Подходы к формированию цены.
2подхода:
1)рыночный. Определяющим фактором ценообразования является конъюнктура рынка, спрос и предложение товара. Цена – форма выражения ценностей благ, проявляется в процессе их обмен.
2)производственный. Цена – денеж. выраж. стоимости товара. в основу подхода положена трудовая теория стоимости, согласно кот. Стоимость товара определ. затратами труда на его пр-во. Этот подход облад. огранич. в след. применимости только к продуктам труда. Невозможно устан. цену предметов и вещей, котор. не явл. рез-м чел-го труда.
Методологические вопросы ценообразования.
Методология ценообразования есть совокупность общих правил, принц и методов:
-разработка концепции ценообразования,
-определение и обоснование цен,
-формирование системы цен,
-управление ценообразованием.
Методология едина для всех уровней установл цен, т.е. основные положения и правила формирования цен не меняются в зависимости от того, кто и на какой срок устанавливает цены. Это является необходимой предпосылкой создания единой системы цен, действующих в экономике страны. На основе методологии разрабатывается стратегия ценообразования.
Методики – это составные элементы методологии, которые объединяют целый ряд методов формирования цен. Есть методика определения цен на новые виды продукции, методика учета в ценообразовании природно-геогр фактора и др. Существуют методики, различающиеся в зависимости от уровней управления, видов цен и групп продукции. Каждая методика имеет свои особенности. Но эти особенности и различия не должны выходить за рамки требований единой методологии. Т.О., методики являются первым важнейшим элементом методологии.
Вторым важным составным элементом методологии являются принципы ценообразования.
Принципы ценообразования могут быть реализованы только на основе разраб и применения соответствующих методов. Следовательно, принципы и методы тесно между собой связаны и образуют методологию. При переходе к рынку методология ценообразования должна оставаться единой, что сделает возможным постепенное формирование по единым принципам и правилам системы цен, адекватной рыночным отношениям.
Виды цен.
В зависимости от сфер торговли:
-Оптовые - цены, по которым продукция реализуется крупными партиями, в условиях так называемой оптовой торговли. Применяется при реализации продукции через специализированные магазины и сбытовые конторы оптовой торговли, на торговых биржах и в любых других торговых организациях, продающих товары оптом.
-Розничными принято называть цены, по которым товары продаются индивидуальным покупателям, при относительно небольшом объеме каждой продажи. - Закупочные цены - это цены гос закупок продукции у предприятий, организ, населения.
- Тарифы (расценки)- цены на услуги, представляющие виды деятельности, при которых не создается продукт в его материально-вещественной форме, но изменяется качество имеющегося продукта. Чаще всего производство услуги совпадает с началом ее потребления. По степени и способу регулирования:
-Фиксированная цена – это твёрдо уставленная гос-вом цена.
-Регулируемая цена – это цена, установленная органами гос власти и управления или органами исполнит власти.
Договорные цены – устанавливаются соглашением покупателя и продавца, под воздействием спроса и предложения, конкуренции и прочих рын усл.
Свободные цены – освобожд от ценов вмешат гос органов, формир под возд спроса и предложения.
В завис от вида рынка:
–биржевые – цены на те товары и услуги, кот реализ в процессе бирж торговли.
-аукционные цены – формируются на аукционном рынке, где исп-зя способ продажи товаров, недвиж, ЦБ.
-мировые цены- цены, действующие на всемирном рынке или цены признанные на определенный период со стороны м/н орг-й.
-цены теневого рынка – цены на запрещенные к открытой продаже товаров, либо на дефицит товаров.
В зависим от порядка возм потреб трансп расх по доставке груза:
-цена на месте пр-ва продукции- товар передается в месте производства, т.о. покупатель оплачивает все расходы по транспорту к месту назначения.
-единая цена с включением расходов по доставке - формируется единая цена для всех покупателей независимо от их места расположения
-зональные цены - выдел неск-ко геогр зон и определенные на них цены.
-цены опред на основе базис пункта - цена продукции = цена устанавливается для ближайшего от заказчика базис пункта + трансп расх по доставке.
Спрос, предложение и равновесная цена.
Спрос — это платежеспособная потребность, сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за товар. Величина спроса находится в обратной зависимости от цены: чем выше цена товара, тем меньшее его количество люди готовы купить, и наоборот, чем ниже цена, тем большее количество товара люди готовы купить.
Предложение — это совокупность товаров и услуг, которые могут быть поставлены на рынок поставщиками и предложены покупателям для покупки. Если в случае с покупателями цена влияет на величину спроса на товар или услугу, то для продавцов она определяет величину предложения. Величиной предложения называется количество товара, которое будет предложено для продажи при данной цене в данный период.
Равновесная цена устанавливается в результате уравновешивания спроса и предложения, когда количество товаров, которые покупатели хотят приобрести, соответствует тому их количеству, которое производители предлагают на рынке. Другими словами, равновесная цена — это цена такого уровня, когда объем предложения соответствует объему спроса.
Эластичность спроса и предложения. Коэф эластичности.
Эластичность - степень реагирования одной переменной величины в ответ на изменение другой, связанной с первой величиной.
Коэффициент эластичности - это числовой показатель, показывающий процентное изменение одной переменной в результате однопроцентного изменения другой переменной. Эластичность может изменяться от нуля до бесконечности.
Эластичность спроса и предложения - чувствительность величины спроса и предложения товаров к изменению цен на эти товары. Эластичность измеряется относительным (в процентах, долях) изменением величины спроса и предложения, при изменении, как правило, увеличении цены на один процент.
Спрос менее Эласт если: тов нет, конкур нет, замены нет; покупатель не сразу замечает изменение цены; покупатели медленно меняют привычки; покуп-ю не извес доступ-е тов-замен; затраты покупателя составляют большую часть бюджета; покупатель считает, что повышение цены связано с улучшением кач-ва и увеличением инфл.