Основные этапы становления и развития западной социологии массовой коммуникации

Объект и предмет социологии массовой коммуникации.

Предмет социологии массовой коммуникации — это сово­купность основных понятий, общих закономерностей социального взаимодействия субъектов коммуникации, которые включают в себя различные уровни взаимодействия — от теоре­тического до эмпирического. Исследование объекта массо­во-коммуникативной деятельности включает массовую ауди­торию, субъектов данной деятельности — медийные каналы информации, а также структуры коммуникаций и способы их функционирования.

Социология МК как научная теория описывает объект ис­следования — массовую коммуникацию как социальный про­цесс, его функционирование, сущностные характеристики; объясняет феномен массовой коммуникации; вырабатывает рекомендации по оптимизации функционирования объекта на основе знания его сущностных характеристик, особенностей содержания, форм и проявлений. Переход от описания объек­та к рекомендациям фиксирует функции объекта, способы его использования в коммуникативной системе. На основе про­гностической роли социологии составляется прогноз развития общества как целостной коммуникативной системы. Отметим, что такое возможно только при условии развитой научной тео­рии, в качестве которой выступает социология массовой ком­муникации.

Структура социологии массовой коммуникации

 

Выделяют 3 уровня:

1) Общая теория.

Базируется на научной картине мира, зарожденной философией и другими науками, созданные модели абстрактных объектов, объясняются их связи с другими подобными объектами и предсказывают возможное изменение этих связей.

2) Специализированная (частичная) теория.

Основана на общественной теории как методологии научного познания, создается теория модели конкретных, реально существующих в соц.пространстве явлений и процессов, объясняющее существующие между ними связи, а также реализации прикладной и прогностической роли.

3) Эмпирическое исследование.

Предполагает сбор первичных данных об изучаемых объектах,проводиться по заранее выработанной программе.

Обработка первичных данных производится на основании полученного вывода.

Эмпирические исследования служат проверкой теории положений, сформированной на уровне специализированной теории, а также служат эмпирической базой для дальнейшей разработки частных и общий теорий.

 

С другой позиции можно выделить 2 уровня:

1. Академический (наука)-уровень общей теории.

2. Уровень прикладных исследований направлен на решение конкретных проблем и выработку решений этих проблем на основе проведения исследования.

Функции и методы СМК. (ДОБАВИТЬ МЕТОДЫ)

Функции:

· познавательная – социология изучения массовой коммун.

· прикладная – знания, которые позволяют решать отдельные проблемы СМК и функционирование м.к в обществе.

· методологическая – СМК разрабатывает (способы) методы массово-коммуникационных явлений.

· социализирующая – процесс формирования личности.

· прогностическая - стремление давать прогнозы к изученному явлению.

 

МЕТОДЫ

 

Предмет социологии массовой коммуникации, в значительной мере определяется используемыми методами, которые заимствованы из общей социологии. Можно выделить два уровня методов социологии массовой коммуникации.

Теоретический уровень

Его методы – сравнительный, компаративный анализ. Это теоретическое изучение объектов, субъектов, институтов коммуникации. Сравнение особенностей их функционирования в разных странах и в разные эпохи.

Прикладной уровень

Его методы – эмпирические, бихевиористские («поведенческие»).

Прикладные методы социологии массовой коммуникации – это совокупность специальных исследовательских процедур, позволяющих получить научно обоснованные сведения о мотивах поведения участников коммуникации

Исследования на этом уровне позволяют получать «твердые» или измеряемые факты о поведении людей в процессах массовой коммуникации. Для этих методов характерно использование методов точных, математических наук. Социология массовых коммуникаций, в первую очередь, наука прикладная и именно эмпирические методы для нее наиболее важны.

Выше говорилось о роли массовой коммуникации в качестве мощного фактора, способного изменять поведение людей. Эти возможности напрямую связаны с задачами специалистов в области связей с общественностью.

В эти задачи входит формирование позитивного имиджа организации, учреждения, органа власти, политической организации, руководителя этого учреждения фирмы, политического деятеля, кандидата в период выборов, формирование благоприятного общественного мнения в отношении деятельности того или иного института, или личности. Причем сама личность, например, политика, может не совсем отвечать представлениям населения о необходимых для занятия политикой качествах. Или фирме для продвижения товаров, или услуг желательно иметь имидж, например, как занимающейся благотворительной деятельностью, но реально не затрачивать на это много ресурсов.

Здесь открывается поле деятельности для специалиста по связям с общественностью, использующего возможности массовых коммуникаций в ходе пиар-кампаний. Эти возможности позволяют, например, затушевывать неприглядные факты биографии или качества личности политического деятеля, гиперболизировать его заслуги перед обществом. Или сформировать благоприятное мнение о фирме, преувеличивая ее вклад в благотворительность, затраты на которую на самом деле не столь велики.

Для решения этих и аналогичных задач специалист по связям с общественностью должен быть профессионально подготовлен, в том числе и в области социологии массовых коммуникаций.

Изучение теоретических социологических аспектов массовых коммуникаций помогает специалисту по связям с общественностью глубже понять природу информационных процессов в обществе и мотивы поведения людей под их влиянием.

Еще более важным представляется умение осуществлять самостоятельные прикладные исследования в сфере массовых коммуникаций.

 

Основные этапы становления и развития западной социологии массовой коммуникации

Выделяют несколько этапов в истории социологии массовой коммуникации.

Хронологически их границы – следующие:

1. этап – 20-30-ые годы ХХ века.

На протяжении уже более чем полувека социологические исследования коммуникации развивались преимущественно в США в русле двух основных направлений. Первое из них связано с построением микроуровневых когнитивных конструкций, имеющих своей целью изменение политических установок, мнений, поведения на уровне индивидов. Второе направление сопряжено с построением макроуровневых моделей, отображающих содержание и тенденции развития процессов информационного воздействия и взаимодействия субъектов политики на уровне политической системы и общества в целом. Одним из основоположников данной теоретической модели принято считать Г. Лассуэлла, который дал классическое определение массовой пропаганды как “молота и наковальни общественной солидарности”, сливающей миллионы атомизированных индивидов в единую “амальгамированную массу ненависти, веры и надежды”. В социологическом контексте подобная постановка вопроса об информационной “волшебной пуле”, которая, с одной стороны, всегда точно и безошибочно находит свою мишень, а с другой – выступает как единая система стимулов, порождающая единую систему реакций, тем самым полностью подчиняя себе весь общественный организм

 

2. этап – 40-60-ые годы ХХ века.

П. Лазарсфельд и Р.Мертон – наиболее яркие сторонники в рамках второго этапа.

 

Широко известные исследования электоральных процессов, проводившиеся в конце 30-х – 50-е гг. под руководством П. Лазарсфельда, Б. Берельсона и Э. Кэмпбэлла, показали, что представление о всемогущих средствах массовой информации, по своему произволу направляющих выбор избирателя, не находит эмпирического подтверждения.

В середине 50-х гг. были выдвинуты и принципиально иные концепции. По концепции Л. Фестингера, люди испытывают психологический дискомфорт, впадают в состояние “когнитивного диссонанса”, когда им навязываются взгляды, идеи и суждения, заставляющие их сомневаться в собственных идеалах или задевающие их чувства и вкусы. Чтобы избежать дискомфорта, человек отбирает только ту информацию, которая согласуется с его собственными убеждениями и верованиями, и игнорирует противоречащие сообщения. Другая концепция, известная под названием “теории полезности и удовлетворения потребностей” (theoryofusesandgratifications), которая первоначально разрабатывалась в трудах Э. Каца, исходит из того, что индивиды осуществляют активный отбор информации, игнорируя сообщения, не отвечающие их интересам, а также те, которые представлены в непривлекательной форме.

 

 

3. этап – 70-ые годы ХХ века.

Герберт Маршал Маклюэн (1911-1980 гг.).

 

Г.Маклюэн первым обратил внимание на роль средств массовой коммуникации, особенно телевидения, в формировании сознания независимо от содержания сообщения. На основании этого он сделал вывод, что сообщением, передаваемым средством общения, является само это средство. На эффективность восприятия информации влияют жизненный опыт телезрителя, память и скорость восприятия, его социальные установки. Средства массовой коммуникации формируют свое, мифологическое пространство. Исходя из этого, Г.Маклюэн на первый план выдвигает миф, как наиболее органичный для человека, живущего в условиях электронного окружения, способ восприятия мира.

В мифотворчестве функционирования средств массовой коммуникации телевидение воспринимается как вещь, порождающая реальную телевизионную практику. Для телевизионного поколения само собой разумеющимися становятся убеждения, что средства массовой коммуникации вездесущи, всемогущи, всезнающи.

 

Современная эпоха, по мнению Г.Маклюэна, начинается с появления электричества. С помощью средств массовой коммуникации электричество мгновенно связывает людей до образования глобального пространства, где все оказывается взаимосвязанным. Любой участник общения имеет возможность связываться с неограниченным числом реципиентов.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: