Ценовое регулирование деятельности монополий

В РБ используется специфическая система регулирования цен на

продукцию предприятий, злоупотребляющих своим доминирующим (мо-

нопольным) положением. При этом доминирующее положение означает

исключительное положение предприятия на рынке, которое позволяет ему

диктовать свои условия потребителям и конкурентам, затруднять доступ

на рынок другим предприятиям или иными способами ограничивать кон-

куренцию. Основным критерием определения доминирующего положения

на рынке, т.е. отнесения к монополистам, является доля хозяйствующего

субъекта на рынке, превышающая предельную величину, устанавливае-

мую нормативными документами. Для производителей продукции или ус-

луг (кроме продукции производственно-технического назначения) пре-

дельная величина составляет:

• для одного хозяйствующего субъекта – 30 %;

• для двух – 54 %;

• для трех – 78 %;

• для четырех – 95 %.

Для хозяйствующих субъектов – производителей продукции произ-

водственно-технического назначения предельная величина составляет:

• для одного хозяйствующего субъекта – 45 %;

• для двух – 67 %;

• для трех – 86 %;

• для четырех – 100 %.

Если, например, одно предприятие владеет более чем 30 %, а два –

более чем 54 % рынка, то эти предприятия признаются монополистами и

включаются в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, зани-

мающих доминирующее положение на товарных рынках республики (неза-

висимо от формы собственности).

В Реестре указываются наименование и адрес производителя и то-

варные позиции, по которым он является монополистом.

Реестр состоит из трех разделов. В первый раздел включается пере-

чень предприятий, относящихся к естественной монополии, цены на про-

дукцию и услуги которых устанавливаются государственными органами (к

естественным монополиям относятся отрасли производства, в которых

минимальные издержки в расчете на единицу продукции достигаются при

сосредоточении производства на единственном предприятии).

Во второй раздел входят предприятия, за деятельностью которых ве-

дется наблюдение со стороны государственных антимонопольных органов.

Если предприятием, включенным в этот раздел, будет допущено злоупот-

ребление доминирующим положением, то такое предприятие исключается

из второго раздела и включается в третий раздел. Третий раздел состоит из

предприятий, в отношении которых применяются государственный кон-

троль и регулирование отдельных параметров деятельности, в том числе и

ценовых. Каждый из разделов Реестра содержит два подраздела: республи-

канский, включающий предприятия-монополисты на республиканском то-

варном рынке, и местный, состоящий из предприятий-монополистов на

местных товарных рынках (в пределах границ административно-террито-

риальных единиц, населенных пунктов).

В зависимости от вида и назначения товара (услуги), выпускаемого

предприятиями-монополистами, используются следующие методы ценово-

го регулирования: установление предельного норматива рентабельности,

предельного уровня цен (тарифов) и декларирование уровня свободных

цен (тарифов). Последнее представляет собой регистрацию цен в органах

ценообразования на основе представляемых предприятиями их детальных

обоснований.

К злоупотреблениям доминирующим положением на рынке относят-

ся установление монопольных цен и заключение антиконкурентных цено-

вых соглашений.

Под монопольной ценой понимается цена, которая устойчиво откло-

няется от ее возможного уровня на конкурентном рынке и устанавливается

доминирующим на рынке хозяйствующим субъектом или вступившими в

сговор хозяйствующими субъектами в целях реализации своих экономиче-

ских интересов за счет злоупотребления монопольной властью.

Различают несколько видов монопольных цен:

монопольно высокой ценой является цена, которая устанавливается

с целью получения сверхприбыли и (или) компенсация необоснованных

затрат за счет ущемления экономических интересов других хозяйствую-

щих субъектов или граждан;

монопольно низкой является цена, которая при устойчивом спросе

за счет преднамеренного снижения доходов (прибыли) в краткосрочном

периоде затрудняет доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам и

тем самым ограничивает конкуренцию на рынке данного товара;

монопсонически низкой ценой является цена, устанавливаемая хо-

зяйствующим субъектом, доминирующем на рынке данного товара в каче-

стве покупателя, в целях получения сверхприбыли и (или) компенсации не

обоснованных затрат за счет поставщика.

В соответствии со ст. 3.5. Закона РБ «О противодействии монополи-

стической деятельности и развитии конкуренции» установление монополь-

ных цен является злоупотреблением доминирующим положением на рынке.

Признаки монопольных цен выявляются как прямым сравнением

фактических цен и объемов производства с соответствующими значения-

ми, которые имеются (или имелись бы) на конкурентном рынке, так и кос-

венно, путем анализа и сопоставления динамики цен, объемов производст-

ва (изменения объемов производства учитываются в натуральном выраже-

нии), прибыли, рентабельности, средней заработной платы и др. показате-

лей со среднеотраслевыми (региональными) показателями.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: