С учетом действующей системы налогообложения

Налоговая система Республики Беларусь предполагает дифференци-

рованный подход к включению налогов и неналоговых платежей в цену.

Одна часть налогов – прямые, т.е. которыми облагается имущество пред-

приятий и их доходы. Эти налоги и неналоговые платежи отражаются в та-

ких элементах цены, как себестоимость и прибыль. Другая часть относится

к косвенным налогам, которые выделяются как самостоятельные элементы

цены, увеличивают ее размер. Эти налоги уплачиваются покупателем.

Сегодня в ценовой политике предприятий возможно использование

двух различных способов обоснования решений по ценам:

• метод «прямой калькуляции»;

• метод «обратной калькуляции».

Первый способ часто называют методом «прямой калькуляции»

или затратным ценообразованием, поскольку все расчеты начинаются с

определения затрат. Это значит, что цена рассчитывается как сумма от-

дельно исчисленных составляющих (себестоимости, прибыли, косвенных

налогов).

Затратное ценообразование довольно популярно как в отечествен-

ной, так и в зарубежной практике. Это объясняется тем, что производители

лучше владеют информацией о собственных затратах, чем о конъюнктуре

рынка. Рассматриваемый способ единственно возможный способ при госу-

дарственном установлении или регулировании u1094 цен.

Обоснование цены начинается с определения плановой себестоимо-

сти производства и реализации единицы (партии) продукции (работ, ус-

луг) в соответствии с действующими положениями по составу затрат,

включаемых в себестоимость (Сед).

Следующим этапом расчета будет определение размера прибыли в

цене товара с помощью обоснованной предприятием (или установленной

государственными органами) нормы рентабельности.

Расчет суммы прибыли в цене изделия в том случае, если применяется

норма рентабельности по отношению к себестоимости, будет выглядеть так:

П = НРСед /100, (6.13)

где П – сумма прибыли в цене, руб.;

НР – норма рентабельности по отношению к себестоимости, %;

Сед – себестоимость единицы продукции, руб.

Транспортные расходы по доставке продукции собственным транс-

портом (ТРсоб) выделяют самостоятельным элементом, если продукция

перемещается дальше железнодорожной станции отправления. Это связано

с тем, что по действующему законодательству расходы по доставке про-

дукции до станции отправления включаются в себестоимость. Сумма

транспортных затрат рассчитывается исходя из определенных договором

условий поставки с учетом расстояния перевозки, массы груза, установ-

ленных транспортных тарифов.

Акцизы включаются в цены товаров, имеющих по специфике своих

свойств монопольно высокие цены и устойчивый спрос. Акцизами обла-

гаются такие товары, как спирт гидролизный технический, алкогольная

продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяк, вино

и иная алкогольная продукция), пиво, табачная продукция, нефть сырая,

автомобильные бензины, дизельное топливо, ювелирные изделия, автомо-

били легковые и микроавтобусы.

Ставки акцизов могут быть установлены твердые (специфические),

т.е. в евро или рублях за физическую единицу и адвалорные (процентные).

Если действует твердая ставка в евро, то сумма акциза определяется путем

перевода количества евро по курсу в рубли.

В тех случаях, когда установлена адвалорная ставка акциза, расчет

суммы акциза в цене нужно провести следующим образом:

А =(Сед + П + ТРсоб)/(100 − СА)⋅ СА, (6.14)

где А – сумма акцизного налога, руб.; СА – ставка акцизного налога, %.

Сбор (РФ) в республиканский фонд поддержки производителей сель-

скохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, налог с

пользователей автомобильных дорог в дорожные фонды является сле-

дующим элементом, включаемым в состав отпускной цены предприятия-

изготовителя.

С января 2006 г. в Республике Беларусь установлена единая ставка

данного сбора в размере 3 %. Расчет суммы сбора для включения ее в от-

пускную цену выглядит следующим образом:

РФ =(Сед + П + ТРсоб + А)/(100 − СРФ)⋅ СРФ, (6.15)

где СРФ – ставка отчислений в республиканский фонд, %.

Транспортные расходы по доставке продукции привлеченным транс-

портом (ТРпр) включаются в цену, если продукция перемещается дальше

железнодорожной станции отправления и для этого используется привле-

ченный транспорт. Сумма транспортных затрат рассчитывается исходя из

определенных договором условий поставки с учетом расстояния перевоз-

ки, массы груза, действующих транспортных тарифов.

Суммирование всех рассчитанных составляющих позволит опреде-

лить отпускную цену предприятия-изготовителя (ОЦ) той или иной про-

дукции.

Цена приобретения товара покупателем с учетом НДС (ОЦсНДС) мо-

жет быть рассчитана следующим образом:

ОЦсНДС = ОЦ ⋅ (100 + СНДС)/100, (6.16)

где ОЦ – отпускная цена предприятия-изготовителя, руб.;

СНДС – ставка НДС, %.

Использование обратного счета («обратной калькуляции») дает

возможность эффективно вести бизнес и еще до выведения товара на ры-

нок выяснить его будущую целесообразность исходя из цены, диктуемой

рынком. Схема всех вычислений базируется на выявлении влияния состоя-

ния рынка и налоговой системы на прибыль предприятия и его выручку от

продажи товара по рыночным ценам. При этом следует проделать сле-

дующие шаги.

Прежде всего, с учетом конъюнктуры рынка, качества продукции

определяется возможная рыночная цена конкретного выпускаемого или

намеченного к выпуску товара. При этом используются методы, ориенти-

рованные на качество, потребительские свойства продукции, спрос, уро-

вень конкуренции. Определяемый уровень рыночной цены будет соответ-

ствовать максимальному уровню отпускной цены предприятия – изготови-

теля товара (ОЦ), т.е. отпускной цене с учетом НДС.

Далее, исходя из уровня отпускной цены, рассчитывается сумма НДС

НДС = ОЦСНДС /(100 + СНДС), (6.17)

где ОЦ – отпускная цена предприятия-изготовителя, руб.; СНДС – ставка

НДС, %

Затем рассчитывается отпускная цена без НДС и производятся все

вычисления исходя из отпускной цены предприятия-изготовителя без

НДС, двигаясь в обратном направлении от замыкающего ее элемента.

Если предприятие будет использовать для доставки продукции до

покупателя привлеченный транспорт, то в первую очередь следует опреде-

лить транспортные затраты исходя из определенных договором условий

поставки с учетом расстояния u1087 перевозки, массы груза, действующих

транспортных тарифов (ТРпр).

Сбор в республиканский фонд (РФ) определяется по следующей

формуле:

РФ = (ОЦбезНДСТРпр)⋅ СРФ /100, (6.18)

где СРФ – ставка отчислений в республиканский фонд, %.

108

Если продукция облагается акцизным налогом, следует рассчитать

сумму акциза, которую придется уплатить с цены. При установленной ад-

валорной ставке расчет будет выглядеть следующим образом:

А = (ОЦбезНДСТРпрРФ)⋅ СА /100, (6.19)

где А – сумма акцизного налога, руб.;

СА – ставка акцизного налога, %.

Если продукция доставляется собственным транспортом, то отдельно

необходимо рассчитать транспортные расходы (ТРсоб) исходя из опреде-

ленных договором условий поставки с учетом расстояния перевозки, мас-

сы груза, действующих транспортных тарифов.

Предприятие должно знать свою плановую себестоимость продук-

ции (Сед), которую можно определить на любом этапе обоснований. В ито-

ге, как остаточную величину, определяем прибыль (П). Она будет пред-

ставлять собой разницу между отпускной рыночной ценой и всеми рассчи-

танными выше элементами:

П = ОЦбезНДСТРпрРФАТРсобСед. (6.20)

Если в итоге всех расчетов получена положительная величина, мож-

но говорить о целесообразности выведения товара на рынок. Однако сама

по себе абсолютная сумма прибыли еще не может выступать в качестве

критерия принятия решения. Наиболее распространенным показателем

эффективности затрат является рентабельность. Поэтому на следующем

этапе необходимо рассчитать ее уровень по конкретному товару, услуге.

Если она окажется выше, чем средняя рентабельность в целом по предпри-

ятию, то можно принять решение о выпуске изделия или об оказании ка-

кой-либо услуги. Если она окажется ниже средней, целесообразно проана-

лизировать собственные издержки с целью их снижения и увеличения

прибыли либо изучить возможности других рынков, либо вообще отка-

заться от изделия из-за  т \u1085 неэффективности его изготовления в конкретно

рассматриваемых условиях

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: