В РБ используется специфическая система регулирования цен на
продукцию предприятий, злоупотребляющих своим доминирующим (мо-
нопольным) положением. При этом доминирующее положение означает
исключительное положение предприятия на рынке, которое позволяет ему
диктовать свои условия потребителям и конкурентам, затруднять доступ
на рынок другим предприятиям или иными способами ограничивать кон-
куренцию. Основным критерием определения доминирующего положения
на рынке, т.е. отнесения к монополистам, является доля хозяйствующего
субъекта на рынке, превышающая предельную величину, устанавливае-
мую нормативными документами. Для производителей продукции или ус-
луг (кроме продукции производственно-технического назначения) пре-
дельная величина составляет:
• для одного хозяйствующего субъекта – 30 %;
• для двух – 54 %;
• для трех – 78 %;
• для четырех – 95 %.
Для хозяйствующих субъектов – производителей продукции произ-
водственно-технического назначения предельная величина составляет:
|
|
• для одного хозяйствующего субъекта – 45 %;
• для двух – 67 %;
• для трех – 86 %;
• для четырех – 100 %.
Если, например, одно предприятие владеет более чем 30 %, а два –
более чем 54 % рынка, то эти предприятия признаются монополистами и
включаются в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, зани-
мающих доминирующее положение на товарных рынках республики (неза-
висимо от формы собственности).
В Реестре указываются наименование и адрес производителя и то-
варные позиции, по которым он является монополистом.
Реестр состоит из трех разделов. В первый раздел включается пере-
чень предприятий, относящихся к естественной монополии, цены на про-
дукцию и услуги которых устанавливаются государственными органами (к
естественным монополиям относятся отрасли производства, в которых
минимальные издержки в расчете на единицу продукции достигаются при
сосредоточении производства на единственном предприятии).
Во второй раздел входят предприятия, за деятельностью которых ве-
дется наблюдение со стороны государственных антимонопольных органов.
Если предприятием, включенным в этот раздел, будет допущено злоупот-
ребление доминирующим положением, то такое предприятие исключается
из второго раздела и включается в третий раздел. Третий раздел состоит из
предприятий, в отношении которых применяются государственный кон-
троль и регулирование отдельных параметров деятельности, в том числе и
ценовых. Каждый из разделов Реестра содержит два подраздела: республи-
канский, включающий предприятия-монополисты на республиканском то-
|
|
варном рынке, и местный, состоящий из предприятий-монополистов на
местных товарных рынках (в пределах границ административно-террито-
риальных единиц, населенных пунктов).
В зависимости от вида и назначения товара (услуги), выпускаемого
предприятиями-монополистами, используются следующие методы ценово-
го регулирования: установление предельного норматива рентабельности,
предельного уровня цен (тарифов) и декларирование уровня свободных
цен (тарифов). Последнее представляет собой регистрацию цен в органах
ценообразования на основе представляемых предприятиями их детальных
обоснований.
К злоупотреблениям доминирующим положением на рынке относят-
ся установление монопольных цен и заключение антиконкурентных цено-
вых соглашений.
Под монопольной ценой понимается цена, которая устойчиво откло-
няется от ее возможного уровня на конкурентном рынке и устанавливается
доминирующим на рынке хозяйствующим субъектом или вступившими в
сговор хозяйствующими субъектами в целях реализации своих экономиче-
ских интересов за счет злоупотребления монопольной властью.
Различают несколько видов монопольных цен:
• монопольно высокой ценой является цена, которая устанавливается
с целью получения сверхприбыли и (или) компенсация необоснованных
затрат за счет ущемления экономических интересов других хозяйствую-
щих субъектов или граждан;
• монопольно низкой является цена, которая при устойчивом спросе
за счет преднамеренного снижения доходов (прибыли) в краткосрочном
периоде затрудняет доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам и
тем самым ограничивает конкуренцию на рынке данного товара;
• монопсонически низкой ценой является цена, устанавливаемая хо-
зяйствующим субъектом, доминирующем на рынке данного товара в каче-
стве покупателя, в целях получения сверхприбыли и (или) компенсации не
обоснованных затрат за счет поставщика.
В соответствии со ст. 3.5. Закона РБ «О противодействии монополи-
стической деятельности и развитии конкуренции» установление монополь-
ных цен является злоупотреблением доминирующим положением на рынке.
Признаки монопольных цен выявляются как прямым сравнением
фактических цен и объемов производства с соответствующими значения-
ми, которые имеются (или имелись бы) на конкурентном рынке, так и кос-
венно, путем анализа и сопоставления динамики цен, объемов производст-
ва (изменения объемов производства учитываются в натуральном выраже-
нии), прибыли, рентабельности, средней заработной платы и др. показате-
лей со среднеотраслевыми (региональными) показателями.