

![]() | |
![]() |
1. Познакомься с новой тональностью до-диез минор. Выполни в ней построения.
ВСЕ ПОСТРОЕНИЯ ПОДПИСЫВАЙ (не забывай подписывать ступени)!!!

до-диез минор
| Тоническое трезвучие | Устойчивые ступени | Неустойчивые ступени | Вводные ступени | Опевание устойчивых ступеней |

| Тоническое трезвучие с обращениями | Трезвучия главных ступеней |

2. Спой в до-диез миноре такие последовательности ступеней:
![]() |
3. Построй и спой в до-диез миноре следующие интервалы на указанных ступенях:
![]() |
4. Определи и подпиши следующие аккорды с разрешениями, играй и пой их:

5. Выучи музыкальные примеры в тональности до-диез минор, пой с дирижированием:
а)

б) ЗЕРКАЛО
М. Красев


6. Напиши нотами мелодию по данным ступеням до-диез минора в заданном ритме:


Ответь на вопросы:

Пой мелодию с дирижированием.
1. Диктант (автодиктант)
- определи размер, количество тактов
- запиши ритм
- запиши ключевые знаки, размер, разметь такты


- обрати внимание: как заканчиваются 1-е и 2-е предложение? запиши эти такты
- сравни 1-й и 2-й такты; запиши их
- на трезвучие какой ступени (T, S или D) опирается мелодия в 3-м такте? запиши его
- сравни 5-й и 6-й такт; правда, это похоже на секвенцию? в чём отличие? запиши то, что услышал
- остался предпоследний 7-й такт; с какой ноты он начинается? а как дальше мелодия приводит к тонике? запиши этот такт и – ура! – ты написал весь диктант!
- а теперь выучи его наизусть (если ещё не запомнил, пока писал), уверенно пой с дирижированием
- и транспонируй на б.3â и ч.4á; запиши и подпиши тональности, которые получились.
Тональность ____________________________________


2. Расставь тактовые черты, перепиши в инструментальной группировке:













Работа в классе:
Посчитай, сколько тонов в чистых квартах:

Ответ: в ч.4 ________ тона.
А сколько тонов в «неправильной» кварте ФА-СИ?

Ответ: ____ тона.
Сколько тонов в чистых квинтах?

Ответ: в ч.5 ________ тона.
А сколько тонов в «неправильной» квинте СИ-ФА?

Ответ: ____ тона.
В мелодии найди, выдели и подпиши тритоны. Укажи, на каких ступенях находятся эти интервалы. Выучи и пой со словами и с названием нот, дирижируй.
ТРИ МУДРЕЦА
из английской народной поэзии


| ЗАПОМНИ:
| |||||
| Кварта и квинта,в которых три тона, так и называются – ТРИТОНЫ. Это увеличенная кварта – ув.4 и уменшённая квинта – ум.5 | Тритоны образуются сочетанием IV и VII ступеней в мажоре и гармоническом миноре: ув.4 – на IVступени ум.5 – на VII# ступени | ||||
| 1.Подпиши все интевалы:
| 2. Подпиши ступени
| ||||
| 3. Допиши верхний звук интервала:
| 4. Разреши тритоны, подпиши разрешения:
| ||||
| 5. Напиши нижний звук интервалов:
| 6. Напиши тритоны:
| ||||
| 7. Исправь ошибки:
| 8. Построй и подпиши тритоны с разрешением:
Ми мажор
| ||||
9. Играй упражнение во всех мажорных тональностях, приговаривая:
«терция-квинта-терция», «секста-кварта-секста»:

10. Пой упражнение во всех мажорных тональностях:
















