Согласно экономической теории – стоимость = С + V + m, где
С – перенесенная на товар стоимость израсходованных на его производство средств производства.
V – стоимость воспроизводства рабочей силы.
m – прибавочная стоимость;
Расширенная, основная форма чистого дохода – это прибыль.
Цена = издержки + прибыль себестоимость + прибыль
Стоимость создают труд, капитал, земля (природные ресурсы), предпринимательский талант. Соответственно в издержки производства должны входить заработная плата, процент на капитал, дифференциальная рента и нормальная прибыль.
Они называются экономическими издержками. Продукт будет производиться тогда, когда доход от продажи покрывает издержки, включая нормальную прибыль. Если доход больше экономических издержек, то сумма превышения называется чистой прибылью.
В другой экономической теории структура стоимости товара описывается более простой формулой: Стоимость = С + V + m,
Для обеспечения простого воспроизводства (т.е. повторения процесса производства в прежнем объеме) необходимо вернуть в процесс производства перенесенную на товар стоимость израсходованных средств производства и стоимость, созданную необходимым трудом (для воспроизводства трудовых ресурсов). Эти обособившиеся части стоимости товара (С+V) формируют издержки производства, они служат нижней границей цены. В практике хозяйственной жизни издержки производства выступают в форме себестоимости продукции.
Таким образом, стоимостной основой цены являются затраты на производство и реализацию продукции, необходимость которых подтверждается рынком. Издержки производства образуют часть стоимости и цены товара (С+V).
Вторая часть стоимости (m) связана с образованием прибавочного продукта, необходимого для осуществления расширенного воспроизводства (т.е. повторения процесса производства в расширенном объеме). В хозяйственной практике эта часть стоимости модифицируется в чистый доход. Чистый доход может выступать в различных формах и зависит от экономической системы и бухгалтерского учета: прибыль, процент, рента, акцизы и т.д.
Таким образом, структура цены может быть представлена следующей формулой: цена = издержки + прибыль.
|
|
Методы формирования затрат.
Себестоимость продукции может формироваться двумя методами:
1. По элементам затрат – группировка затрат по элементам, осуществляется в целом по предприятию и имеет целью выявить вновь созданной или добавленной стоимости т.е. определение всей заработной платы и прибыли предприятия для целей налогообложения.
2. По статья затрат – осуществляется по видам выпускаемой продукции, ее цель выявить затраты непосредственно относящиеся к данному виду продукции.
|
|
Группировка по статьям является основной калькулирования стоимости продукции.
Статьи могут группироваться по прямым и косвенным издержкам, по переменным и условно-переменным издержкам.
Прямые – прямо или непосредственно связаны с конкретным видом продукции и его реализацией.
Переменные – те статьи, которые прямо пропорционально зависят от объема выпускаемой продукции.
Косвенные – имеют комплексный общий характер и связаны с обслуживанием выпуска различных видов продукции.
Условно-постоянные – не зависят от объема выпускаемой продукции (аренда, з/п, отопление, освещение). Условными являются, потому что постоянная величина этих затрат сохраняется до определенного уровня изменения объема производства.
Стадии товародвижения и стадии ценообразования. Оптовая и розничная цена.
Производство | Обращение | ||||||||||
Издержки прибыль
| Издержки прибыль | ||||||||||
Транспортная организация | Сбытовая организация
| Торговая организация | |||||||||
Себестоимость | Прибыль | НДС, акцизы | Затраты | Прибыль | НДС, акцизы | Затраты | Прибыль | НДС, акцизы | Затраты | Прибыль | НДС, акцизы |
Оптовая цена | Тариф | Сбытовая наценка | Торговая наценка | ||||||||
Оптовая цена промышленности | Розничная цена | ||||||||||
Методы государственного регулирования цен
Необходимость и цели государственного регулирования цен.
Недостатки современных рыночных систем:
1. Преимущественно крупномасштабного производства ведут к монополизму и ограничению конкуренции.
2. Значительная дифференциация доходов населения.
3. Неспособность учитывать коллективные потребности и внешний эффект.
4. Препятствие производству необходимых обществу, но не прибыльных товаров, услуг.
5. Не обеспечивается полная занятость населения и стабильный уровень цен.
Цели государственного регулирования:
1. Для стимулирования или ограничения развития отдельных отраслей.
2. Для борьбы с инфляцией.
3. Для поддержания определенных пропорции между отраслями, сферами народного хозяйства.
4. Для поддержания жизненного уровня населения.
5. Для ограничения монополии и развития конкуренции.