ХАРАКТЕРНЫЕ ИНТЕРВАЛЫ
Сыграй и спой мелодию:
Andante cantabile Н. Сильванский. «Песня»


Обрати внимание на интервалы, выделенные скобками. Сравни их с известными тебе интервалами:



«Песню» Н. Сильванского транспонируй в удобную тебе тональность. Выучи наизусть, пой с названием нот, дирижируй.


Задания к теме «Характерные интервалы»




![]() |
5. В минорных тональностях с четырьмя знаками напиши характерные интервалы ув.2 и ум.7 с разрешением, подпиши ступени, спой всё упражнение.


6. Построй интервальную цепочку в тональности ре минор, играй и пой всеми способами. Сделай то же в тональностях до минор, си минор.



7. Прочитай с листа музыкальные примеры. В мелодиях найди и подпиши характерные интервалы.

![]() | ||
![]() | ||
Упражнения к теме «Характерные интервалы»
1. Сыграй, спой, проанализируй ув.2 и ум.7 с разрешением в минор от звука ре:

2. Напиши, играй, пой ув.2 и ум.7 с разрешением от данных звуков. Сначала – подпиши ступени!!! Определи и подпиши тональности:

3. Построй интервальную цепочку в тональности соль минор, играй и пой всеми способами. Сделай то же в тональностях фа-диез минор и ми минор.



4. В мелодиях найди, выдели и подпиши характерные интервалы:
а) Д. Скарлатти. Соната-ария
Певуче
б) В.А. Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром № 20, I часть
Allegro
Размер
![]() |
Цифры размера указывают, что в каждом такте должно быть шесть восьмых. Но и в размере каждый такт содержит такое же количество восьмых. Тогда какая же разница между этими размерами? Давайте сравним запись мелодии в размерах и:

И ноты, и длительности в этих двух примерах совершенно одинаковые, но как меняется смысл мелодии в зависимости от того, в каком размере она записана! Почему же так происходит? Во-первых, пульсация в размере – четвертями, а в размере – восьмыми. Во-вторых, группировка нот, отражающая фразировку мелодии, в размере – по две ноты, а в размере – по три ноты.
Таким образом, в размере такт явно делится пополам: = .
Это ясно различимо на слух и очень хорошо видно в нотной записи.
Такие размеры в музыке, которые можно представить как сумму простых размеров, называются СЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ. Группировка в этом размере должна чётко обрисовывать ритмические группы составляющих простых размеров.
| НАПРИМЕР: | правильно | неправильно |
|
|
При дирижировании в размере следует делать









