Работа в тональности Ми мажор

КЛАСС                                                                                   СОЛЬФЕДЖИО                                                               2019-2020 учебный год                   

 

 

 

 

 


 

 

 

       

! ПРИМЕЧАНИЕ:

б.2, м.3, м.6, м.7 строятся на ступенях, которым соответствуют пустые клеточки на схеме.

 

 

1. Напиши гаммы мажорных тональностей с тремя знаками, подпиши ступени, сделай все построения, играй и пой:

 

 

 

      Устойчивые         ступени Неустойчивые       ступени Вводные  ступени Опевание устойчивых ступеней Трезвучия главных ступеней

 

                                                                                               I            III            V  Т53  S53   D53

                                                                                                                                                  I   IV   V

 

 


 

 

      Устойчивые         ступени Неустойчивые       ступени Вводные  ступени Опевание устойчивых ступеней Трезвучия главных ступеней

 

                                                                                               I            III            V  Т53  S53   D53

                                                                                                                                                  I   IV   V

 

2. Запиши ритмические «формулы» польки, марша, вальса. Умей спеть в этих ритмах любую мажорную гамму до 3-х знаков, обязательно с дирижированием или с тактированием.

 

                                                                                                       

 

 

3. Мелодию «Утро» Э.Грига запиши как последовательность ступеней. Умей играть и петь нотами в любой тональности.

 

 

 

 


1. Ритмические упражнения

Проговори партию правой руки ритмослогами.

Простучи двумя руками:

левая – пульс, правая – ритм:

 

 


а)

 

б)

 

 


г)

 

 

 

 


2. Определи по знакам тональности и подпиши их.

Напиши нотами тоники этих тональностей.                Образец:

 

 


3. Вспомни и напиши, в какой интервал обращаются:

м.2 – ___________ б.2 – _____________ м.3 – ____________ б.3 – _____________

 

4. Напиши обращения интервалов. Все интервалы подпиши:

 

 

 

5. Ступеневый диктант. ДЗ: уверенно петь в тональностях  Ми-бемоль, Ре, Фа и Соль мажор.

а) б)    

 

6. Ритмический диктант. ДЗ: петь гамму любой мажорной тональности в записанных ритмах с дирижированием.

а) б)    

 

7. КАК ПРАВИЛЬНО СПЕТЬ НОВУЮ МЕЛОДИЮ

  • определи тональность, настройся по устойчивым звукам;
  • определи размер, проговори ритм ритмослогами или прохлопай со счётом вслух;
  • проанализируй строение мелодии, отметь фразы, обрати внимание на похожие фразы – точно ли они повторяются или варьируются;
  • проанализируй, как движется мелодия: по каким ступеням, вверх или вниз, плавно или со скачком; на каких ступенях заканчиваются фразы;
  • найди и отметь в мелодии самые выразительные интервалы, движение по звукам аккордов.







В.А. Моцарт. «Маленькая ночная серенада», III ч. МЕНУЭТ

 

 

Домашнее задания

1. Повторяй ритмические упражнения, добивайся четкого исполнения.

2. В указанных тональностях пой упражнения 5 и 6.

3. Мелодию Моцарта (№ 7) пой с дирижированием.

4. Выполни письменно задания № 2, 3, 4.

                                          Ритмическая группа

Ритмическая группа состоит из двух неодинаковых по длительности звуков, составляющих вместе четвертную долю. Это можно объяснить так:

  • восьмая, около которой стоит точка, удлиняется на одну шестнадцатую           
  • вторая шестнадцатая звучит очень коротко, стремится к следующей доли

 

                                                                     или

                                          тий-на→ТА          тий-на→ТА

                               Ритмослогами проговариваем так: ТИЙ-НА→

 

Эта ритмическая группа часто встречается в маршах и песнях маршевого характера, придает их звучанию чёткость, остроту и мужественность.

Ритмические упражнения проговори ритмослогами, прохлопай или простучи:



ТОНАЛЬНОСТЬ Ми мажор

 

1. Напиши гамму и все построения в тональности Ми мажор,

играй и пой:

Устойчивые ступени Неустойчивые ступени

 

                                                                                                         I    III   V    I   VII II IV VI 

   

Вводные ступени Опевание устойчивых ступеней T53 с обращениями Трезвучия главных ступеней

 

              VII II                 I                   III               V    Т53 Т6 Т64    Т53  S53   D53

                                                                                                                I  III  V     I   IV   V

 

2. Пой гамму Ми мажор в заданных ритмах, дирижируй:

 


а)

 

 


б)

 

 

3. Пой секвенции в тональности Ми мажор:

 


а)

 

 


б) 

 

 


в)

 

4. Построй в Ми мажоре интервалы на ступенях, играй и пой; неустойчивые интервалы разрешай:

а)  б) в) г) д) е)

5. Мелодию старинного марша выучи и пой с дирижированием:

 






ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МАРШ

6. Работа над двухголосием. Умей петь:

  • каждый голос отдельно;
  • играть нижний, одновременно – петь верхний голос;
  • играть верхний, одновременно – петь нижний голос.

Определи и подпиши все интервалы, которые образуются между голосами.

   
 

 



Работа в тональности Ми мажор.

1. Напиши и спой неустойчивые ступени с разрешением в устойчивые:

2. Напиши, играй и пой S53 и D53с такими разрешениями:

                                                      S53               Т6                D53   Т1

                                                       IV                  III              V              I      

3. Подпиши ступени и пой их:

 

 

4. Напиши данные ступени нотами и пой эти звуки-ступени:

 

5. Напиши нотами задание 4 на стр. 8:

  • интервалы записывай НОТА НАД НОТОЙ: это означает ГАРМОНИЧЕСКИЙ ИНТЕРВАЛ, то есть звуки интервала играются одновременно (звуки секунды пишутся рядом);
  • устойчивые звуки пиши белыми нотами, неустойчивые закрашивай;
  • разрешения неустойчивых звуков интервала выполняй по тяготению в ближайшую устойчивую ступень (указывай стрелочками); устойчивые ступени оставляй на месте;
  • интервалы с разрешениями играй ГАРМОНИЧЕСКИ и пой всеми способами: любой из голосов (верхний или нижний) или голоса по очереди – снизу вверх или сверху вниз.

 

 

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: