Мировой рынок неоднороден. С одной стороны, он представляет со-
бой известную совокупность рынков отдельных стран. С другой стороны,
это понятие включает отдельные товарные рынки (нефти, угля, руд черных
и цветных металлов, машин и оборудования, леса и лесоматериалов, мине-
ральных удобрений, зерна, сахара, кофе, какао, чая и т.д.). Рынки отдель-
ных товаров отличаются как количественной определенностью реализуе-
мой на них продукции, качественными их характеристиками, так и часто
особыми условиями формирования цен. Поэтому отличительной особен-
ностью мирового рынка выступает множественность цен на одинаковую
продукцию.
Формирование уровня мировых цен, их анализ, а также прогнозиро-
вание динамики этих цен невозможно без учета влияния основных ценооб-
разующих факторов. К числу основных ценообразующих факторов на ми-
ровом рынке можно отнести следующие:
• природно-географические условия производства;
• научно-технический прогресс;
• фаза экономического цикла, в которой находится мировая эконо-
мика (или регион);
• инфляционные процессы, происходящие в разных странах, сниже-
ние курсов различных валют, финансовые кризисы, приводящие к посто-
янной тенденции цен к повышению;
• краткосрочные изменения спроса и предложения;
• меры государственного регулирования цен в отдельных странах и
группировках стран;
• каналы, по которым осуществляется внешняя торговля.
Влияние обособленности национальных рынков на соотношение
внутренних и мировых цен. Важное значение для установления особенно-
стей механизма формирования цен на экспортируемые и импортируемые
товары имеет анализ связей этих цен с внутренними ценами стран. Эта
связь носит двусторонний характер: внешнеторговые цены влияют на
внутренние, а внутренние – на внешнеторговые. Теоретически и практически можно выделить три
типа таких обособлений:
• полная замкнутость внутренних рынков;
• частичное обособление;
• свободное движение товаров между внутренним и мировым рын-
ками.
Характер и степень обособления оказывают существенное влияние
на цены. При полном обособлении национального рынка от мировой тор-
говли, проявляющемся в отсутствии движения товаров между ними, цено-
образование на внутреннем рынке определяется внутренними затратами и
основой цен служат национальные затраты труда.
Обратная ситуация может возникать в условиях, когда внутренний
рынок не отделен от мирового. В этом случае при отсутствии тарифных и
нетарифных барьеров внутренняя торговля сливается с мировой, хотя это и
нетипично, поскольку государства в той или иной мере защищают нацио-
нальную экономику.
На практике чаще всего встречается частичное, неполное обособле-
ние, при котором процессы ценообразования на внутреннем и мировом
рынках протекают во взаимодействии. Такое взаимодействие осуществля-
ется по каналам экспорта и импорта.
Рассматривая степень взаимодействия внутренних цен и цен миро-
вой торговли, следует отметить, что цены мировой торговли с большей си-
лой влияют на внутренние цены, чем внутренние на мировые. Цены миро-
вой торговли воздействуют через импорт на увеличение предложения то-
варов в рамках национального рынка и действуют в направлении снижения
внутренних цен.
Внутренние цены влияют на цены мировой торговли прежде всего
размерами обращающейся на мировом рынке товарной массы, т.е. предло-
жением. Масштабы такого влияния зависят от доли экспорта определенно-
го товара данной страны в общемировом объеме экспорта. Кроме того,
экспорт может снижать предложение и увеличивать спрос на товары на-
ционального производства и таким образом способствовать повышению
внутренних цен.
На соотношение внутренних цен и цен мировой торговли оказывают
влияние направление, размеры и характер тарифных и нетарифных барье-
ров, которые неодинаковы в разных странах по товарам, а также по экс-
порту и импорту. Для их совокупного влияния характерна одна законо-
мерность: чем больше (при прочих равных условиях) степень государст-
венного регулирования внешнеэкономической деятельности, тем значи-
тельнее отклонение внутренних цен от цен мировой торговли.
Наряду с обособленностью внутренних рынков от мировой торговли
существенное влияние на различие внутренних и внешнеторговых цен ока-
зывают также торгово-экономические особенности мирового рынка. К
числу таких особенностей относятся: широта товарной номенклатуры, зна-
чительный объем товарооборота, множественность обслуживаемых валют,
большая территориальная протяженность, разнообразие каналов, по кото-
рым осуществляется торговля.