Аспект анализа – стиль автора. На проявляющем фоне лермонтовского «Узника» определите, какие черты присущи стилю Пушкина?

 У них одна тема – стремление к свободе. А идеи различны, ведь они определяются личностью автора и окружающей его действительностью, передаются посредством отбора и организации словесного материала.

Пушкин-романтик в 1820 году, в пору подъема общественного сознания, надежд, рожденных победой в Отечественной войне 1812 года, создал стихотворение «Узник», воплотив в нем свою личную и народную веру в то, что мечта о свободе реальна, что человек может вырваться из темницы и что стремление к свободе для него естественно. И потому колорит этого произведения – светлый, песенный, фольклорный.

у Пушкина вначале показана тоска узника, а затем реализуемая мечта о свободе, и стихотворение заканчивается на радостной, высокой ноте. И читатель проникается верой поэта в возможность и необходимость свободы. Читатель проходит вместе с героем путь от неволи к свободе, от мрака к свету, и торжество свободы в финале вполне реально. А Лермонтов, воспевая свободу в начале стихотворения, к финалу охвачен чувством безнадежности. Вследствие такой организации словесного материала в его произведении свобода предстает как недостижимая мечта, которая сталкивается с мрачной реальностью. Но лирический герой живет этим стремлением, и страсть его такой силы, что у читателя тоже возникает жажда свободы, неприятие жизни в неволе.

пушкинское стихотворение имеет черты диалога

Лирический герой стихотворения Пушкина верит в грядущее избавление, но видит его среди мира природы, в котором нет человека. Лермонтовский же герой свое избавление видит в смерти; он вступает в совершенно иные отношения с миром: время – конь, смерть – стремянной. И только вырвавшись из плена чуждой жизни, рыцарь может наконец “сдернуть забрало” и открыть свое истинное лицо. Поэтому так торопит он “летучее время

Оба стихотворения объединены общим мотивом “плена”, но решаются у каждого поэта они по-разному

Поэзия Пушкина, несмотря на многие трагические мотивы, исполнена жизнеутверждающего пафоса, веры в жизнь. Поэзия Лермонтова отражает главное в мироощущении поэта: трагизм жизни, понимание того, что свобода возможна только за пределами земного бытия)


Билет №20
1.Конфликт как основа сюжета. Основные элементы сюжета.

А) Для обозначения противоречий, возникающих в жизни и воспроизводимых в литературе с различной степенью талантливости и убедительности, используется понятие конфликт. О конфликте обычно говорят при наличии острых противоречий, проявляющихся в столкновении и борьбе героев. Также эта борьба может происходить внутри сознания персонажа. Конфликт обычно выражается в сюжете произведения, он организует его: неудовлетворенность героев, желание получить что-либо или избежать чего-либо заставляют их совершать те или иные поступки. В каждом произведении складывается своя, порой многоуровневая, система конфликтов, что делает сюжет более сложным.

Особенности конфликта зависят от рода литературы. Наибольшие возможности изображения конфликтов в эпосе и драме. Причем для драмы в целом характерны более острые конфликты, которые часто выражаются в диалогах персонажей. В частности, В.М. Волькенштейн рассматривал любую драматическую реплику в диалоге, как «удар» в борьбе между героями, который может либо достичь своей цели, либо нет, а диалог персонажей как умелое или неумелое «нанесение и парирование» ударов. Сложно говорить о конфликте в лирике, где крайне редко можно видеть противоборствующие начала. Но стихотворение может быть пронизано ощущениями тоски, дисгармонии, как например, «И скучно и грустно» М.Ю. Лермонтова. Нередко в основе стихотворения может лежать антитеза: герои и мир («Зимняя ночь» Б.Л. Пастернака), прежнее и нынешнее состояние героя («Так это шутка? Милая моя…» Н.А. Некрасова). Все это позволяет говорить о конфликтности и в лирических произведениях.

Виды конфликтов: человек против человека, человек против общества, человек против техники, человек против сверхъестественного, человек против самого себя и т.д.

Б). В эпическом и драматическом произведениях воспроизводятся события, в совокупности составляющие сюжет. Многие события складываются из поступков персонажей. Совокупность действий персонажей в их смене и движении образует цепочку эпизодов (или сцен), т.е. детально изображённых моментов действия, перемежающихся с краткими сообщениями о каких-либо событиях, в частности, произошедших в прошлом.
 Принято выделять (вполне условно) обязательные и необязательные элементы[2]. К обязательным относятся те, без которых классический сюжет вовсе невозможен: завязка – развитие действия – кульминация – развязка. К необязательным – те, которые в ряде произведений (или во многих) не встречаются. Сюда часто относят экспозицию (хотя не все авторы так считают), пролог, эпилог, послесловие и др.
Сюжет – это система событий и отношений между героями, развивающаяся во времени и пространстве. При этом события не всегда в произведении располагаются в причинно-следственной и временной последовательности.

Завязка в сюжете – начало конфликта, развязка – его разрешение.

 

2.Аспект анализа – особенности композиции. В чем вы видите особенности построения рассказа В. М. Шукшина «Пост скриптум» (в другом названии – «Постскриптум» или «Чужое письмо»)?

Рассказ выстроен в форме письма, которое пишет домой Михаил Демин, простой русский крестьянин, которому посчастливилось отправиться на отдых в большой город. Письмо Михаила жене и детям исполнено радостного потрясения и бурного восторга. Герой с буквально детской наивностью и восхищением рассказывает о шикарной гостинице, где их поселили, описывает мельчайшие детали: окно, жалюзи на нем, кровать, туалет… Комфорт городской жизни пленил Михаила, и он уже мечтает о том, что «Вот так бы все время жить, можно бы сто лет прожить, и ни одна хворь тебя бы не коснулась, потому что все продуманно» Но герой не задумывается о том, что переезд в город разобьет его жизнь на «до» и «после» и, возможно, искалечит морально, превратив в еще одного не находящего себе места искателя лучшей жизни, который после многих лет городского существования будет бесплодно мечтать о возвращении – но, как и множество других, не сможет вернуться. Но герой не задумывается о том, что переезд в город разобьет его жизнь на «до» и «после» и, возможно, искалечит морально, превратив в еще одного не находящего себе места искателя лучшей жизни, который после многих лет городского существования будет бесплодно мечтать о возвращении – но, как и

множество других, не сможет вернуться.

Особенности построения: в рассказе сохраняется единство времени, единство действия, событийное единство. Но в данном рассказе нарушены традиционные способы построения текста, потому что данный рассказ строится практически на одних описаниях. Концовка во многих рассказах парадоксальна, но данном случае все вполне ожидаемая.
Билет №21

1.        Сюжет в лирике. Лиро-эпические жанры и их особенности.
Определение «лирический сюжет» не стало общепринятым. Им не пользуются те исследователи, которые называют лирику бессюжетным родом литературы. Однако понятие «лирический сюжет» все более приобретает права граждан-ства, и споры вокруг него перемещаются с вопроса о том, существует ли сюжет в лирике, на вопрос о том, что он собой представляет. Различием ответов на этот вопрос определяются и различия в употреблении термина «лирический сюжет». Они обстоятельно рассмотрены в статье Н. И. Копыловой «О многозначности термина «сюжет» в современных работах о лирике».

Классифицируя значения термина, Н. И. Копылова располагает их в порядке постепенного приближения к специфике собственно лирического сюжета. Дальше всего от нее отстоит позиция, согласно которой «сюжет в лирике понимается как повествовательность, событийность эпического типа, хотя и ограниченная в количественном и качественном отношениях особенностями лирического рода»1. Правда, такое понимание относится, как правило, к особому типу лирики — произведениям, в которых преобладает повествовательно-изобразительное начало. Поэтому здесь речь идет, посуществу, об элементах эпического сюжета, включенных в произведение лири-ческого рода.

Сторонники другой позиции распространяют такое понимание сюжета на ли-рику в целом. Так, В. А. Грехнев под лирическим сюжетом предлагает пони-мать повествовательные фрагменты, скрепленные ходом лирической эмоции2. Хотя В. А. Грехнев стремится не отрывать понятие сюжета в лирике от «эсте-тической материи события», этот отрыв все же происходит: сюжет ограничивается сферой объекта.
Лирический сюжет — отражение динамики поступков героев в произведении, событии, действии. В лирическом произведении сюжет весьма своеобразен, он построен на событиях воспроизводимых в той мере, какая необходима для эмоциональной окраски. Таким образом,сюжет можно считать фрагментарным.
Сюжет в лирике развертывается не своим естественным путем, а через переживания героя,который находится к некой пространственно-временной точке, соответствующей в психологическом плане состоянию лирической концентрации. (Андреев). 

Лироэпические жанры обнаруживают связи внутри литературы.: от лирики – тема, от эпоса – сюжет.

поэма. – жанровое содержание может быть либо с эпической доминантой, либо в лирической. (в связи с этим сюжетность либо усиливается, либо редуцируется).
Поэма – Крупное сюжетное стихотворное (реже - прозаическое) произведение, воспроизводящее интимный мир человека и объективную действительность в их соотнесённости.
В древности, а затем в эпоху Средневековья, Возрождения и Классицизма поэма, как правило, воспринималась и создавалась синонимично жанру эпопеи. Иными словами, это были литературные эпопеи или эпические (героические) поэмы. У поэмы нет прямой зависимости от метода, она одинаково представлена в романтизме («Мцыри»), в реализме («Медный всадник), в символизме («12»)…

баллада. – (фр. «танцевальная песня») и в этом значении это специфически романтическое сюжетное стихотворное произведение. Во втором значении слова баллада – это фольклорный жанр; этот жанр характеризует англо-шотландскую культуру 14-16 веков.

Баллада – небольшое сюжетное стихотворение исторического, героического или фантастического (мистического) содержания.
лирический цикл
– это своеобразное жанровое явление, относящееся к области лироэпики, каждое произведение которого было и остается лирическим произведением. Все вместе эти лирические произведения создают «круг»: объединяющим началом явл. тема и лирический герой. Циклы создаются как «одномоментно» и могут быть циклы, которые автор формирует в течении многих лет.













Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: