КЛАСС СОЛЬФЕДЖИО 2019-2020 учебный год
! ПРИМЕЧАНИЕ:
б.2, м.3, м.6, м.7 строятся на ступенях, которым соответствуют пустые клеточки на схеме.
1. Напиши гаммы мажорных тональностей с тремя знаками, подпиши ступени, сделай все построения, играй и пой:
Устойчивые ступени | Неустойчивые ступени | Вводные ступени | Опевание устойчивых ступеней | Трезвучия главных ступеней |
I III V Т53 S53 D53
I IV V
|
|
Устойчивые ступени | Неустойчивые ступени | Вводные ступени | Опевание устойчивых ступеней | Трезвучия главных ступеней |
I III V Т53 S53 D53
I IV V
2. Запиши ритмические «формулы» польки, марша, вальса. Умей спеть в этих ритмах любую мажорную гамму до 3-х знаков, обязательно с дирижированием или с тактированием.
3. Мелодию «Утро» Э.Грига запиши как последовательность ступеней. Умей играть и петь нотами в любой тональности.
1. Ритмические упражнения
Проговори партию правой руки ритмослогами.
Простучи двумя руками:
левая – пульс, правая – ритм:
а)
б)
г)
2. Определи по знакам тональности и подпиши их.
Напиши нотами тоники этих тональностей. Образец:
3. Вспомни и напиши, в какой интервал обращаются:
м.2 – ___________ | б.2 – _____________ | м.3 – ____________ | б.3 – _____________ |
4. Напиши обращения интервалов. Все интервалы подпиши:
5. Ступеневый диктант. ДЗ: уверенно петь в тональностях Ми-бемоль, Ре, Фа и Соль мажор.
а) | б) |
6. Ритмический диктант. ДЗ: петь гамму любой мажорной тональности в записанных ритмах с дирижированием.
|
|
а) | б) |
7. КАК ПРАВИЛЬНО СПЕТЬ НОВУЮ МЕЛОДИЮ
- определи тональность, настройся по устойчивым звукам;
- определи размер, проговори ритм ритмослогами или прохлопай со счётом вслух;
- проанализируй строение мелодии, отметь фразы, обрати внимание на похожие фразы – точно ли они повторяются или варьируются;
- проанализируй, как движется мелодия: по каким ступеням, вверх или вниз, плавно или со скачком; на каких ступенях заканчиваются фразы;
- найди и отметь в мелодии самые выразительные интервалы, движение по звукам аккордов.
В.А. Моцарт. «Маленькая ночная серенада», III ч. МЕНУЭТ
Домашнее задания
1. Повторяй ритмические упражнения, добивайся четкого исполнения.
2. В указанных тональностях пой упражнения 5 и 6.
3. Мелодию Моцарта (№ 7) пой с дирижированием.
4. Выполни письменно задания № 2, 3, 4.
Ритмическая группа
Ритмическая группа состоит из двух неодинаковых по длительности звуков, составляющих вместе четвертную долю. Это можно объяснить так:
- восьмая, около которой стоит точка, удлиняется на одну шестнадцатую
- вторая шестнадцатая звучит очень коротко, стремится к следующей доли
или
тий-на→ТА тий-на→ТА
Ритмослогами проговариваем так: ТИЙ-НА→
Эта ритмическая группа часто встречается в маршах и песнях маршевого характера, придает их звучанию чёткость, остроту и мужественность.
Ритмические упражнения проговори ритмослогами, прохлопай или простучи:
ТОНАЛЬНОСТЬ Ми мажор
1. Напиши гамму и все построения в тональности Ми мажор,
играй и пой:
Устойчивые ступени | Неустойчивые ступени |
I III V I VII II IV VI
Вводные ступени | Опевание устойчивых ступеней | T53 с обращениями | Трезвучия главных ступеней |
VII II I III V Т53 Т6 Т64 Т53 S53 D53
I III V I IV V
2. Пой гамму Ми мажор в заданных ритмах, дирижируй:
а)
б)
3. Пой секвенции в тональности Ми мажор:
а)
б)
в)
4. Построй в Ми мажоре интервалы на ступенях, играй и пой; неустойчивые интервалы разрешай:
а) б) в) | г) д) е) |
5. Мелодию старинного марша выучи и пой с дирижированием:
ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МАРШ
6. Работа над двухголосием. Умей петь:
- каждый голос отдельно;
- играть нижний, одновременно – петь верхний голос;
- играть верхний, одновременно – петь нижний голос.
Определи и подпиши все интервалы, которые образуются между голосами.
Работа в тональности Ми мажор.
1. Напиши и спой неустойчивые ступени с разрешением в устойчивые:
2. Напиши, играй и пой S53 и D53с такими разрешениями:
S53 → Т6 D53 → Т1
IV III V I
3. Подпиши ступени и пой их:
4. Напиши данные ступени нотами и пой эти звуки-ступени:
5. Напиши нотами задание 4 на стр. 8:
- интервалы записывай НОТА НАД НОТОЙ: это означает ГАРМОНИЧЕСКИЙ ИНТЕРВАЛ, то есть звуки интервала играются одновременно (звуки секунды пишутся рядом);
- устойчивые звуки пиши белыми нотами, неустойчивые закрашивай;
- разрешения неустойчивых звуков интервала выполняй по тяготению в ближайшую устойчивую ступень (указывай стрелочками); устойчивые ступени оставляй на месте;
- интервалы с разрешениями играй ГАРМОНИЧЕСКИ и пой всеми способами: любой из голосов (верхний или нижний) или голоса по очереди – снизу вверх или сверху вниз.
|
|