Индивидуальная и общественная (рыночная) цена

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ

 

Концепция и понятийный аппарат ценообразования

Понятие цены.

Цена – это фундаментальная экономическая категория, обозначающая количество денег, за которое продавец согласен продать, а покупатель готов купить единицу товара.

           Особенности денежных измерителей:

1. Натуральные

2. Денежные (цена)

- отсутствие денежных эталонов (естественных)

- нестабильность (меняется покупательская способность)

- многофункциональность (длинна ≠ кг)

- применение только ограниченных ресурсов

 

Цена – это денежное выражение ценообразующих факторов:

1. Стоимость товара – величина стоимости определяется общественно необходимыми затратами труда на воспроизводство товаров в современных условиях.

Цена как мера стоимости подразумевает единство двух сторон – это меновой стоимости и потребительской стоимости (полезность, качество)

2. Спрос и предложение Спрос – платежеспособность, обеспеченная денежная масса, потребность в том или ином товаре.

Факторы, влияющие на спрос:

- вкусы покупателей, отношение покупателей к товару

- количество покупателей на данном рынке (если,то спрос растет)

- доход покупателей

- цена товаров заменителей

- инфляция

         Предложение – то количество товара, которое производитель готов предложить на данном рынке.

Факторы, влияющие на предложение:

- количество производителей на данном рынке

- технологии производства

- цена экономических ресурсов

- налоги и субсидии

- природно-климатические условия

Спрос и предложение встречаются в одной точке – равновесной цене.

3. Стоимостное содержание денег. 4. Экономическая политика государства.

          Стоимость товара как объективная основа цены.

Объективной основой цены является стоимость товаров, абстрактный трудтоваропроизводителей. Величина стоимости определяется общественно необходимыми затратами труда (рабочего времени) на воспроизводство единицы товара в современных условиях. Цена как мера стоимости подразумевает неразрывное единство двух сторон: меновой стоимости (затрат общественно необходимого труда) и потребительной стоимости (полезности, качества) товара.                                                          При формировании стоимости важную роль играет ограниченность товаров, ресурсов. Товары, произведенные в избыточном количестве, низкого качества могут иметь цену ниже стоимости и даже нулевую оценку (не нашли общественного признания, не признаны общественно необходимыми). И наоборот, ограниченные по количеству высококачественные товары могут иметь цену выше стоимости.                   Более того, объекты, не имеющие стоимости в классическом понимании (на их воспроизводство не затрачен человеческий труд), такие, как девственная земля, лес, могут иметь высокие цены, отражающие их ограниченность и спрос.                 Вторым важнейшим ценообразующим фактором является соотношение спроса и предложения, изменение которого порождает конъюнктурные колебания цен, отклонения их от стоимости.

 

Функции цен.

1. Учетно-измерительная. Учетная состоит в том, что с помощью цены исчисляются экономические показатели как на уровне макроэкономики, так и на уровне предприятия.

Цена показывает, во что обходится обществу удовлетворение той или иной потребности (сколько потрачено сырья, труда, какую прибыль получат?)

2. Стимулирующая. Цена стимулирует производителей к снижению затрат путем внедрения новых прогрессивных технологий, рациональным использованиям ресурсов.

Цена побуждает производителя пересмотреть ассортимент, расширить выпуск тех, где выше прибыль на единицу товара, которые пользуются повышенным спросом.

3. Распределительная – должна быть экономически обоснованная.

Механизм действия данной функции: часть стоимости, созданной при производстве одного товара, реализуется в цене другого товара и тесно связан с политикой государственного регулирования.

4. Балансирование спроса и предложения – через цены осуществляется связь между производством и потреблением, между спросом и предложением, речь об уравновешенной цене.

5. Цена, как средство рационального размещения производства (предприятия вкладывают деньги туда, где выше прибыль).

6. Информационная – цена – это распределитель информации.

 

Индивидуальная и общественная (рыночная) цена.

Исходный пункт ценообразования – индивидуальная цена, выражающая затраты труда каждого конкретного товаропроизводителя.

Индивидуальные затраты товаропроизводителей могут существенно отличаться друг от друга из-за технического уровня производства, квалификации рабочей силы, ресурсов и т.д.

Индивидуальная цена – не может быть непосредственной основой цены, она должна превратиться в общественную или рыночную цену.

Общественная цена выражает общественно необходимые затраты труда товаропроизводителей, признанные рынком потребителей. Формируется на различных уровнях.

 

           Уровни ценообразования.

       1. В рамках местного рынка - локальная цена

2. В рамках региона - региональная цена

3. В масштабах страны – национальные цены

4. На мировом рынке – мировые, интернациональные цены

 

           Факторы и закономерности динамики цен.

                1.Экономическая политика государства – государство может прямо определять порядок цен, либо косвенно через налоги и таможенные пошлины.

2. Структура и состояние экономики – цены на отечественные конкурентно способные товары ниже импортных.

           3. Мировые цены – импорт, экспорт.

4. Научно- технический прогресс – сложный, противоречивый характер.

5. Природные условия и ресурсы (добыча нефти усложняется, цена на нее)

6. Уровень жизни и квалификации населения.

7. Соотношение цен на взаимозаменяемые товары.

8. Условия реализации товаров (маркетинг) (чем больше последников, тем цена)

9. Потребительские (инфляционные) ожидания.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: