Составной частью общей системы регулирования цен является кон-
троль за соблюдением государственной дисциплины цен.
Государственный контроль за ценообразованием осуществляется в
тесном взаимодействии с Комитетом государственного контроля, Прокура
турой, Государственным налоговым комитетом и Министерством финансов.
В своей деятельности органы государственного контроля за соблюдени-
ем дисциплины цен руководствуются законодательством РБ, другими норма-
тивными документами по ценам. Основными задачами этих органов являются:
• социально экономический анализ формирования цен, их динами-
ки, изменение структуры, соответствия реальным условиям производства и
реализации продукции;
• проверка экономической обоснованности цен, правильности оцен-
ки улучшения потребительских свойств продукции;
• проверка совместно с органами стандартизации соответствия про-
дукции ГОСТам, ОСТам, и другой технической документации.
Субъекты хозяйствования при реализации продукции и товаров обя-
заны указывать в товарно-сопроводительных, платежных документах (то-
варно-транспортных накладных, счетах-фактурах, платежных требованиях,
поручениях и др.) свободную отпускную (оптовую) цену предприятия-
изготовителя, его наименование, наименование продукции (товаров), ее
количественные и качественные показатели.
При поставке продукции и товаров через оптовые (снабженческо-
сбытовые) предприятия в товарно-сопроводительных, платежных документах
в обязательном порядке отражается размер взимаемой надбавки (наценки).
В случае неправильного указания или неуказания субъектами хозяй-
ствования в платежных документах необходимых реквизитов, что может
привести к завышению цен (наценок), органы контроля вправе наложить
как на поставщика (продавца), так и на получателя (покупателя) продукции
(товаров) штраф в размере 10 процентов стоимости продукции (товаров).
Может осуществляться также и общественный контроль за соблюде-
нием прав потребителей в сфере торгового, бытового и иных видов обслужи-
вания потребителей со стороны общественных объединений потребителей.
Цены и доходы населения. Индексация доходов населения
В связи с ростом цен
Государственное регулирование доходов населения с учетом роста
потребительских цен осуществляется в основном двумя путями:
• периодическим пересмотром минимальной заработной платы по
мере изменения минимального потребительского бюджета;
• индексацией доходов населения.
Индексация представляет собой корректировку величины не нося-
щих единовременного характера доходов физических лиц в денежных
единицах РБ из бюджетных источников (социальные пенсии, пособия,
стипендии, заработная плата по месту работы, денежное довольствие) с
целью частичного возмещения потерь, вызванных инфляцией.
Индексация доходов населения в связи с ростом цен на потребитель-
ские товары и услуги реализуется в республике в соответствии с законом
«Об индексации доходов населения с учетом инфляции». При этом ис-
пользуется наиболее распространенный показатель инфляции – индекс по-
требительских цен. Он определяет изменение во времени стоимости фик-
сированного набора товаров и услуг, обычно потребляемых населением.
Индекс потребительских цен, в том числе нарастающим итогом с начала
года и с момента предыдущей индексации, исчисляется Министерством
статистики и анализа РБ и ежемесячно публикуется в республиканских
средствах массовой информации.
Индексация может осуществляться в виде единовременного пере-
смотра размеров оплаты труда (ставок, окладов), социальных пенсий, по-
собий, стипендий, денежного довольствия.
При этом в качестве базового уровня цен для дальнейшей индексации
принимается тот месяц, с которого вводятся новые размеры оплаты труда
(ставки, оклады), социальных пенсий, стипендий, денежного довольствия.
Индексация доходов населения в денежных единицах РБ произво-
дится, если индекс потребительских цен, исчисленный нарастающим ито-
гом с момента предыдущей индексации, превысит пятипроцентный порог.
Индексация денежных доходов осуществляется в соответствии с
нормативом, устанавливаемым Советом Министров РБ.
Обоснование цен и ценовых решений