Эластичность спроса и предложения. Коэф эластичности

Подходы к формированию цены.

2подхода:

1)рыночный. Определяющим фактором ценообразования является конъюнктура рынка, спрос и предложение товара. Цена – форма выражения ценностей благ, проявляется в процессе их обмен.

2)производственный. Цена – денеж. выраж. стоимости товара. в основу подхода положена трудовая теория стоимости, согласно кот. Стоимость товара определ. затратами труда на его пр-во. Этот подход облад. огранич. в след. применимости только к продуктам труда. Невозможно устан. цену предметов и вещей, котор. не явл. рез-м чел-го труда.

Методологические вопросы ценообразования.

Методология ценообразования есть совокупность общих правил, принц и методов:

-разработка концепции ценообразования,

-оп­ределение и обоснование цен,

-формирование системы цен,

 -управление ценообразованием.

Методология едина для всех уровней установл цен, т.е. основные­ положения и правила формирования цен не меняются в зависимости от того, кто и на какой срок устанавливает цены. Это является необходимой предпосылкой создания единой системы цен, действующих в экономике страны. На основе методо­логии разрабатывается стратегия ценообразования.

Методи­ки – это составные элементы методологии, которые объединяют це­лый ряд методов формирования цен. Есть методика опре­деления цен на новые виды продукции, методика учета в ценообразовании природно-геогр фактора и др. Существуют методики, различающиеся в зависимости от уровней управления, видов цен и групп продукции. Каждая методика имеет свои особенности. Но эти особенности и различия не должны выходить за рамки требо­ваний единой методологии. Т.О., методики являются пер­вым важнейшим элементом методологии.

Вторым важным составным элементом методологии являются принципы ценообразования.

 Принципы ценообразования могут быть реализованы только на основе разраб и применения соответствующих методов. Следовательно, принципы и методы тесно между собой связаны и образуют методологию. При переходе к рынку методология ценообразования должна ос­таваться единой, что сделает возможным постепенное формирование по единым принципам и правилам системы цен, адекватной рыноч­ным отношениям.

 

Виды цен.

В зависимости от сфер торговли:

-Оптовые - цены, по которым продукция реализуется крупными партиями, в условиях так называемой оптовой торговли. Применяется при реализации продукции через специализированные магазины и сбытовые конторы оптовой торговли, на торговых биржах и в любых других торговых организациях, продающих товары оптом.

-Розничными принято называть цены, по которым товары продаются индивидуальным покупателям, при относительно небольшом объеме каждой продажи. - Закупочные цены - это цены гос закупок продукции у предприятий, организ, населения.

- Тарифы (расценки)- цены на услуги, представляющие виды деятельности, при которых не создается продукт в его материально-вещественной форме, но изменяется качество имеющегося продукта. Чаще всего производство услуги совпадает с началом ее потребления. По степени и способу регулирования:

-Фиксированная цена – это твёрдо уставленная гос-вом цена.

-Регулируемая цена – это цена, установленная органами гос власти и управления  или органами исполнит власти.

Договорные цены – устанавливаются соглашением покупателя и продавца, под воздействием спроса и предложения, конкуренции и прочих рын усл.

Свободные цены – освобожд от ценов вмешат гос органов, формир под возд спроса и предложения.

В завис от вида рынка:

–биржевые – цены на те товары и услуги, кот реализ в процессе бирж торговли.

-аукционные  цены – формируются на аукционном рынке, где исп-зя способ продажи товаров, недвиж, ЦБ.

-мировые цены- цены, действующие на всемирном рынке или цены признанные на определенный период со стороны м/н орг-й.

-цены теневого рынка – цены на запрещенные к открытой продаже товаров, либо на дефицит товаров.

В зависим от порядка возм потреб трансп расх по доставке груза:

-цена на месте пр-ва продукции- товар передается в месте производства, т.о. покупатель оплачивает все расходы по транспорту к месту назначения.

-единая цена с включением расходов по доставке - формируется единая цена для всех покупателей независимо от их места расположения

-зональные цены - выдел неск-ко геогр зон и определенные на них цены.

-цены опред на основе базис пункта - цена продукции = цена устанавливается для ближайшего от заказчика базис пункта + трансп расх по доставке.

Спрос, предложение и равновесная цена.

Спрос — это платежеспособная потребность, сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за товар. Величина спроса находится в обратной зависимости от цены: чем выше цена товара, тем меньшее его количество люди готовы купить, и наоборот, чем ниже цена, тем большее количество товара люди готовы купить.

Предложение — это совокупность товаров и услуг, которые могут быть поставлены на рынок поставщиками и предложены покупателям для покупки. Если в случае с покупателями цена влияет на величину спроса на товар или услугу, то для продавцов она определяет величину предложения. Величиной предложения называется количество товара, которое будет предложено для продажи при данной цене в данный период.

Равновесная цена устанавливается в результате уравновешивания спроса и предложения, когда количество товаров, которые покупатели хотят приобрести, соответствует тому их количеству, которое производители предлагают на рынке. Другими словами, равновесная цена — это цена такого уровня, когда объем предложения соответствует объему спроса.

 

Эластичность спроса и предложения. Коэф эластичности.

Эластичность - степень реагирования одной переменной величины в ответ на изменение другой, связанной с первой величиной.

Коэффициент эластичности - это числовой показатель, показывающий процентное изменение одной переменной в результате однопроцентного изменения другой переменной. Эластичность может изменяться от нуля до бесконечности.

Эластичность спроса и предложения - чувствительность величины спроса и предложения товаров к изменению цен на эти товары. Эластичность измеряется относительным (в процентах, долях) изменением величины спроса и предложения, при изменении, как правило, увеличении цены на один процент.

Спрос менее Эласт если: тов нет, конкур нет, замены нет; покупатель не сразу замечает изменение цены; покупатели  медленно меняют привычки; покуп-ю не извес доступ-е тов-замен; затраты покупателя составляют большую часть бюджета; покупатель считает, что повышение цены связано с улучшением кач-ва и увеличением инфл.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: