Наибольшей гибкостью и подвижностью отличаются тарифы на гру-
зовые и автомобильные перевозки.
Грузовые транспортные тарифы представляют собой денежное вы-
ражение созданной на транспорте стоимости. Услуги пассажирского транс-
порта являются одной из разновидностей нематериальных услуг, поскольку
затраты труда при их осуществлении не овеществляются в предметах.
Тарифы на грузовые и автомобильные перевозки формируются не
только под влиянием затратного фактора, но и в условиях нарождающейся
конкуренции учитывают соотношение спроса и предложения на такие ус-
луги.
Тарифы устанавливаются перевозчиком в зависимости от исполь-
зуемых типов и марок автотранспортных средств, а также от системы оп-
латы за транспортную работу:
• за одну тонну;
• одну отправку (ездку);
• один тонно-километр;
• один автомобиле-день (смену) работы;
• один час нахождения подвижного состава у заказчика;
• один километр пробега;
• другие показатели измерения транспортной работы.
|
|
Для определения тарифа на необходимую предприятию единицу из-
мерения рассчитанные затраты делятся на соответствующий объем транс-
портной работы.
Для расчета плановой себестоимости единицы транспортной работы
составляют плановые калькуляции по соответствующим статьям расходов.
В плановую себестоимость включаются только затраты, связанные с пере-
возной деятельностью. Расходы, понесенные перевозчиком на экспедиро-
вание, участие в погрузке и разгрузке, хранение груза, командировочные
расходы, проезд по платным дорогам, мостам, переправам, предоставление
контейнеров, взвешивание грузов, оплату пограничных, таможенных, эко-
логических, местных и иных сборов и прочие аналогичные затраты в та-
риф не включаются, а оплачиваются по соглашению сторон отдельно.
При калькулировании себестоимости перевозок грузов и пассажиров
затраты группируются u1087 по следующим статьям:
• заработная плата персонала по организации и осуществлению
перевозок;
• отчисления в бюджетные и внебюджетные фонды от средств
на оплату труда;
• топливо;
• смазочные и другие эксплуатационные материалы;
• ремонт автомобильных шин;
• ремонт и техническое обслуживание подвижного состава;
• амортизация основных фондов;
• общехозяйственные (накладные) расходы;
• налоги и платежи, включаемые в себестоимость.
Тарифы на перевозку грузов железнодорожным транспортом
Действующие грузовые тарифы на железных дорогах различаются в
зависимости от таких факторов, как род груза, степень использования гру-
зоподъемности и вместимости вагона, вид отправок, тип подвижного со-
|
|
става, скорость перевозки и др.
По типу установления железнодорожные тарифы на перевозку явля-
ются регулируемыми ценами. Так, Белорусская железная дорога отнесена
к организациям-монополистам, что предопределяет государственное регу-
лирование тарифов на железнодорожном транспорте.
В зависимости от вида отправок тарифы железнодорожного транс-
порта подразделяются на повагонные, контейнерные, мелкие и малотон-
нажные отправки. Различия в этих тарифах определяются разной себе-
стоимостью перевозок. Самые низкие из перечисленных – повагонные та-
рифы. Они устанавливаются в расчете за вагон, с учетом его грузоподъем-
ности и независимо от степени загруженности по видам груза.
Контейнерные тарифы применяются на те виды грузов, которые не-
обходимо перевозить в контейнерах, цистернах (наливные грузы), и диф-
ференцируются в зависимости от грузоподъемности контейнеров. Тарифы
на мелкие отправки используются при перевозке грузов мелкими партия-
ми и зависят от веса партии.