Рынок недвижимости представляет собой совокупность региональ-
ных, локальных рынков, существенно отличающихся друг от друга по уров-
ню цен, уровню риска, эффективности инвестиций в недвижимость и т.д.
Рынок недвижимости является существенной составляющей в любой
национальной экономике. Недвижимость – важнейшая составная часть
национального богатства, на долю которой приходится более 50 % миро-
вого богатства.
Без рынка недвижимости не может быть рынка вообще, так как ры-
нок труда, рынок капитала, рынок товаров и услуг и т.д. для своего суще-
ствования должны иметь или арендовать соответствующие помещения,
необходимые для их деятельности.
Рынок недвижимости – это рынок товаров, обладающих индивиду-
альными характеристиками. Недвижимость может обладать различными
физическими потребительскими свойствами: материалом изготовления,
степенью новизны, архитектурным стилем, внутренней планировкой, от-
делкой, сроком службы и т.д. Даже при совпадении внешних и эксплуата-
|
|
ционных свойств недвижимость может различаться местоположением к
подъездным путям, предприятиям инфраструктуры, экологической осо-
бенностью региона и т.д. Для жилой недвижимости важен вид из окна (во
двор, на улицу, на соседний дом), близость к центру, месту работы и т.д.
Рынок недвижимости – это рынок ограниченного количества ресур-
сов, продавцов и покупателей. Ограничено количество продавцов недвижи-
мости, находящейся в экологически чистых и центральных районах, объек-
тов с высокими потребительскими свойствами, новых объектов, объектов с
выразительным художественным стилем. Ограничено и число покупателей
такой недвижимости, так как последняя, в силу перечисленных потреби-
тельских свойств, имеет высокую цену. Ограниченность продавцов и поку-
пателей приводит к формированию практически индивидуальных цен.
Период времени для реализации товара на рынке недвижимости вы-
сокий. Время между выставлением объекта недвижимости на рынок и его
продажей называется экспозицией товара на рынке..
Индивидуальные, а иногда уникальные свойства объектов недвижи-
мости в условиях ее стационарности (нельзя перенести ближе к покупате-
лю) приводят к высоким издержкам как времени, так и денег на поиск
нужного объекта недвижимости для покупателя, более длительным перио-
дам времени реализации для продавцов и более длительной реализацией
по сравнению с другими товарами на рынке.
Разное время пребывания товара на рынке формирует его экономи-
ческое свойство известное как ликвидность товара. Быстрый переход то-
вара из натуральной формы в денежную означает высокую ликвидность.
|
|
Длительный период времени для перехода товара в денежную форму для
его продавца означает низкую ликвидность.
Ликвидность недвижимости ниже ликвидности других товаров.
Низкая ликвидность товаров на рынке недвижимости порождает вы-
сокий уровень издержек у покупателя и продавца. Эти издержки опреде-
ляются сложными условиями осуществления сделок по недвижимости.
Издержки, которые несут покупатели и продавцы недвижимости по
заключению сделок называются, по предложению Р. Коуза, трансакцион-
ными издержками.
Трансакционные, или операционные, издержки – это издержки в
сфере обмена, связанные с передачей прав собственности.
На спрос и предложение на рынке недвижимости влияют многочис-
ленные факторы: экономические, социальные, административные, окру-
жающая среда.
На рынке недвижимости выделяются две его составляющие: пер-
Вичный и вторичный рынок недвижимости.
Первичный рынок – экономическая ситуация, когда недвижимость
как товар впервые поступает на рынок. Основными продавцами недвижи-
мости в таком случае выступают государство в лице своих, федеральных,
региональных и местных органов власти, строительные компании – по-
ставщики жилой и нежилой недвижимости.
На вторичном рынке недвижимость выступает как товар, ранее
бывший в употреблении и принадлежащий определенному собственнику –
физическому или юридическому лицу.
Подразделение рынка на первичный и вторичный имеет место на
рынке потребительских товаров, рынке ценных бумаг и т. д. Но там товары
свободно перемещаются в экономическом пространстве, имеют иной срок
жизни. В силу стационарного характера недвижимости ее предложение на
рынке привязано к определенному региону, в рамках города – определен-
ному району или даже микрорайону.
Количество недвижимости, предлагаемой на первичном рынке, зависит
от нового строительства. От него зависит количество поступающего на ры-
нок элитного жилья. Как утверждают специалисты, вторичного рынка элит-
ного жилья практически не существует (кроме единичных объектов). Новые
индивидуальные проекты (строительство и реконструкция) могут обеспечить
поступление на первичный рынок качественной недвижимости.
Учитывая, что потребности населения в жилье, предпринимателей –
в коммерческой недвижимости далеки от должного удовлетворения, даль-
нейшее развитие рынка недвижимости может происходить только с учетом
нового строительства, т.е. первичного рынка.