Запрещение антиконкурентных ценовых соглашений в РБ

К ограничению конкуренции на рынке могут приводить и различного вида антиконкурентные ценовые соглашения. Они могут заключаться в 2-х видах: Горизонтальные – имеют своей целью повышение, снижение или поддержание цен на определённом уровне с целью получения сверхприбыли и создания барьеров для конкурентов. Вертикальные – представляют собой соглашения не конкурирующих субъектов, один из которых поставщик, а другой – покупатель. Предметом соглашения двух субъектов могут быть и прейскурантные цены. Для того, чтобы определить доминирующее положение субъектов хозяйствования со стороны антимонопольных органов проводятся анализы рынков и с точки зрения долей этих субъектов. Формы ценовых соглашений между субъектами различны: -Прямой сговор, -Установление цены, -Согласование изменения цен, -Единообразные условия кредитования. Как правило, антимонопольные органы выявляют ценовое соглашение в ходе поэтапного анализа или проведения экспертизы. Также производится анализ особенностей товара, в ходе которого устанавливается как минимум 3 позиции: выявляется наличие взаимозаменяемых товаров. В случае, когда товары взаимозаменяемы, ценовой сговор не имеет смысла; Чем больше в структуре затрат на постоянные издержки, тем производители более склонны к заключению ценового сговора. 2-Фактически определяется, способен ли кто-либо из участников соглашения ограничивать конкуренцию. Критериями ограничения выступают: влияние соглашения на независимость принятия управленческих решений, соотношение спроса и предложения в отрасли и наличие субъективных и объективных барьеров входа и выхода из отрасли. В целом факт наличия антиконкурентного соглашения, выявляемый в ходе анализа, должен подтверждаться прямыми доказательствами существования сговора (наличием договоров), косвенными свидетельствами, а также фактом ограничения доступа других субъектов хозяйствования при неудовлетворительном спросе и чрезвычайно высоком уровне рентабельности хозяйствующих субъектов.

10. Запрещение установления монопольных цен в Республике Беларусь. Под монопольной ценой понимается цена, которая устойчиво отклоняется от ее возможного уровня на конкурентном рынке и устанавливается доминирующим на рынке хозяйствующим субъектом или вступившими в сговор предприятиями в целях реализации своих экономических интересов за счет злоупотребления монопольной властью. Различают несколько видов монопольных цен: -монопольно высокой является цена, которая устанавливается с целью получения сверхприбыли и (или) компенсации необоснованных затрат за счет ущемления экономических интересов других предприятий или граждан; -монопольно низкой считается цена, которая при устойчивом спросе за счет преднамеренного снижения доходов (прибыли) в краткосрочном периоде затрудняет доступ на рынок другим предприятиям и тем самым ограничивает конкуренцию на рынке определенного товара;  При установлении факта монопольно высокой цены, антимонопольные органы могут выдавать предписания или требования на снижение (повышение) цены до уровня конкурентной, увеличение объемов производства (при необоснованном его сокращении и при наличии потребности в продукции); реализации излишков продукции; снижение расходов на з/пл или увеличение объемов производства в соответствии с численностью работающих. Антимонопольные органы могут также дополнительно обязать предприятие информировать его в течение определенного периода о всех случаях повышения (снижения) цен.

 

11. Контроль за государственной дисциплиной цен. Составной частью общего регулирования цен является контроль за соблюдением законодательства о ценообразовании. Государственную политику в области ценообразования в соответствии с Конституцией Республики Беларусь определяет Президент Республики Беларусь. Государственными органами, осуществляющими регулирование и контроль за ценообразованием являются: - республиканский орган государственного управления по вопросам экономики, на который возложены функции регулирования и контроля за ценообразованием; - другие республиканские органы государственного управления, на которые возложены функции регулирования и контроля за ценообразованием; - областные и Минский городской исполнительные и распорядительные органы. В процессе контроля решается целый ряд задач: Анализ формирования цен и их соответствия реальным условиям производства и реализации продукции; Проверка соблюдения порядка формирования и применения свободных цен и тарифов, их экономической обоснованности; Внесение предложений о введении или отмене гос. регулирования цен на определенные товары и услуги; Оказание помощи в вопросах ценообразования; Выдача указаний и предписаний об устранении нарушений дисциплины цен; Применение экономических санкций за нарушение дисциплины цен и наложение штрафов. К нарушениям государственной дисциплины цен относятся: Завышение или занижение гос. Регулируемых цен и тарифов на товары и услуги; Завышение отпускных цен на продукцию предприятий-монополистов; Завышение размеров и неналоговых платежей или не включение их в состав цены; Отсутствие экономического обоснования цен, тарифов; Включение в стоимость услуг фактически не выполненных или выполненных частично; Использование завышенных оптовых и розничных надбавок. Государственный контроль за соблюдением дисциплины цен ведется в виде систематических проверок практики разработки проектов цен, их утверждения и применения.

12. Методы ценообразования, основанные на издержках производства. затратный метод.: Ц= С + П + Н, где С - себестоимость единицы товара; П - прибыль в расчете на единицу товара; Н - косвенные налоги и неналоговые платежи в цене товара. Самый распространенный:Во-первых, производители всегда лучше осведомлены о своих затратах, чем о потребительском спросе, поэтому затратный метод считается достаточно простым. Во-вторых по мнению специалистов этот метод является наиболее справедливым как по отношению к продавцам, так и к покупателям. недостатки, связанные с невозможностью учета в цене потребительских свойств товаров, конъюнктуры рынка. Агрегатный метод применяется по товарам, состоящим из сочетаний отдельных изделий (мебельные гарнитуры, столовые сервизы), а также продукции, собранной из унифицированных элементов, узлов, деталей (станки, оборудование определенного типа, семейства автомобилей, тракторов). Цена, рассчитанная этим методом, представляет собой сумму цен отдельных конструктивных элементов или изделий, которые уже ранее были определены с добавлением затрат на их сборку или компоновку.

 

13. Обоснование прибыли в ценах, определяемых на базе себестоимости продукции. Важным элементом в составе цены является прибыль, представляющая собой денежное выражение чистого дохода, создаваемого предприятием в процессе производства продукции или товаров и получаемого после его реализации по установленной цене. В рыночной экономике получение прибыли – основная цель любой предпринимательской деятельности, так как она является основным источником формирования материальных и финансовых ресурсов предприятия, его производственного и социального развития. Государство также заинтересовано в увеличении прибыли, так как налог на прибыль составляет существенную долю в доходах государственного бюджета. С точки зрения ценообразования интерес представляет показатель «прибыль от продажи», который имеет особенности формирования в различных сферах товарного обращения. В практике ценообразования сумма прибыли, включаемой в цену, определяется не по абсолютной величине, а по относительному показателю – рентабельности продукции (Rпрод), установленному в процентах к полной себестоимости: R прод = П/С х 100. Отсюда прибыль рассчитывается по формуле П = R прод х С / 100 Чем выше рентабельность, тем больше величина прибыли и выше уровень цены. Прибыль, получаемую предприятием в целом, можно рассчитать по формуле. Пп= В(без косв. нал.) – З, Прибыль с единицы изделия рассчитывается П = Ц – С. В свою очередь, размер прибыли, получаемой предприятием, равен Пп = П × Q или Пп = (Ц – С) × Q = Ц × Q – С × Q. Каждое предприятие заинтересовано в увеличении массы получаемой прибыли, а достигнуть этого оно может различными путями. Во-первых, увеличивать прибыль с единицы каждого изделия, для чего надо либо повышать цену, либо снижать себестоимость выпускаемой продукции. Наиболее сложным моментом в процессе ценообразования является определение и обоснование рентабельности продукции, закладываемой в цену изделия. При расчетах максимальной прибыли используют систему предельных показателей. Предельная прибыль представляет собой разницу между предельной выручкой (доходом) и предельными издержками. Прибыль максимизируется в объеме выпуска (продажи), когда предельные издержки равны предельному доходу.

14.Методы ценообразования, ориентированные на качество и потребительские свойства товаров. Когда в цене важно учесть качественные параметры продукции, используют параметрические методы ценообразования. Всех их объединяет один принцип: чем лучше качество, тем выше цена. 1. Метод удельных пок-лей, используется если цена товара определяется одним качественным показателем, имеющ. колич. выраж. Удельная цена – это частное от деления цены на значение главного показателя качества. Цена нов.т = Цена тов-аналога / п-ль кач-ва тов-аналога * П-ль кач-ва нов.тов. 2. балловый метод применяется при обосновании цен на товары, потребительские свойства которых не поддаются непосредственному количественному измерению и не имеют определенных показателей качества. К ним можно отнести, например, вкусовые, эстетические свойства, дизайн, соответствие направлениям моды. Собирается экспертная комиссия,исследуютя тов-конкуренты,выбир.наиб.соспоставимый аналог,определяется перечень показателейй кач-ва, кот.оцениваются,опр.цена: Цена нов.тов=Цена тов-анал./Срвзвеш.сум.баллов аналога* Срвзвеш.сум.баллов нов.тов.(срвзвеш.сум.баллов=Сум.баллов*соотв.коэф.) Недостатки:не учитывается движение цен; невозможность учета конъюнктуры рынка;учет конк.тов-анал.без учета тов-заменит.;возможность неправильного выбора тов-аналога;возм.несогл.мнений экспертов. 3. метод корреляционно-регрессионного анализа позволяет установить зависимость цены от нескольких качественных параметров продукции и выразить ее в виде эмпирической формулы. Его применение дает возможность определять цену как на новую продукцию, так и на аналогичные конкурирующие изделия.

 

15. Методы ценообразования с ориентацией на спрос, конкуренцию (ощущаемой ценности товара, текущих цен, торгов). Методы ценообразования с ориентацией на спрос, конкуренцию характерны для развитых, конкурентных рынков. 1)В ходе тендерных торгов покупатель объявляет конкурс для продавца на товар с определенными технико-экономическими характеристиками (государственные и военные заказы, партии сырья, уникальное оборудование, строительство объектов). В результате торгов контракт получает то фирма/предприятие, которое предложит минимальную цену, обеспечит требуемое качество и сроки. 2)На рынках, где спрос характеризуется относительно низкой эластичностью и отсутствует острая конкуренция, применяется метод следования за лидером (=текущих цен). Суть его сводится к тому, что предприятие при установлении своих цен ориентируется на цены конкурентов. Цены могут отклоняться от лидера, но лишь в определенных пределах, что обусловлено качеством и иными достоинствами товара. Так, практически единые цены действуют на сырье и товары широкого потребления. 3) При использовании метода ощущаемой ценности товара цена учитывает в первую очередь спрос, то есть, сколько покупатель готов заплатить за предлагаемый товар. В основе метода лежит субъективная оценка покупателем товара или услуги. Высокая цена устанавливается, когда спрос велик, низкая – когда спрос снижается. Затраты при этом приобретают второстепенное значение и рассматриваются лишь как ограничительный параметр снижения цены.

16. Формирование себестоимости промышленной продукции как основного элемента цены. Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку затрат, произведенных в процессе производства и реализации продукции, товаров, работ, услуг. Себестоимость не рассматривается как исходная база, а представляет собой нижнюю границу возможного уровня цен. При калькулировании себестоимости затраты могут группироваться по различным признакам. I В зависимости от их роли в деятельности фирмы: 1) производственные 2)непроизводственные (наличие или отсутствие непосредственной связи с процессом производства товаров или услуг). II В зависимости от характера связи с технологическими процессами: 1) основные 2) накладные. III В зависимости от способа отнесения на себестоимость отдельного товара: 1) прямые 2) косвенные издержки. IV В зависимости от изменения объема производства и продаж: 1) условно-постоянные 2) условно-переменные. V В зависимости от степени регулирования (для услуг налогообложения): 1) нормируемые 2) ненормируемые. Затраты, включаемые в себестоимость продукции, группируются по пяти основным экономическим элементам и статьям расходов: – материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов); – затраты на оплату труда; – отчисления на социальные нужды; – амортизация основных фондов и нематериальных активов, используемых в предпринимательской деятельности; – прочие затраты. Калькуляция себестоимости – себестоимость на единицу продукции.

17. Определение элементов отпускной цены предприятия-производителя на основе прямого расчета. Структура отпускной цены предприятия-производителя может быть представлена в схематичном виде с учетом налогов, которые могут быть в нее включены. Метод прямого расчета цены в основном используется при затратном методе или при вступлении фирмы на рынок. Первоначально определяется плановая себестоимость единицы продукции, потом размер прибыли на основе рассчитанной нормы рентабельности, затем на их сумму начисляются косвенные налоги и отчисления в бюджетные фонды согласно порядку, закрепленному действующим законодательством. Т.о., фирма должна, исходя из действующего налогового законодательства, уровня себестоимости товарной продукции, приемлемого для нее уровня прибыли, рассчитать уровень цены, сравнить его с уровнем цен конкурентом и принять решение о целесообразности своего присутствия на рынке. Несмотря на относительную простоту расчета, а также на достоинства метода прямого расчета, сфера его действия все-таки имеет ограничения, так как: в условиях рынка цены многих товаров определяются под воздействием рыночных факторов, в зависимости от сложившейся конъюнктуры; при установлении окончательной цены не учитываются субъективное восприятие товара потребителями; не учитывается платежеспособный спрос потребителей; не дает гибкости при принятии ценовых решений предприятием.

 

18. Определение элементов отпускной цены предприятия-производителя на основе обратного расчета. Использование данного метода позволяет предприятию до момента выведения товара на рынок выяснить его будущую прибыльность, следовательно, целесообразность продаж. Алгоритм всех вычислений базируется на выявлении влияния состояния рынка и налоговой системы на прибыль предприятия и его выручку от реализации продукции. Первоначально берется цена, действующая на данном рынке, потом на основе действующего порядка налогообложения выручки от реализации продукции из цены вычитаются налоги и отчисления в бюджетные фонды, и определяется размер прибыли на единицу продукции. Тем не менее, если в результате получена положительная величина прибыли, еще рано говорить о целесообразности выведения товара на рынок. Не всегда положительная величина прибыли может выступать в качестве аргумента для принятия решения. Важно рассмотреть показатель рентабельности. Если полученная рентабельность окажется выше среднего ее значения в целом по предприятию, то можно принять решение о выпуске изделия. Если же рентабельность окажется ниже – необходимо проанализировать собственные издержки с целью их снижения для увеличения размера прибыли, либо изучить конъюнктуру других рынков, либо вообще отказаться от данного изделия из-за его низкой эффективности

19. Отражение прямых и косвенных налогов в ценах.   В состав цены входят также налоги. В состав цены входят следующие виды налогов: 1) социальные налоги; 2) налог на добавленную стоимость; 3) акциз; 4) налог на прибыль (не является самостоятельным составным элементом цены). Социальные налоги — это отчисления в фонд медицинского и социального страхования, в пенсионный фонд, в фонд занятости. Размер данных социальных налогов связан с размерами заработной платы, рассчитывается численно, входит в состав себестоимости продукции как самостоятельная статья затрат. Прямыми налогами облагается доход и имущество физических и юридических лиц. К прямым налогам относятся подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль фирм и предприятий, земельный налог и т. д. Косвенные налоги — это налоги на товары и услуги, включаемые в цену товаров и услуг и тарифы. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины и пр. НДС является формой изъятия части созданной стоимости, входящей в состав цены товара или услуги. НДС вычисляется как разность суммы налога, полученной фирмой по проданным товарам (услугам и работам), и суммы налога, выплаченной фирмой по приобретенным материалам и сырью. Акциз — это косвенный налог, входящий в состав цены товара и взимаемый с покупателя. Акциз устанавливается на определенные виды товаров и услуг и минерального сырья. Акцизы являются средством изъятия доходов, включенных в состав цены товара. Товары, облагающиеся акцизом, облагаются также налогом на добавленную стоимость с учетом размера акциза, т. е. эти товары подвергаются двойному налогообложению. НДС и акцизы являются ценообразующими факторами. Они вызывают рост цен, делая отдельные товары недоступными для семей с низким достатком, перераспределяют средства из доходов потребителей в государственный бюджет, понижая спрос. Косвенные налоги, входящие в состав цен на сырье, материалы и комплектующие, повышают себестоимость производимых товаров.

 

20. Отражение транспортных расходов в ценах на промышленную продукцию (франкирование цен). В зависимости от условий поставки продукции (определены в договоре), наличия транспортных средств у продавца и покупателя, характера продукции торговли на внутреннем рынке могут использоваться различные виды цен франко. I Цены, тяготеющие к местам производства или отправки продукции 1)Франко-склад поставщика (предприятия-изготовителя). Все расходы по транспортировке от предприятия-поставщика до покупателя оплачивает покупатель. Расходы по доставке в цену не включаются. =Самомывоз. 2)              Франко-станция (порт, пристань) отправления. Поставщик продукции включает в отпускную цену расходы по доставке продукции до станции отправления, взвешиванию и отправке. Остальные транспортные расходы покупатель оплачивает сам и включает их в себестоимость продукции. 3) Франко-транспортное средство (вагон, баржа или борт парохода или самолета)-станция отправления. В отпускную цену включаются расходы по доставке продукции до станции отправления и затраты по погрузке продукции в транспортное средство. II Цены, тяготеющие к местам потребления или доставки продукции 1) Франко-транспортное средство-станция назначения. Включены расходы по доставке продукции до станции назначения и расходы по перегрузке ее в пути следования. 2)               Франко-станция назначения. Включены расходы по доставке продукции до станции назначения и выгрузке товара из транспортного средства. 3) Франко-склад покупателя. Включены расходы по транспортировке, погрузке-разгрузке, доставке продукции до покупателя. Самые низкие по уровню – франко-склад поставщика. Самые высокие – франко-склад покупателя. Использование того или иного вида цены франко зависит от вида продукции. При поставках внутри города, на сложнотехническую продукцию, продукцию химической промышленности как правило, - франко-склад поставщика. Нефть, нефтепродукты, газ, лес, строительные материалы – франко-склад покупателя

21. Этапы обоснования цены в маркетинге предприятия. Ценообразование- сложный и многоэтапный процесс и является одним из составных элементов проведения политики предприятия на рынке, общей его работы в области маркетинга. Для ее осуществления нужна комплексная работа различных служб, этапы которой можно представить: 1.Выбор цели. Любая фирма должна определить, какую цель она преследует, выпуская конкретный товар. Если четко определить цели и положение товара на рынке, то проще и легче установить цену и положение товара на рынке 2.Определение спроса. Чем выше цена, тем ниже спрос. На величину спроса влияют разные факторы, среди которых выделяют потребность в товаре, отсутствие замены или конкурентов, платежеспособность потенциальных покупателей, покупательские привычки и предпочтения. 3.Анализ издержек. Спрос на товар определяет верхний уровень цены, устанавливаемый фирмой. Валовые издержки производства определяют минимальную величину цены. Это важно учитывать при снижении цены. 4.Анализ цен конкурентов. Каждая фирма должна знать цены на продукцию конкурентов и отличительные черты их товаров. 5.Выбор метода ценообразования и установление окончательной цены. Оптимально возможная цена должна полностью возмещать все издержки на производство, распределение и сбыт товара. 6.Установление окончательной цены. Предприятия-изготовители продукции исходят из условий конкуренции, устанавливая цену на товар.

 

22. Стратегии дифференцированного ценообразования. Стратегия – это выбор предпр-ем определ-го способа измен-я исходной цены товара, направл-ой на максимизацию прибыли. Ценовая стратегия служит основой принятия решений в отношении цены продажи и каждой конкретной сделки. Реализация этой группы стратегий предусматривает установление различных видов скидок к среднему уровню цены предложения товара, реализуемого на различных пространственно разделенных или территориально пересекающихся, но автономных по своим условиям, потребительских рынках (например, внутри страны и за рубежом) и (или) их сегментах, а также разграничение потребительского рынка с учетом его характеристики, расположения, вариантов товаров и их модификаций, времени покупки. Дифференцированные стратегии ценообразования: Стратегия скидки за кол-во и серийность (скидки за больший объем закупок); Стратегия скидки с отсрочкой платежа от момента покупки; Скидки на втором рынке: на один и тот же товар или услугу цены на других рынках устанавлив-ся ниже (со скидкой). В кач-ве вторых рынков выступают демографич-е, географич-е, внешние. (напр: для пенсионеров действуют скидки на коммун-е услуги); Стратегия сезонной скидки основыв-ся на неоднородности покупательского спроса во времени и применяется для стимулирования покупательского спроса. Она находит применение в снижении цен на товары вне сезона, вышедшие из моды; Стратегия случайной скидки: пользуются продавцы, устанавливая скидку с цены по случайному принципу и не слишком часто. Это дает возможность привлекать большее число покупателей, заинтересованных в низких ценах, как правило, с невысокими доходами.

23. Стратегии конкурентного ценообразования. Конкурентное ценообразование включает стратегии, в основе которых — соотношение между спросом и предложением, а также конкурентное положение предприятия. стратегия снятия сливок: условием проведения является наличие определенного сегмента рынка, представленного покупателями готовыми и способными платить более высокую цену за товар, представляющий для них ценность из-за его высокого качества и престижности. При этом изначально устанавливается высокая цена, позволяющая предприятию получить сверхприбыль. Данная цена держится до тех пор, пока рынок не станет объектом конкурентной борьбы или потребности элитарного покупателя будут насыщены. По истечении определенного времени предприятия снижают цену и переходят к освоению рынка массового покупателя стратегия сигнализирования ценами: основывается на том, что некоторые покупатели используют цену как показатель качества. Она характерна для товаров длительного пользования, где качество играет большую роль. Информированность покупателей о качестве нередко недостаточна из-за сложности его определения при осмотре, наличия нескольких марок, высокой степени обновляемости продукции. В результате неопытные, случайные или недостаточно информированные покупатели могут использовать цену как показатель качества. Результатом такой стратегии может стать продажа низкокачественного товара по высокой цене, если фирма малоэффективна как производитель либо используется прямой обман покупателей.

24. Cтратегии ассортиментного ценообразования. Стратегии ассортиментного ценообразования применимы, когда у фирмы имеется набор аналогичных, сопряженных или взаимозаменяемых товаров. К стратегиям ассортиментного ценообразования относятся: -ценовая стратегия «набор» — применяется в условиях неравномерности спроса на невзаимозаменяемые товары; -стратегия смешанных наборов — набор предлагается по цене, которая намного ниже цен его элементов. Примерами данной стратегии служат сезонные билеты, комплексные обеды, наборы стереоаппаратуры и комплектующих деталей для автомобилей; -ценовая стратегия «комплект» — основана на различной оценке покупателями одного или нескольких товаров фирмы; -ценовая стратегия «выше номинала» — применяется фирмой, когда она сталкивается с неравномерностью спроса на заменяемые товары и может получить дополнительную прибыль за счет роста масштабов производства; -ценовая стратегия «имидж» — используется, когда покупатели ориентируются на качество, исходя из цен на взаимозаменяемые товары. Ценовой стратегический выбор — это выбор стратегий ценообразования, основанный на оценке приоритетов деятельности фирмы

 

25.Обеспечение паритета цен на промышленную продукцию, работы и услуги, и закупочных цен на сельскую продукцию. Соотношение цен на продукцию, реализуемую сельскохозяйственными товаропроизводителями, и цен на приобретаемые ими товары и услуги промышленного происхождения. Непосредственными показателями, выражающими состояние и динамику паритетной ц., являются индексы цен и их соотношение на сельскохозяйственную и промышленную продукцию в текущем (отчетном) периоде (месяце, квартале, году) относительно временного периода (месяца, квартала, года), принятого в качестве базисного. На основе такого подхода определяется уровень паритетной цены на сельскохозяйственную продукцию, равный произведению уровня цен на нее в базисном периоде и индекса цен на промышленную продукцию в текущем (отчетном) периоде. Критерием паритетности является возможность для сельскохозяйственных товаропроизводителей при этих ценах приобрести в текущем (отчетном) периоде такое же количество промышленных товаров, какое они могли приобрести и в базисном периоде. Основное место в системе П.ц. занимает его поддержание между ценами на реализуемую продукцию сельского хозяйства и ценами на приобретаемые материально технические ресурсы и услуги производственно технического назначения. Основными направлениями обеспечения паритетности в экономических взаимоотношениях сельского хозяйства и промышленности являются гарантированные цены на продукцию сельского хозяйства, прямые бюджетные дотации на основные виды сельскохозяйственной продукции, компенсации части материальных затрат на ее производство.

 

26. Обоснование уровня закупочных цен. Закупочная цена (ЗЦ) – это цена, по которой заготовительные, перерабатывающие другие организации и предприятия закупают продукцию у производителя или населения. В связи с социально-экономическими различиями производителей условия работы основных производителей и продавцов оказывают решающее воздействие на уровень зц. Кроме этого, большое влияние на зц оказывает государственная поддержка той или иной отрасли. Здесь следует упомянуть и сезонный фактор (сезонные цены формируются главным образом с таким расчетом, чтобы учесть в них повышенные затраты, вызванные производством в неблагоприятное время года или длительным хранением продукции). В соответствии с Инструкция об особенностях формирования зц на продукцию сельского хозяйства, утвержденная постановлением Минэкономики и Минсельхозпрода РБ от 31.01.2006 № 19/8 цены на производимую сельскохозяйственную продукцию формируются производителями сельскохозяйственной продукции (за исключением продукции, реализуемой по утвержденным в соответствии с законодательством фиксированным закупочным ценам) исходя из плановых затрат (себестоимости) на производство и реализацию продукции, всех видов установленных налогов и неналоговых платежей в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством, прибыли и конъюнктуры рынка. В настоящее время в РБ на продукцию с/х действуют в основном свободные зц. На основные виды продукции растениеводства и животноводства, которые реализуются с/х производителями в счет гос.закупок, Министерством с/х и продовольствия республики устанавливаются минимальные зц, по которым гарантируется закупка государством с/х продукции. Минимальные зц формируются на основе нормативно-расчетной себестоимости и прибыли, обеспечивающей получение доходов с учетом оказываемой государством прямой финансовой поддержки, достаточных для ведения расширенного воспроизводства. Эти цены учитывают рост цен на потребляемые в с/х производстве мат.-техн. ресурсы и носят рекомендательный хар-р. При формировании зц также учитывается единый налог, уплачиваемый производителями с/х продукции. ЗЦ на произведенную продукцию должны быть обоснованы. Поэтому с этой целью составляются плановые калькуляции себестоимости производимой продукции с расшифровками прямых статей затрат (сырье и материалы, зп) и обоснованием накладных и других расходов. Основу зц составляют производственные затраты, которые группируются по элементам и подразделяются на переменные и постоянные (общепроизводственные и общехозяйственные). В зц также применяется учет качества продукции (цены на ед. продукции базисных кондиций, цены на единицу выхода готовой продукции, цены исходя из показателей качества, указанных в стандарте, применение надбавок к базовым ценам на высококачественную продукцию и скидки на продукцию пониженного кач-ва). Для корректировки ценовой политики, обоснования размеров повышения зц и компенсации с/х дополнительных затрат, вызванных ростом цен на пром. продукцию используется индекс паритета цен, который рассчит. ежеквартально как отношение индекса цен на пром. продукцию к индексу зц на с/х продукцию. Размер необходимого повышения зц или субсидий с/х определяется как разница между стоимостью фактически реализов. продукции с/х и этой же стоимостью, скорректированной на индекс паритета цен, уменьшенный на 10% для стимулирования заинтересованности хозяйств в рациональном использовании мат.-техн. ресурсов. Таким образом, зц должны обеспечить с учетом выделяемых из бюджета ср-в условия для расширенного воспроизводства в с/х, защиту отечеств. товаропроизводителей и создания для них равных условий конкуренции с товарами зарубежных поставщиков на внутрен. рынке. Следует также обратить на необходимость выравнивания цен на с/х продукцию в Беларуси с ценами в соседних государствах, в первую очередь в России и Украине.

 

27. Отражение качества продукции в закупочных ценах. Прод-ция с/х характ-ся широким разнообразием, различным уровнем кач-ва. В ценообр-нии исп-ся несколько методов учета кач-ва в закуп. ценах: 1.    Установление цен в расчете на ед-цу прод-ции базисных кондиций (зерно, масличные культуры, сах. свекла) 2.Определение цен в расчете на ед-цу выхода готовой прод-ции (скот) 3.                   Установление цен исходя из показ-лей кач-ва, указанных в стандарте (молоко, травяная мука, плоды, овощи, зерно-бобовые культуры) 4.             Применение надбавок к базовым ценам на высококачеств. прод-цию и скидок на прод-цию пониж. кач-ва. Закуп. цены на зерно, устанавливаются по базисным кондициям – влажности, засоренности и др. показ-лям. При отклонении кач-ва закупаемого зерна от баз. кондиций пересчитывается его масса в завис-ти от фактич. влажности и засоренности. Ка-во пшеницы характ-ся кол-вом белка и клейковины в зерне. Закуп. цены на нее опред-ся отдельно на пшеницу для продовольственных целей и кормовую, в т.ч. мягкую и твердую. Закуп. цены на скот в живом и убойном весе устанавливаются с уч. его упитанности. Закуп. цены на крупн. рог. скот в живом весе диффер-ся по 4-м категориям: высшей, средней, ниже средней упитанности и тощий (нестанд-й), свиней – по 6-ти категориям. За молодняк кр. рог. скота, выращ-й в специализ. хозяйствах на кормах, призведенных по беспестицидной технологии и с огранич. дозами внесения минер. удобрений для пр-ва мясных продуктов детск. питания, к цене мяса скота высш. упитанности предусматривается надбавка. Закуп. цены на молоко устан-ся с уч. жирности по сортам: первый, второй сорт, несортовое и сливки 34%-й жирности. К ценам на молоко, имеющее темп-ру выше 10˚, применяется скидка, а на молоко для пр-ва прод-в детск. питания и сычужн. сыров, соот-щее необх. требованиям по бактер. обсеменности, содержанию соматич. клеток, плотности, действуют надбавки. Цены на картофель различаются в завис. от сферы применения – продовольственный или для переработки. Закуп. цены на картофель для продов. целей зависят от сортов (ранние, высокоценные, поздние), содержания в низ полезных в-в (белков, углеводов, витаминов).

28. Особенности ценообразования на транспорте. Двухставочный тариф на перевозку грузов. Транспортный тариф – это цена за перевозку материальных объектов. В транспортные тарифы входят: 1) тарифы грузовых перевозок; 2) пассажирские тарифы. Грузовой транспорт перевозит товары от производителей к покупателю и тем самым увеличивает их конечную стоимость. Пассажирские тарифы принадлежат к сфере услуг. Грузовые тарифы формируются на основе общественно необходимых трудовых затрат на перевозку материальных объектов. Транспортный тариф является денежным эквивалентом стоимости перевозки. Затраты на транспортировку грузов формируются из: 1) расходов на начально—конечные операции; 2) транспортных расходов. Расходы на начально—конечные операции состоят из: 1) затрат на формирование составов; 2) затрат на погрузку в пункте отправки; 3) затрат на разгрузку в пункте прибытия. Движенческие операции состоят из: 1) затрат на передвижение грузов; 2) расходов на содержание путей сообщения; 3) расходов на содержание энергетического хозяйства и т. д. Себестоимость перевозки 1 т груза рассчитывается по формуле: СЕБЕСТОИМОСТЬ = Р + ЗД, где Р – расходы на начально—конечные операции для 1 т груза; З – расходы на перевозку 1 т груза на расстояние в 1 км; Д – расстояние перевозки (км). Тогда себестоимость тонно—километра транспортного грузооборота будет рассчитываться так: СЕБЕСТОИМОСТЬ=Р/Д+З. Грузовые транспортные тарифы не включают в себя НДС (налог на добавленную стоимость), взимающийся с провозной платы. Разделение расходов на перевозки на расходы начально—конечных операций и движенческие расходы дает возможность устанавливать двухставочные тарифы. Такой вид тарифов более точно отражает формирование общественно необходимых трудовых за трат и позволяет обеспечить приблизительно равную рентабельность на перевозках разных дальностей, а также делает возможным упрощение прейскурантов на перевозку грузов. Себестоимость тонно—километра грузооборота определяется также особенностями каждого отдельного вида грузов.

 

 

29. Тарифы на грузовые автомобильные перевозки. Тарифы на автомобильные перевозки носят договорной характер. Виды автомоб. тарифов: поездные, контейнерные отправки, за повременное пользование автомобилем, перегон подвижного состава, мелкие отправки. Тарифы на перевозку поездными отправками устанавливаются по группам автомобилей с определенной грузоподъемностью за 1 км пробега с грузом, может предусматриваться плата за простой. Тарифы за повременное пользование авто определяются за 1 час работы автомобиля, дополнительно предусматривается плата за простой авто. Тарифы за перевозку грузов в автомобильных контейнерах рассчитываются с учетом грузоподъемности контейнера за 1 км пробега с грузом, доп. Плата взимается за задержку контейнера свыше 8 часов. Тарифы на перегон подвижного состава устанавливаются за 1 км пробега по видам автомобилей (легковые, грузовые, автобусы). Тарифы на перевозку грузов мелкими отправками зависят от массы отправки и включают стоимость экспедирования груза. Тарифы на перевозку авто транспортом формируются исходя из себестоимости, прибыли, косвенных налогов и неналоговых платежей, качества транспортных услуг и конъюнктуры рынка. Особенность формирования себестоимости автоперевозок является расчет материальных затрат. Общехозяйственные расходы могут быть отнесены непосредственно на определенный вид перевозки путем прямого включения в себестоимость, либо пропорционально заработной плате водителей, общему пробегу или другим показателям.

30 Тарифы на железнодорожные автомобильные перевозки. Тарифы на жд различают в зависимости от таких факторов, как род груза, степень использования грузоподъемности и вместимости вагона, вид отправок, тип подвижного состава, скорости перевозки и др. Размеры тарифных ставок устанавливаются сравнительно низкими на перевозку продукции, при погрузке которой обеспечивается лучшее использование вагонов по грузоподъемности и вместимости (уголь, строительные материалы), и более высокие при худшем их использовании (машины, оборудование, животные). В зависимости от вида отправок тарифы железнодорожного транспорта подразделяются на погонные, контейнерные, мелкие и малотоннажные отправки. Различия в этих тарифах определяются разной себестоимостью перевозок. Самые низкие из перечисленных – повагонные тарифы. Контейнерные тарифы применяются на те виды грузов, которые необходимо перевозить в контейнерах, цистернах и дифференцируются в зависимости от грузоподъемности контейнеров. Предельные коэффициенты повышения тарифов на внутриреспубликанские перевозки ежемесячно определяются Министерством экономики республики и Белорусской железной дорогой на основе изменения индекса цен на продукцию производственно-технического назначения за предыдущий месяц. Существенное влияние на уровень тарифов оказывает отнесение на себестоимость грузовых перевозок убытков от пассажирского транспорта (перекрестное субсидирование). Процесс определения провозных плат и сборов за дополнительные операции (хранение, взвешивание, сопровождение груза) и перевозку в целом, которые должны быть взысканы с грузоотправителя или получателя, называется таксировкой. Для обеспечения контроля правильности начисления платы ее осуществляют как на станции отправления, где рассчитывают и взыскивают платежи и сборы, так и на станции назначения, где проверяют правильность этих расчетов, а также дополнительно взимают плату за операции, выполненные в пути следования или на станции назначения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: