Церковный раскол мифы и реалии

 

Вначале определимся с терминологией и, опираясь на, пусть и неверные по существу, но общепринятые, термины, - будем отличать православие (никонианство) от старообрядчества.

Общепринятое мнение о расколе, якобы «взвешенное» и «научно обоснованное», сводится к тому, что одни – «староверы» («старообрядцы») держались за старорусскую обрядность, а другие – «никонианцы», предлагали заменить древние обряды на новые, греческие. Самым известным и спорным является замена двоеперстия на троеперстие.

В массовом сознании продолжает господствовать именно такая точка зрения. Однако, покажем, что вводили новшества именностарообрядцы в середине 17 века, а не Патриарх Никон.

Более того, так как и Патриарха Никона, и старообрядцев осудил один и тот же собор, после чего Патриарха в 1666 году сослали, то совсем уж нелогично обвинять Патриарха Никона в пытках, мучениях старообрядцев. Тем не менее, сегодня именно его и обвиняют, чуть ли не в сожжении протопопа Аввакума, которое состоялось вообще после смерти Патриарха Никона.

Как известно, все православные, включая и Россию, крестились тремя перстами, двоеперстие (да и то по мнению старообрядцев) было введено Стоглавым собором при Иване Грозном, в 1551 году.

Вот что сказал в своей проповеди на первой литургии после приезда в Москву патриарх антиохийский Макарий:

«В Антиохии, а не в другом месте верующие во Христа в первый раз стали именоваться христианами, и из этой епархии вышли все обряды церковные, и потому ни в Александрии, ни в Константинополе, ни в Иерусалиме, ни на горе Синае, ни на Святой горе, ни даже в Молдавии и Валахии и между казаками - никто не делает креста по-вашему, но все мы употребляем иное перстосложение».[508]

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: