Налоговая система Республики Беларусь предполагает дифференци-
рованный подход к включению налогов и неналоговых платежей в цену.
Одна часть налогов – прямые, т.е. которыми облагается имущество пред-
приятий и их доходы. Эти налоги и неналоговые платежи отражаются в та-
ких элементах цены, как себестоимость и прибыль. Другая часть относится
к косвенным налогам, которые выделяются как самостоятельные элементы
цены, увеличивают ее размер. Эти налоги уплачиваются покупателем.
Сегодня в ценовой политике предприятий возможно использование
двух различных способов обоснования решений по ценам:
• метод «прямой калькуляции»;
• метод «обратной калькуляции».
Первый способ часто называют методом «прямой калькуляции»
или затратным ценообразованием, поскольку все расчеты начинаются с
определения затрат. Это значит, что цена рассчитывается как сумма от-
дельно исчисленных составляющих (себестоимости, прибыли, косвенных
налогов).
Затратное ценообразование довольно популярно как в отечествен-
|
|
ной, так и в зарубежной практике. Это объясняется тем, что производители
лучше владеют информацией о собственных затратах, чем о конъюнктуре
рынка. Рассматриваемый способ единственно возможный способ при госу-
дарственном установлении или регулировании u1094 цен.
Обоснование цены начинается с определения плановой себестоимо-
сти производства и реализации единицы (партии) продукции (работ, ус-
луг) в соответствии с действующими положениями по составу затрат,
включаемых в себестоимость (Сед).
Следующим этапом расчета будет определение размера прибыли в
цене товара с помощью обоснованной предприятием (или установленной
государственными органами) нормы рентабельности.
Расчет суммы прибыли в цене изделия в том случае, если применяется
норма рентабельности по отношению к себестоимости, будет выглядеть так:
П = НР ⋅ Сед /100, (6.13)
где П – сумма прибыли в цене, руб.;
НР – норма рентабельности по отношению к себестоимости, %;
Сед – себестоимость единицы продукции, руб.
Транспортные расходы по доставке продукции собственным транс-
портом (ТРсоб) выделяют самостоятельным элементом, если продукция
перемещается дальше железнодорожной станции отправления. Это связано
с тем, что по действующему законодательству расходы по доставке про-
дукции до станции отправления включаются в себестоимость. Сумма
транспортных затрат рассчитывается исходя из определенных договором
условий поставки с учетом расстояния перевозки, массы груза, установ-
ленных транспортных тарифов.
Акцизы включаются в цены товаров, имеющих по специфике своих
|
|
свойств монопольно высокие цены и устойчивый спрос. Акцизами обла-
гаются такие товары, как спирт гидролизный технический, алкогольная
продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяк, вино
и иная алкогольная продукция), пиво, табачная продукция, нефть сырая,
автомобильные бензины, дизельное топливо, ювелирные изделия, автомо-
били легковые и микроавтобусы.
Ставки акцизов могут быть установлены твердые (специфические),
т.е. в евро или рублях за физическую единицу и адвалорные (процентные).
Если действует твердая ставка в евро, то сумма акциза определяется путем
перевода количества евро по курсу в рубли.
В тех случаях, когда установлена адвалорная ставка акциза, расчет
суммы акциза в цене нужно провести следующим образом:
А =(Сед + П + ТРсоб)/(100 − СА)⋅ СА, (6.14)
где А – сумма акцизного налога, руб.; СА – ставка акцизного налога, %.
Сбор (РФ) в республиканский фонд поддержки производителей сель-
скохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, налог с
пользователей автомобильных дорог в дорожные фонды является сле-
дующим элементом, включаемым в состав отпускной цены предприятия-
изготовителя.
С января 2006 г. в Республике Беларусь установлена единая ставка
данного сбора в размере 3 %. Расчет суммы сбора для включения ее в от-
пускную цену выглядит следующим образом:
РФ =(Сед + П + ТРсоб + А)/(100 − СРФ)⋅ СРФ, (6.15)
где СРФ – ставка отчислений в республиканский фонд, %.
Транспортные расходы по доставке продукции привлеченным транс-
портом (ТРпр) включаются в цену, если продукция перемещается дальше
железнодорожной станции отправления и для этого используется привле-
ченный транспорт. Сумма транспортных затрат рассчитывается исходя из
определенных договором условий поставки с учетом расстояния перевоз-
ки, массы груза, действующих транспортных тарифов.
Суммирование всех рассчитанных составляющих позволит опреде-
лить отпускную цену предприятия-изготовителя (ОЦ) той или иной про-
дукции.
Цена приобретения товара покупателем с учетом НДС (ОЦсНДС) мо-
жет быть рассчитана следующим образом:
ОЦсНДС = ОЦ ⋅ (100 + СНДС)/100, (6.16)
где ОЦ – отпускная цена предприятия-изготовителя, руб.;
СНДС – ставка НДС, %.
Использование обратного счета («обратной калькуляции») дает
возможность эффективно вести бизнес и еще до выведения товара на ры-
нок выяснить его будущую целесообразность исходя из цены, диктуемой
рынком. Схема всех вычислений базируется на выявлении влияния состоя-
ния рынка и налоговой системы на прибыль предприятия и его выручку от
продажи товара по рыночным ценам. При этом следует проделать сле-
дующие шаги.
Прежде всего, с учетом конъюнктуры рынка, качества продукции
определяется возможная рыночная цена конкретного выпускаемого или
намеченного к выпуску товара. При этом используются методы, ориенти-
рованные на качество, потребительские свойства продукции, спрос, уро-
вень конкуренции. Определяемый уровень рыночной цены будет соответ-
ствовать максимальному уровню отпускной цены предприятия – изготови-
теля товара (ОЦ), т.е. отпускной цене с учетом НДС.
Далее, исходя из уровня отпускной цены, рассчитывается сумма НДС
НДС = ОЦ ⋅ СНДС /(100 + СНДС), (6.17)
где ОЦ – отпускная цена предприятия-изготовителя, руб.; СНДС – ставка
НДС, %
Затем рассчитывается отпускная цена без НДС и производятся все
вычисления исходя из отпускной цены предприятия-изготовителя без
НДС, двигаясь в обратном направлении от замыкающего ее элемента.
Если предприятие будет использовать для доставки продукции до
покупателя привлеченный транспорт, то в первую очередь следует опреде-
лить транспортные затраты исходя из определенных договором условий
|
|
поставки с учетом расстояния u1087 перевозки, массы груза, действующих
транспортных тарифов (ТРпр).
Сбор в республиканский фонд (РФ) определяется по следующей
формуле:
РФ = (ОЦбезНДС − ТРпр)⋅ СРФ /100, (6.18)
где СРФ – ставка отчислений в республиканский фонд, %.
108
Если продукция облагается акцизным налогом, следует рассчитать
сумму акциза, которую придется уплатить с цены. При установленной ад-
валорной ставке расчет будет выглядеть следующим образом:
А = (ОЦбезНДС − ТРпр − РФ)⋅ СА /100, (6.19)
где А – сумма акцизного налога, руб.;
СА – ставка акцизного налога, %.
Если продукция доставляется собственным транспортом, то отдельно
необходимо рассчитать транспортные расходы (ТРсоб) исходя из опреде-
ленных договором условий поставки с учетом расстояния перевозки, мас-
сы груза, действующих транспортных тарифов.
Предприятие должно знать свою плановую себестоимость продук-
ции (Сед), которую можно определить на любом этапе обоснований. В ито-
ге, как остаточную величину, определяем прибыль (П). Она будет пред-
ставлять собой разницу между отпускной рыночной ценой и всеми рассчи-
танными выше элементами:
П = ОЦбезНДС − ТРпр − РФ − А − ТРсоб − Сед. (6.20)
Если в итоге всех расчетов получена положительная величина, мож-
но говорить о целесообразности выведения товара на рынок. Однако сама
по себе абсолютная сумма прибыли еще не может выступать в качестве
критерия принятия решения. Наиболее распространенным показателем
эффективности затрат является рентабельность. Поэтому на следующем
этапе необходимо рассчитать ее уровень по конкретному товару, услуге.
Если она окажется выше, чем средняя рентабельность в целом по предпри-
ятию, то можно принять решение о выпуске изделия или об оказании ка-
кой-либо услуги. Если она окажется ниже средней, целесообразно проана-
лизировать собственные издержки с целью их снижения и увеличения
прибыли либо изучить возможности других рынков, либо вообще отка-
заться от изделия из-за т \u1085 неэффективности его изготовления в конкретно
|
|
рассматриваемых условиях