокруг него строится всё нанизывание. Причём интересно здесь именно то, что возникающие в перечислении “предметы” обычному человеку не приходит в голову считать: Петропавловский шпиль действительно один — но разве мы задумывались о самой возможности иметь их два или больше и ощущали единственность как недостачу? То же и с Летним садом или Зимним дворцом. Финал стихотворения только подкрепит это странное ощущение. “Разграбили город, сволочи!” звучит одновременно и иронически, и яростно, и растерянно — и при этом как бы допускает, что раньше “всего” было как минимум “по два”. Печаль прорывается сквозь строки этого стихотворения; возможно, сама мысль ощутить единственность и одиночество за предмет, вряд ли что-либо ощущающий (нечто похожее есть у Анненского), вызвана собственным одиночеством автора (не отсюда ли и нарастающая при перечислении длина строк, как бы захлёбывающаяся интонация?). Канцелярские слова и выражения советско-бюрократической эпохи, проникшие в текст и даже его название, подчёркивают общую неприютность и казарменную казённость мира, обступившего героя стихотворения.

Во втором тексте слово “один” возникнет в финале — и станет той точкой, к которой нанизывание устремится. “Один” здесь выступает не как знак ущербности и отсутствия, а скорее наоборот — как знак полноты и подлинности. На весах поэзии одно стихотворение гения перевешивает всю “многомиллионную” продукцию прочих производящих стихи людей. При этом вся работа этой армии, по-своему прорывающейся к поэтическому смыслу бытия, вовсе не объявляется ненужной — шутливая интонация, с которой произносятся всё удлиняющиеся строки перечисления, скорее звучит понимающе-мягко. К тому же мир этого стихотворения, в отличие от мира стихотворения предшествующего, оказывается густо населён — и при этом устремлён к одной цели, занят одним делом. Понятие “один” выявляет здесь другие свои грани — общий, объединяющий.


Билет№ 16
1. Сюжет как внутреннее и внешнее движение действия в произведении. Сюжет как событийный образ авторской концепции действительности. Понятие «событие» (по Ю. М. Лотману).

Сюжет — цепь событий, изображаемых в литературном произведении, т.е. Жизнь персонажей в ее пространственно-временных изменениях, в сменяющих друг друга положениях и обстоятельствах.(Хализев).

Сюжет всегда предполагает активное развитие действия, движение. Горький понимает под сюжетом «связи,противоречия,симпатии, антипатии и вообще взаимоотношения людей» - истории роста и организации того или иного характера, типа. Он изображает жизненные противоречия, борьбу и в то же время является средством раскрытия характеров. Сюжет это вся сложнейшая последовательность совершающихся в произведении действий и взаимодействий людей, раскрывающихся как ряд «исторических характеров».
Событием в тексте является перемещение персонажа через границу семантического поля.

Событие может реализовываться как иерархия событий более частных планов, как цепь событий, что образует сюжет.

Событие связано с картиной мира, ведь у каждой эпохи свои представления. Один и тот же конструкт события может быть развернут в ряд сюжетов на разных уровнях. Представляя на высшем уровне одно сюжетное звено, он варьирует количество звеньев в зависимости от уровня текстового развертывания.

Движение сюжета, событие — это пересечение той запрещенной границы, которая утверждает бессюжетная структура. Бессюжетная структура первична и может быть воплощена самостоятельно в тексте. Сюжетная — вториична и представляет собой пласт,наложенный на основную бессюжетную структуру.

2.Аспект анализа – специфика образов. Сравните женские образы в стихотворениях А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» и В. А. Жуковского «Лалла Рук», свои наблюдения обязательно подтверждайте цитатами из текстов.

У Пушкина — Героиня стихотворения поднимается Пушкиным до поэтического идеала. Образно это выражается словами, взятыми из стихотворения Жуковского, - «гений чистой красоты». Слова эти дважды повторяются – в начале и в конце, они становятся сквозным мотивом стихотворения, придавая ему цельность.
Поэт рисует в стихотворении идеальный, небесный образ женщины, чуждый всему земному. Лирический герой называет ее «гением чистой красоты», «божеством», восхищаясь ее милыми, небесными чертами. Но это не просто любовное послание, в котором автор выражает восхищение хорошенькой женщиной.
Так хрупкая красота способна победить «бурь порыв мятежный», а лишь одно «чудное мгновенье» сильнее долгих лет заточения. Это есть настоящее чудо любви, благодаря которому воскресли «и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы». Для Пушкина любить - значит жить и творить, любовь – великий источник вдохновения  
у Жуковского героиня изображается как прекрасная девушка, «милые черты» которой видны сквозь легкое покрывало. Героиня является потусторонним существом «гость прекрасный с вышины», «добрым вестником...небесного», «призраком». Ее появляение воспринимается как явление небесного существа. Нет сомнений в реальности этой женщины, как нет сомнения в том что она «гений чистой красоты». Явление этого мифологического существа лирическому герою воспринимается как сугубо личное, интимное событие и оформляется местоимениями «я», «ты». Самое важное не то, что стоит за образом мифологического существа, а само существо, воплощение его в конкретный чувственный образ. Таким образом, в «Лалла Рук» создается поэтический миф о проникновении прекрасного в земной мир через посредство «гения чистого красоты»

 















Билет №17

1.        Сюжет и фабула в литературном произведении. Основные трактовки этих понятий (Аристотель, Кожинов, Бахтин, Веселовский).
1) Словом "сюжет" обозначается цепь событий, воссозданная в литературном произведении, т.е. жизнь персонажей в её пространственно-временных изменениях, в сменяющих друг друга положениях и обстоятельствах. Б.Н. Томашевский писал: "Совокупность событий в их взаимной внутренней связи назовем фабулой. В составе литературного произведения сюжет выполняет существенные функции. Во-первых, событийные ряды(в особенности составляющие единое действие) имеют конструктивное значение: они скрепляют воедино, как бы цементируют изображаемое. Во- вторых, сюжет насущен для воспроизведения персонажей, для обнаружения их характеров. В-третьих, сюжеты обнаруживают и впрямую воссоздают жизненные события.

Аристотель считал, что основными компонентами сюжетосложения являются события и действия. Под фабулой Аристотель разумеет сочетание фактов. Так как, по словам Аристотеля, "действия и фабула составляют цель трагедии, а цель важнее всего", то " фабула есть основа и как бы душа трагедии".

Кожинов под фабулой предполагает понимать основной событийный костяк произведения, "который может передаваться устно", под сюжетом же - "Действие произведения во всей красе".

Из определений М.М. Бахтина следует, что сфера сюжета не ограничивается событием рассказывания, а, вбирая в себя и рассказываемое событие, охватывает единое событие художественного произведения. Осознание смысла категории фабула позволяет читателю понять закономерность претворения жизненного материала в сюжет, а стало быть, представить себе процесс художественного творчества, без чего нельзя понять, эстетически освоить результат этого процесса-произведение.
Фабула — сюжет, о котором рассказывается; система изображаемых событий; участником события является герой.
Сюжет — событие самого рассказывания; героем является сам автор+повеств. Или рассуждение; то, как рассказано о событиях.
 Веселовский: Сюжеты- это сложные схемы, в образности которых обобщились известные акты человеческой жизни, психики и чередующихся формах бытовой действительности. Фабула- совокупность событий в их взаимной внутренней связи.
2)       Аспект анализа - Сопоставьте набросок А.С. Пушкина «Наденька» и начало повести «Пиковая дама». В чем сходства и отличия сюжетостроения этих текстов?

Тематика данных текстов сходна -карточная игра. Она вводит читателя в состояние азарта. Итак, нам представлена игра, в ходе которой завязывается диалог между участниками. После диалога, в первом случае игроки решают уехать к Наденьке, во втором случае автор окунает читателя в прошлое. Открывается сакральная сторона игры. Никто не знает существовало это на самом деле или это вымысел. Затем, мы опять возвращаемся в реальность. В первом же тексте никакой тайны не было и события идут своим чередом. Сюжет достаточно прост и типичен, во втором же тексте идет усложнение за счет не соблюдения автором привычной структуры построения сюжета(прошлое-настоящее, представлено: настоящее-прошлое-возвращение к настоящему времени). Такое построение сюжета более завораживает читателя. Сюжеты текстов постановлены так, что читателю самому предоставляется право додумать концовку данного рассказа. У этих двух сюжетов одинаковое начало и одинаковое завершение. Основное различие заключается в кульминации.

Билет №18
1.        Жизненный материал и художественный сюжет. Соотношение категорий сюжета и мотива.

Веселовский. Поэтика сюжетов.
Мотив — формула, отвечающая общественности на вопросы, которые природа всюду ставила человеку, лбо закрепившую особенно яркие, казавшиеся важными впечатления действий. Признак мотива — образный одночленный схематизм.
Мотив выражается в сюжет, но схематизм сюжета уже более сознательный.
И сюжеты и мотивы входят в оборот истории: это форма для выражения нарастающего идеального содержания. Отвечая этому требованию сюжеты варьируются: в них вторгаются некоторые мотивы, либо сюжеты комбинируются друг с другом.
М отив определяется Веселовским в качестве простейшей повествовательной единицы. Комбинации простейших мотивов образуют то, что именуется сюжетом. Сюжет не представляет собой нечто независимое, непосредственно взятое из быта или пассивно полученное из традиций. Сюжет органически связан с картиной мира, дающий масштабы того, что является событием, а что является его вариантом, не сообщающим нам ничего нового. Каждый образ нужно понять и оценить на уровне "большого времени". Анализ сплошь и рядом копошится на узком пространстве малого времени, т.е. современность и ближайшего прошлого, и представленного- желаемого, и пугающего-будущего.
2.        Аспект анализа - специфика построения сюжета (на материале рассказа А.П. Чехова «В Париж»).

«В Париж!» - это история о том, как все мы мечтаем о «Париже», но зачастую дальше «Курска» уехать не способны. Данный рассказ начинается с описания, это описание, как мы видим, обобщено, но присутствуют детали.(они вместе очень походили на букву «Ю». Грязнов тонок, высок и жилист, одет в обтяжку и похож на палку, а Лампадкин толст, мясист, одет во всё широкое и напоминает ноль. Оба были навеселе и слегка пошатывались.) Автор с самого начала знакомит читателя со своими персонажами. Далее идет речевая характеристика этих персонажей, борьба с собакой — эти события незначительны. Кульминация настигает нас в конце произведения. Основными событием данного произведения является последствием цепи незначительных происшествий, которые нарастают как снежный ком. Сюжет выстраивается по нарастающей. Следует еще отметить то, на что настраивает нас рамочный текст, мы ждем от развязки долгожданной поездки в Париж, но все заканчивается анекдотично, неожиданной развязкой. Также особенностью данного сюжета является быстрая смена действий.

Билет №19
1.Связь категории «события» со «временем» и «пространством»; событие, о котором рассказывается, и событие самого рассказывания (М. М. Бахтин) в литературном произведении.

 По М.М. Бахтину, художественное время и пространство являются структурным законом жанра романа. В единстве времени и пространства у Бахтина ведущим было время, а пространство выступало как зависимая от времени переменная величина. Российские структуралисты (Ю.М. Лотман, В.Н. Топоров, С.Ю. Неклюдов) в своих работах, напротив, обращали внимание преимущественно на художественное пространство.

По Бахтину, единства времени и пространства являются организационными центрами основных событий романа и имеют сюже.тообразующее значение. Кроме того, Бахтин писал о «пространственной» и «временной» форме героя

В художественной литературе пространство и время тесно слиты. М.М. Бахтин называл этот феномен хронотопом, «временем-пространством». «Хронотоп мы понимаем как формально-содержательную категорию литературы (мы не касаемся здесь хронотопа в других сферах культуры), ndash; писал ученый. ndash;

В литературно-художественном хронотопе имеет место слияние пространственных и временных примет в осмысленном и конкретном целом. Время здесь сгущается, уплотняется, становится художественно-зримым; пространство же интенсифицируется, втягивается в движение времени, сюжета, истории. Приметы времени раскрываются в пространстве, и пространство осмысливается и измеряется временем. Этим пересечением рядов и слиянием примет характеризуется художественный хронотоп. <…> Хронотоп как формально-содержательная категория определяет (в значительной мере) и образ человека в литературе; этот образ всегда существенно хронотопичен»

Время и пространство запечатлеваются в литературных произведениях двояко. Во-первых, в виде мотивов и лейтмотивов (преимущественно в лирике), которые нередко приобретают символический характер и обозначают ту или иную картину мира. Во-вторых, они составляют основу сюжетов, к которым мы и обратимся.

По Лотману: событие – это не всякое происшествие, а лишь то, которое связано с переходом персонажа через границу «семантического поля» (например, его переходом из обыденного в чудесный мир в волшебной сказке)

Лотман подчеркивает, что событие – это всегда нарушение некоторого запрета, факт, который имел место, хотя и не должен был его иметь.

Бахтин говорил: «…перед нами два события – событие, о котором рассказано в произведении, и событие самого рассказывания. События эти происходят в разные времена (различные и по длительности), в то же время они неразрывно объективны в едином, но сложном событии, которое мы можем обозначить как произведение в его событийной полноте, включая сюда и его внешнюю материальную данность, и его текст, и изображенный в нем мир, и автора – творца, и слушателя.
















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: