6—1303
мельчать пищу определенного размера,веса и консистенции. С. Е. Гельман (1932) сообщил, что при нормальнойзубочелюстной системе 5 г миндаля измельчают за 50 с до размера частиц, просеиваемыхчерез сито с отверстиями диаметром 2,4 мм. Для детей младше 8—9 лет припроведении жевательной пробы количество миндаля уменьшают до 2,5 г. И. С.Рубинов (1958) считал, что для разжевывания 5 г миндаля требуется большаянагрузка, чем при обычных условиях. Обследуемому предлагают разжевать 800 мгминдаля, что примерно равно массе одного ядра, до появления рефлекса глотания,затем массу собирают в чашку, в которую для дезинфекции добавляют 5—10 капель5% раствора сулемы, процеживают, остаток высушивают на водяной бане,просеивают и взвешивают. Время жевания измеряют по секундомеру. Эта проба позволяетопределить процент разжеванной пищи и продолжительность ее пережевывания. Приортогнатическом прикусе и интакт-ных зубных рядах ядро миндаля пережевывают за14 с. Е. М. Тер-Погосян (1972) выявила особенности функции жевания у детей впериод временного прикуса путем физиологических проб и масти-кациографии по И.С. Рубинову.
По данным 3. Ф.Василевской (1975), у детей 6—15 лет при дистальном прикусе эффективностьжевания снижена на 15—20%» при мезиальном на 15—30%, при открытом на 16—66,4%,при сформированном глубоком — на 24—54%.
Функцияглотанияв процессе жизни претерпевает изменения. Инфантильный тип глотаниянаблюдают от рождения до 2—3 лет. Соматический тип глотания в норме появляетсяв возрасте 2— 3 лет, т. е. после установления временных зубов в прикусе. Это периодперехода от сосания к жеванию, поэтому во время глотания язык отталкивается отсомкнутых зубных рядов и небного свода, а не от губ и щек. Глотаниеобеспечивает перемещение пищевого-комка из полости рта через пищевод в желудок.Если сохраняется инфантильный тип глотания, то в результате неправильного положенияязыка и губ деформируются зубоальвеолярные дуги и нарушается формирование прикуса.
Изучаютположение языка, губ, щек, подъязычной кости и зу-боальвеолярных дуг вразличные фазы глотания. Основным методом статической оценки является боковаятелерентгенография головы. При анализеТРГобнаруживаютгипертрофированные аденоиды и небные миндалины, обусловливающие переднеерасположение языка, неправильную артикуляцию его кончика с окружающимитканями, что вызывает нарушение функции глотания [Fran - kel R., 1961; Окушко В. П., 1965; Хорошилкина Ф. Я., 1970, и др.].Морфологические изменения строения и расположения твердых в мягких тканейчелюстно-лицевой области указывают и на функциональные нарушения.
Прителерентгенокинематографическом изучении положения языка при глотании егоспинку покрывают контрастным веществом. При просмотре киноленты, пользуясьстоп-кадром, на боковой ТРГ головы измеряют расстояние между различнымиучасткам» языка и твердым небом при различныхфизиологических состояни-ях (покой, глотание). По графической методике,предложенной Th. Rakosi(1964), делают 7измерений. На основании полученных данных строят график положения языка.
функциональная глотательная пробапроводится для изучения способности обследуемого проглатывать пищевой комокили жидкость за определенное время непроизвольно или по команде. При нормальномглотании губы и зубы сомкнуты, мышцы лица не напряжены, отмечаетсяперистальтика мышц подъязычной области. Продолжительность нормального глотания0,2—0,5 с (жидкой пищи — 0,2 с, твердой — 0,5 с). При затрудненном глотаниивозникает компенсаторное напряжение мимических мышц в области углов рта,подбородка, иногда дрожат и смыкаются веки, вытягивается шея и наклоняетсяголова. Отмечают характерное напряжение мимических мышц — точечные углубленияна коже в области углов рта, подбородка (симптом наперстка), всасывание губ,щек, нередко наблюдают толчок кончиком языка и последующее выбухание губы.
Клиническая функциональная пробапо R. Fran - kelи F. Faick(1966) предназначенадля определения нарушений положения спинки языка, изменений его расположения впроцессе ортодонтического лечения и при проверке достигнутых и отдаленныхрезультатов. Пробу выполняют со специально изогнутыми проволочными петлями. Ихизгибают и припасовывают к модели верхней челюсти. При изготовлении петлименьшего размера ее круглый участок помещают по средней линии неба на уровневерхних премоляров, большего размера — на уровне первых моляров. Концыпроволоки скручивают и изгибают по форме ската альвеолярного отростка, затемперегибают между боковым резцом и клыком в сторону преддверия полости рта ивыводят из нее в области его угла. Ручку изгибают параллельно окклюзионной поверхностизубных рядов так, чтобы ее передний конец был вдвое короче заднего. Послевведения готовой проволочной петли в полость рта больному рекомендуют сидетьспокойно, следят за тем, чтобы ручка не прикасалась к мягким тканям лица.Направление плоскости ручки регистрируют до и после проглатывания слюны. Поизменению ее положения судят о соприкосновении спинки языка с твердым небомили об отсутствии навыков подъема языка. Успех ортодонтического лечения идостижение его устойчивых результатов в значительной степени определяютсянормализацией положения спинки языка. Исследованиями F. Faick (1966) подтвержденанеобходимость неоднократного проведения такой клинической пробы в процесселечения резко выраженных зубочелюст-ных аномалий.
Л и н гводи н а мом етр ия—определение давления языка на зубные ряды с помощью специальных приборов [Kydd W. L., 1956, 1957; Winders R. V., 1958]. Сила, с которойязык давит при глотании на зубные ряды, вариабельна: на передние зубы —41— '09г/см 2, на твердое небо — 37—240 г/см 2, на первые моляры —б*83
264 г/см 2. Давление языкана окружающие ткани при глотании по команде в 2 раза больше, чем присамопроизвольном глотании [ Kydd W. L, 1962]. От распределениядавления языка на свод неба зависит форма последнего.
Электромиография позволяет установить участие в актеглотания мимических и жевательных мышц. В норме амплитуда волн биопотенциаловпри сокращениях круговой мышцы рта незначительна, а при сокращениях собственножевательных мышц значительна. При неправильном глотании наблюдают обратнуюкартину. Сделаны попытки электромиографического исследования языка при глотании[Кожакару М. П„ 1974]. Для изучения этой функции используют такжемастикациографию, миографию, мио-тонометрию и другие меетоды.
Функция речи.В процессе роста и формированиядетского организма происходит становление речи. Зубочелюстные аномалии идеформации нередко приводят к неправильной артикуляции языка и губ. Однако невсегда бывает нарушено звукопроизношение. Около 30% таких детей говорятправильно [Subtelny L. D., 1962]. Нарушенияречи—гнусавость и косноязычие—наблюдают у детей с врожденным несращением неба,а также со сквозным одно- и двусторонним несращением губы, альвеолярногоотростка и неба.
Палатография—регистрация места контакта языка с небнымсводом при произношении различных звуковых фонем. Для этой цели применяютискусственное небо, которое готовят на модели верхней челюсти из различныхматериалов: пластмассы, стен-са, воска, целлулоида. Поверхность пластинки,обращенную к языку, покрывают черным лаком или припудривают индифферентнымпорошком (тальком, но не сахарной пудрой, которая может вызватьгнперсаливацию), вводят в полость рта обследуемого и прижимают к небу.Обследуемый произносит предлагаемый звук. При этом язык касаетсясоответствующих участков неба, оставляя отпечатки. Далее пластинку вынимают изорта и изучают эти отпечатки.
Фотопалатография — получение фотографий «искусственногонеба» с полученными отпечатками языка после палатографии. Для этой цели«искусственное небо» помещают на модель верхней челюсти. Применяю!фотостатическую методику съемки для воспроизведения идентичных снимков доначала ортодонтического лечения, в его процессе, после его окончания и послелогопедического обучения. На негатоскопе перерисовывают схему на кальку. Затемсопос1авляют схемы идентичных палатограмм и анализируют полученные результаты.
По данным Л. Н. Чучалиной (1978), у 24,3% обследованных сзубочелюстными аномалиями звукопроизношение соответствует общепринятымфонетическим нормам, но контакт языка с окружающими органами и тканяминеправильный, чаще при произношении свистящих и верхнезубных звуков. Такоепроизношение называют приспособительным или адаптационным. Расположение языканарушается в результате изменения формы и площади неба.
Артикуляционный фокус смещается к переднемуучастку зубных дуг в связи с выдвижением языка.
Функциональная речевая проба — один из функциональныхметодов, позволяющий контролировать правильность звукопроизношения.Обследуемому предлагают произнести несколько звуков («о», «и», «с» «з», «п»,«ф») или слогов и следят за степенью разобщения прикуса и за положением кончикаязыка.
Для изучения физиологических аспектов речи применяют такжемастикациографию, электромиографию,электромиомастикацио-графию, рентгенокчнематографию, фонографию. Статическаярегистрация отдельных элементов речи уступает место динамическим методам:изучению фоно- и кинограмм.
Функция дыхания.Различают носовое, ротовое исмешанное дыхание. При повышенной физической нагрузке возможно физиологическоедыхание через рот. В остальных случаях ротовое дыхание указывает на нарушениеэтой функции. Для ротового дыхания характерны несмыкание губ, исчезновениеотрицательного давления в полости рта. Клинически это проявляется в отвисаницнижней челюсти, образовании «двойного подбородка», указывающего на глосоптоз,т. е. на опускание языка. Аденоидное выражение лица свидетельствует о наличииротового или смешанного дыхания. Оно характеризуется широкой спинкой носа,сглаженностью носогубных складок, узкими ноздрями, вялым взглядом и слегкаопущенным принужденным положением головы. Методы клиниче-"еского ирентгенологического исследования позволяют обнаружить механические препятствиядля носового дыхания: искривление носовой перегородки, гипертрофию носовыхраковин, аденоидной ткани, небно-глоточных миндалин. При деформации верхней челюстии «готическом небе» уменьшается объем полости носа, нарушается пневматизациявоздухоносных пазух черепа. При этом воздушная струя слабо увлажняется иобогревается, что приводит к недостаточному бактериостатическому ибактерицидному действию слизистой оболочки полости носа. Такие больные чащестрадают трахеитом и хроническим бронхитом.
Динамические методы исследования функции дыхания направленына изучение способности организма задерживать дыхание, а также на оценку ЖЕЛпри различных физиологических состоя-ниях.
Ринопневмотахография позволяетопределить тип ды-уания в естественных условиях и одновременно исследовать функциювнешнего дыхания. Метод основан на применении серийно выпускаемого КазанскимНПО «Медфизприбор» пневмотахографа с интегратором [Демнер Л. М., Маннанова Ф.Ф., 1980] и предназначенного для изучения функции внешнего дыхания через рот.Загуб-ник заменен двухкамерной маской, дополнительно введен канал измеренияпараметров носового дыхания. Горизонтальная резиновая перегородка внутризагубника образует 2 камеры для дыхания:
верхнюю через нос и нижнюю черезрот. Камеры соединяются при помощи двух резиновых трубок с расходомернымитрубками пнев мотахографа, где перепад давлениявоздуха при вдохе и выдохе в в тензоэлектрических преобразователях превращаетсяв электрический сигнал, который усиливается, интегрируется по времени и подаетсяодновременно на самописец и цифровое табло прибора.
При нормальномносовом дыхании колебания воздуха регистрируют только на канале носовогодыхания. Это свидетельствует, что через рот воздух не проходит. При ротовомдыхании, наоборот, колебания воздуха отмечают на канале ротового дыхания. Присмешанном типе дыхания колебания регистрируют на обоих каналах одновременно.Можно вычислить частоту дыхания, разграничить фазы вдоха и выдоха, определитьих продолжительность и соотношение. При смешанном типе дыхания можно сравнитьпараметры дыхания через нос и через рот. После записи спокойного дыхания вестественных условиях и определения типа дыхания измеряют параметры внешнегодыхания.
Ринопневмомастикоциография — способ определения типадыхания с одновременной записью жевания [Демнер Л. М., Маннанова Ф. Ф., 1980].Для этой цели используют такую же двухкамерную маску, как приринопневмотахографии, которая при помощи трубок соединяется с капсулами Марея ис двумя писчиками. Произвольное дыхание регистрируется на движущейсямиллиметровой бумажной ленте электрокимографа. Одновременно на этой же лентезаписываются движения нижней челюсти при жевании с помощью третьего писчика.Чтобы получить синхронную запись носового и ротового дыхания, а такжежевательных движений нижней челюсти, 3 писчика, равные по длине, диаметру имассе, устанавливают на одинаковом уровне. После достижения спокойногодыхания и соответствующей его записи обследуемому предлагают пищевую пробу(орех, сухари, драже). Можно прикрепить четвертую капсулу Марея и подвести кней трубку от грудной повязки, при помощи которой определяют движения груднойклетки во время дыхания (пневмограмма). По характеру кривых определяют тип,частоту и характер дыхания на каждой фазе жевания.
Установлено, что нарушение носового дыхания снижает эффективностьакта жевания. При наличии механического препятствия в носу жевание становитсяаритмичным, неравномерным, происходит задержка дыхания, что может вызватьвременную гипоксию. Это приводит также к проглатыванию плохо пережеваннойпищи, так как ребенок торопится, чтобы быстрее освободить рот для дыхания, очем свидетельствуют результаты жевательных проб у детей с затрудненным носовымдыханием.
Спирометрия позволяет исследовать функциональную способностьлегочной системы. Предложены различные приборы для спирометрического и спирографическогоизучения функции дыхания. Цель исследования—определение емкости легких:жизненной, максимальной, остаточной, в состоянии физиологического покоя и послединамических нагрузок. Полученные результаты сравнивают с данными среднейнормы, учитывая пол, возраст, рост, соматическое развитие обследуемого идругие факторы.
При сагиттальных аномалиях прикусаЖЕЛ снижается по сравнению с должной в среднем на 524,5 мл. У 50% больных с резковыраженными сагиттальными аномалиями прикуса ЖЕЛ уменьшается на 204 и больше,у лиц с дистальным прикусом в среднем на 615±213,5 мл (21,3±7%), с мезиальнымприкусом, в частности обусловленным врожденным сквозным несращением верхнейгубы, челюсти и неба, на 434± 158,9 мл (19,65%) [Хорошилкина Ф. Я., Малыгин Ю.М., Цыпленков В. Г., Несулковский Н. А., 1970].
Дыхательная недостаточность приротовом дыхании у больных с сагиттальными аномалиями прикуса нередко приводит кусилению сокращений миокарда и увеличению правых полостей сердца.Недостаточное поступление кислорода в организм и нарушениеокислительно-восстановительных процессов в результате уменьшения ЖЕЛ могутвызвать задержку соматического и психического развития ребенка.
Обзорная рентгенография груднойклетки при синусобронхопневмопатии позволяет определить изменения в легких.Снимки получают с расстояния 2 м при максимальном вдохе обследуемого сзадержкой дыхания. Технический режим съемки подбирают индивидуально. При этомобнаруживают изменения, которые проявляются главным образом в нарушении архитектоникилегочного рисунка: в его диффузном усилении, обогащении и локализованномобеднении. Это связано с перибронхиально-пери-васкулярной инфильтрацией иэмфиземой. У детей старше 12 лет такие изменения выражены особенно четко. Внекоторых случаях их расценивают как симптомы хронической пневмонии.
Нарушения функции жевания,глотания, дыхания, речи влияют на тонус мышц, удерживающих нижнюю челюсть всостоянии физиологического покоя. Изменение мышечного равновесия вчелюст-то-лицевой области отражается на формировании лицевого скелета, наразвитии и тонусе мышц шеи. В результате перераспределения нагрузки нередкопроисходит искривление позвоночника, особенно на уровне Ciii - iv. Изменяются положение подъязычной кости, черепа по отношениюк позвоночнику, а иногда форма позвоночного столба и грудной клетки [ Dujzings J. А. С., 1963; Fran - kel R., 1967; Хорошилкина Ф. Я.,Малыгин Ю. М., Несулковский Я. А., Цыпленков В. Г., 1970]. Нарушенная осанка всвою очередь создает условия для затрудненного развития грудной клетки ифункции легких.
Верхние дыхательные пути,пневматизированные кости черепа и легкие образуют с функциональной точки зренияединое целое-. Нарушение этой целостности характеризуется как слабость легочнойсистемы и называется синусобронхопневмопатией. Для ее диагностирования нередкотребуется комплексное исследование, проводимое ортодонтом,оториноларингологом, педиатром и другими специалистами.
КЛАССИФИКАЦИИЗУБОЧЕЛЮСТНЫХ АНОМАЛИЙ
4.2.1. Доэнгелевский период
Первые попыткиклассифицировать зубочелюстные аномалииотносятся к XIX столетию. F. Kneisel(1836) описалнеправильное расположение передних зубов. Классификации, предложенные до началаXX века, были основаны на определении соотношений передних зубов, что отражалоуровень ортодонтии того времени. Более глубокую трактовку понятия «норма» далв своей классификации N. Sternferd (1902). Он различал физиологический и патологи ческий прикусы, нормальный прикусназвал ортогнатией, охарактеризовал физиологическую и патологическуюпрогнатию, а также прогению в зависимости от глубины перекрытия передних зубови наличия между ними сагиттальной щели. Предложенную им терминологию—ортогнатия,прогнатия, прогения—применяют и в настоящее время.
4.2.2. Энгелевский период
КлассификацияЭнгля.Е. Н. Angle (1889) различал 7 разновидностей аномального положения зубов и акцентировалвнимание на соотношениях не только передних, но и боковых зубов при нормальнойи патологической окклюзии. Нарушения смыкания зубных рядов автор определял помезиодистальному соотношению коронок верхних и нижних первых постоянныхмоляров, верхние первые постоянные моляры назвал «ключом окклюзии». По этомупризнаку он распределил аномалии прикуса на 3 основных класса. КлассификацияЭнгля не отвечает современным требованиям науки и практики, однако благодаряпростоте она стала господствующей. Ряд авторов [ Guiford S. Н., 1905; LischerВ. Е., 1926, и др.]старались дополнить и уточнить эту классификацию, однако существенныхизменений они не внесли, а порой только осложняли ее.
4.2.3. Симоновский период
Накопление знаний остроении зубочелюстной системы, разновидностях ее аномалий, а также критикаутверждений о стабильности положения верхних первых постоянных моляровспособствовали отбору новых более надежных критериев для морфологической диагностикив ортодонтии [Van Loon,1916; Korbitz A.,1914; Simon P., 1919,1921, и др.]. Принципиально новой была классификация, предложенная Р. Simon(1919).
Классификация Симонаоснована на изучении расположения зубов, зубных рядов и челюстей по отношению клицевому скелету в трех взаимно перпендикулярных плоскостях: орбитальной, франкфуртскойи сагиттальной. С ее помощью характеризуют смещение отдельных зубов, группзубов или всех зубов одной челюсти или обеих, а также отклонения в величинеальвеолярных отростков и челюстей. Однако в классификации не учтены нарушенияфункций зубочелюстной системы и формы лица, сложна терминология. Лабораторнаяортодонтическая диагностика, в частности изучение гнатостатических моделейчелюстей, облегчает выявление морфологических изменений.
Классификация Андрезена.Идеи Р. Simonнашлидальнейшее развитие в эстетико-морфологической классификации [ AndresenV., 1936], который разработалметод гнатофизиогнометрии и систематизировал типичные формы профилей лиц внорме и при сагиттальных дисгнатиях. В зависимости от расположения п и gnотносительно точки«централе», т. е. центральной точки, избранной для ориентации фотостатических снимковлица и гнатостатических моделей челюстей, определяют разновидности формы лица.Данная точка, как указал G. Izard(1950),вариабельна Несмотря на недостатки этой классификации, она способствоваларазвитию дифференциальной диагностики, поскольку была сделана попытка отразитьвзаимосвязь формы лица и вида прикуса для учета эстетических нарушений.
4.2.4. Боннский период
Применениеклассификации Р. Simon (1919) в практической работе было затруднительным. Требовался новыйтеоретический подход для преодоления возникших проблем.
Классификация Канторовича.A. Kantorowicz(1932) по этиологическим признакам различал эндогенные аномалии, обусловленныепреимущественно наследственными причинами (проге-ния, глубокий прикус,диастема), и экзогенные, вызванные главным образом неблагоприятным влияниемокружающей среды (сужение зубных дуг, искривление альвеолярного отростка,искривление тела челюсти, задержка роста челюсти в связи с потерей зубов идр.).
Классификация Коркхауза[Korkhaus G., 1939]. Разработки A. Kanlorowicz(1932) и G. Korkhaus(1939) были объединены в. так называемую Боннскуюклассификацию зубочелюстных аномалий. Разделение их по этиологическомупризнаку не нашло повсеместного признания, так как этиологию установить невсегда возможно. Зубочелюстные аномалии могут быть следствием ряда факторов,как эндогенных, так и экзогенных, иногда сочетающихся друг с другом. Устранениепричин, вызвавших нарушение, не всегда приводит к нормализации зубочелюстнойсистемы. В то же время лечение может быть успешным, когда этиология аномалиинеустановлена.
4.2.5. Шварцевский период
Фундаментом длясоздания классификации данного периода послужили исследования А. М. Schwarz(1958). Существеннымнедостатком большинства предшествующих классификаций была нечеткость прирешении вопросов дифференциальной диагностики.. Аналогичная клиническая картинапри сагиттальных, вертикальных и трансверсальных аномалиях прикуса может бытьследствием нарушения размеров и расположения зубов, размеров и формы зубныхдуг, величины их апикального базиса, размеров и соотношения челюстей,расположения челюстей в черепе, смещения нижней челюсти. Для клиническойпрактики требовалось суммировать и систематизировать информацию с учетом ееважности для дифференциальной диагностики. А. М. Schwarz(1951) на основании-телерентгенографическогоисследования головы в профиль предложил оценивать строение зубочелюстнойсистемы и ее положение в лицевом скелете после анализаданных кранио-, гнато- и профи-лометрии. Краниометрия позволила определить типлица индивидуума, что важно для последующего выяснения положения зубочелюстнойсистемы в лицевом скелете. Гнатометрня давала возможность охарактеризоватьморфологические особенности зубочелюстной системы. Профилометрия позволялаоценить профиль лица и рассчитать его форму, которую можно получить врезультате лечения. Таким образом появилась возможность морфоэстетиче-скойдифференциальной диагностики зубочелюстных аномалий с их распределением назубоальвеолярные, гнатические и сочетан-ные разновидности.
4.2.6. Отечественные классификации
КлассификацияАгапова.Н. И. Агапов (1928), опираясь на основные положения Е. Н. Angle, предложил различать 9видов зубочелюстных аномалий. Каждый из них имеет несколько форм: изменениязубов (формы, структуры твердых тканей, величины, числа, прорезывания,положения, цвета), строения челюстей, аномалии прикуса. Эта классификацияполнее, чем классификация Энгля, она отразила многообразие клиническихпроявлений зубочелюстных аномалий, но была громоздка и имела сходные недостатки.
Классификация Катца.А. Я. Катц (1939, 1951) считал,что морфологическая характеристика зубочелюстных аномалий по Энглюнедостаточна, поэтому дополнил ее оценкой функциональных нарушений. Сморфологической точки зрения эта классификация имела те же недостатки, что иклассификация Энгля. А. Я. Катцем (1951) предложено понятие «функциональнаянорма зубных рядов». Зубочелюстные аномалии охарактеризованы с позиции ихморфологического и функционального единства. Теорегические положения былиоснованы на эмпирических умозаключениях, поскольку в тот период не былиразработаны методики изучения функций отдельных мышц.
Классификация Бетельманаявилась дальнейшим шагомсистематизации зубочелюстных аномалий. В ней углублено понятие «•норма» вортодонтии. А. И. Бетельман (1956) считал, что делить виды прикуса с точкизрения морфологии на нормальные и анормальные не следует, целесообразнееопределять полноценность Функции (физиологические или патологические прикусы).Автор рассмотрел аномалии положения зубов и прикуса в трех направлениях:сагиттальном, вертикальном и трансверсальном. Достоинство этойклассификации—углубление дифференциальной орто-донтической диагностики. Наосновании изучения симптоматики сагиттальных аномалий прикуса упорядоченатерминология: «ди-стальный» и «мезиальный» прикусы распределены на формы, чтопозволило уточнить дифференциальный диагноз. Недостатки классификацииБетельмана сходны с таковыми в классификациях Кат-Ца и Симона, в частности, вней недостаточно отражена этиология зубочелюстных аномалий.
Классификация Калвелиса[Калвелис Д. А., 1957]основана на учете морфологических изменений зубов, зубных рядов и прикуса, атакже данных этиологии. Зубочелюстные нарушения распределены на 3 группы:аномалии отдельных зубов, зубных рядов и прикуса. Признаки аномалий учтены сточки зрения их значения для практики, чтобы врач-ортодонт мог из большого ихколичества выделить наиболее важные и направить на них воздействие. Недостатокэтой классификации состоит в недостаточном учете функциональных нарушений взубочелюстной системе.
Классификация Курляндского[Курляндский В. Ю., 1957].Зубочелюстные нарушения распределяются на изменения формы и расположенияз�бов, аномалии зубного ряда и соотношения зубных рядов (оценены по признакунедоразвития или чрезмерного роста челюстей и сочетаний с нормальнымразвитием). В первой и второй группах аномалий представлены зубоальвеолярныеразновидности, в третьей—гнатические. Наряду с положительным целостнымподходом к изучению размера и расположения челюстных костей, подтверждающиммнение А. М. Schwarz (1958), эта классификация имеет недостатки. В ней не нашли отражения аномалии»обусловленные мезиодистальным смещением зубов и зубных дуг, а также сдвигомнижней челюсти, что затрудняет дифференциальную диагностику между нарушениямиразмеров челюстей, зубо-альвелярными отклонениями и сочеганными формами. Крометого,. не учитываются этиологические факторы.
Классификация Ильиной-Маркосян[Ильина-Маркосян Л.В.» 1967] основана на учете смещения нижней челюсти при привычной окклюзии.Морфологическая характеристика включает 3 группы аномалий прикуса:сагиттальные, трансверсальные и вертикальные. Вместо терминов «дистальный» и«мезиальный» прикус предложены термины «постериальный» (posterior) и «антериальный» (anterior). В каждой из этихгрупп аномалии прикуса подразделены на аномалии без смещения нижней челюсти(группа А) и co ' смещением(группа Б). К группе В отнесены сочетанные изменения. Углублена функциональнаяхарактеристика зубочелюстных аномалий. Однако классифицировать постериальныйприкус на основании сдвига нижней челюсти недостаточно; при рассмотрениивертикальных аномалий прикуса учтены смещения нижней челюсти не ввертикальном, а в сагиттальном и трансверсальном направлениях.
Классификация Каламкарова. X.А. Каламкаров (1972)предложил клинико-морфологическую классификацию, в которой были использованыпредложения Е. Н. Angle (1889), Н. И.Агапова (1928), G. Korkhaus(1939), A. М. Schwarz(1951), Д. А. Калвелиса (1957),В. Ю. Курляндского (1957), Л. В. Ильиной-Маркосян (1967), Ф. Я. Хорошилкиной(1969), 10. М. Малыгина (1970). В классификации представлены аномалии зубов,челюстей и их сочетанные нарушения развития. Нельзя не согласиться с мнениемавтора, что адентию, сверхкомплектные зубы и ретенцию не следует относить каномалиям зубного ряда. Однако отказ от выде ления изменений зубных рядовобедняет характеристику зубоаль-веолярных разновидностей аномалий. Выделение вморфологической классификации врожденных пороков развития (по этиологическомупризнаку) не вносит ясности. Кроме того, учтены зубоче-люстные аномалии,обусловленные смещением нижней челюсти.
В заключение следует подчеркнуть,что ни одна из приведенных классификаций полностью не удовлетворяет ни науку,ни практику. Попытки создать унифицированную классификацию предпри-чяты вМеждународной классификации болезней, изданной ВОЗ (Женева, 1968, т. 1, 2), атакже в ортодонтической терминологии (номенклатура принята Международнойфедерацией дантистов и Французским обществом ортодонтов, 1969).
Классификация в ортодонтии, как ив любой другой области медицины, отражает определенный уровень знаний, в связис чем она не может быть неизменной. Подвергаются ревизии принципы классификацийи терминология. Это один из источников развития научной ортодонтии.
4.3.НОМЕНКЛАТУРА ОРТОДОНТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
Ортодонтияпредставляет собой сложную многогранную дисциплину, которая занимается нетолько исправлением положения зубов, но также управлением роста челюстей,исправлением формы лицевого скелета, нормализацией функций зубочелюстнойсистемы, восстановлением эстетической гармонии черт лица. Поэтому историческисложившееся ее название —Ортодонтия устарело. Очевидно, более соответствуеттермин «челюстная ортопедия», применяющийся в настоящее время во многихевропейских странах.
Для характеристики нарушений взубочелюстной системе используют термины «аномалия» и «деформация». Первоепонятие более широкое, чем второе. При кажущемся противоречии эти понятия,однако, едины.
Для характеристики смыканиязубных рядов по классификации Энгля В. Е. Lisher(1926) предложил пользоваться терминами «-нейтральный»,«дистальный^ и «мезиальный» прикус, которые более целесообразны, чем обозначения«прогнатия» и «прогения», так как указывают на тот или иной вид смыканиябоковых зубов. Симптом и характеризующие его термины (прикус нейтральный,дистальный, мезиальный) не раскрывают природы такого смыкания зубов. Отказ оттерминов «прогнатия» и «прогения» также неправилен, поскольку обедняеттерминологию. Эти понятия отражают конкретные разновидности аномалии —переднее расположение челюсти и подбородка, в связи с этим их следует употреблятьлишь для определения данных нарушений, а не для характеристики вида смыканиязубных рядов. Надо стремиться к тому, чтобы термин однозначно, полно, точно икратко раскрывал суть того или иного изменения, что необходимо для унификацииортодонтической терминологии.
Номенклатура, принятаяМеждународной федерацией дантистов

Примечание.Прилагательное указывает на особенности локализации морфологическогонарушения: одно- и двухчелюстное, одно- и двустороннее, право- и левостороннее,симметричное и асимметричное, частичное и полное коронковое и апикальное.
(FDI) и Французским обществомортодонтов отражает современный уровень науки (табл. 6). Корень словауказывает на положение зуба или группы зубов, мягких тканей лица относительнодруг друга и черепа. Приставка показывает направление, в котором произошлоперемещение, про (от лат. pro)—вперед,ретро (от лат. retro) —назад и т. д., а также показывает объем изучаемой ткани:
макро (от лат. macro)— много и микро (от лат. micro)— мало. Прилагательное к слову гнатия (от греч. gnatos —челюсть) уточняет особенности исторону нарушения.Приведенная номенклатура—это этап к созданию единой все-<мирной ортодонтической терминологии.
4.4. МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВАКЛАССИФИКАЦИЙ ЗУБОЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВЫХ АНОМАЛИЯ
Недостатки классификацийзубочелюстных аномалий состоят в том, что они построены на одном или несколькихпринципах: морфологическом, функциональном, эстетическом, этиологическом, в товремя как пациента следует обследовать с учетом всех перечисленных аспектов иего взаимосвязи с окружающей средой.
Классификация Энгля служитсвоеобразным международным языком ортодонтов. При всех ее больших недостаткахона обще-признана потому, что построена с учетом наиболее общего морфологическогопризнака — вида смыкания зубных дуг. Однако этот симптом не позволяет установитьпричину возникновения патологии. В то же время ценность классификации в том,что она отражает то нарушение, которое возникло вследствие аномального развития,роста и формирования зубочелюстной системы.
Наши усилия в разрешении этойпроблемы должны быть направлены на поиск того общего, что присуще всей проблемев целом, а не только ее отдельным частям. Важно иметь целостное представлениеоб организме пациента и его зубочелюстной системе в процессе онтогенеза сучетом воздействия окружающей среды. Правильный или аномалийный прикусформируется под влиянием эндо- и экзогенных факторов. Однако основное значениеимеет внешняя среда.
Факторы: физические(механические, термические, радиационные), химические (фармакологические,гормональные, алиментар-ные), биологические (инфекционные, генетические) исоциальные (вскармливание, вредные привычки), воздействуя на организм,ос-ювляют определенный след—так называемый филогенетический фон, а затем проявляютсяв онтогенезе как врожденные зубоче-люстно-лицевые аномалии. Эти факторы, влияяна организм в период онтогенеза, могут обусловливать возникновение приобретенныхзубочелюстно-лицевых аномалий.
Воздействие перечисленныхфакторов приводит к специфическим и неспецифическим заболеваниям матери иотца. Они могут передаваться из поколения в поколение по доминантному или рецессивномупризнаку как генетические заболевания всего организма или только зубочелюстнойсистемы. В качестве примеров общих заболеваний с поражением зубочелюстнойсистемы можно назвать ангидротическую эктодермальную дисплазию, синдром Пьера —Робэна и врожденную расщелину в челюстно-лицевой области.
К местным заболеваниям споражением только зубочелюстной системы относятся пороки развития зубов (числа,формы, размера, структуры, положения), сверхкомплектные зубы, адентия,диасте-ма; изменения размера и формы челюстей в виде деформации зубных дуг,приводящие в конечном итоге к некоторым типичным разновидностям аномалийприкуса (мезиальному, дистальному, глубокому блокирующему и т. д.).
В период беременностинаразвитие зубочелюстной системы плода могут неблагоприятно влиять эндогенныефакторы матери (токсикозы, нарушения обмена, особенно водно-солевого и витаминного,гормональной регуляции) и экзогенные воздействия (например, травма в периодбеременности или родов). Существенное значение имеет, на каком месяцебеременности неблагоприятный фактор влиял на плод. В отдельных случаях этоможно установить, собирая анамнез даже спустя много лет (в частности, поги-поплазии временных зубов можно судить о токсикозе у матери во второйполовине беременности).
В постнатальный периодособое внимание следует уделить новорожденным (до 6 мес). Основную роль сэтиологической точки зрения играют такие заболевания, как диспепсия,дизентерия, ра хит, которые могут привести кнарушению водно-солевого и витаминного обмена, что неблагоприятно отражаетсяна развитии и формировании зубочелюстной системы (рахитический открытый прикус).Чрезвычайно важны характер и особенно тип вскармливания.
Младенческий периодсовпадает с формированиемвременного прикуса (до 3 лет). Общие заболевания раннего детского возраста(корь, скарлатина, дифтерит, частые респираторные заболевания, пневмонии)ослабляют организм и создают предпосылки к аномалийному развитию зубочелюстнойсистемы. Если сохраняется сосание как инфантильный тип жевательного акта, тонередко появляются вредные привычки сосания (пальцев, предметов, губы, языка),что с годами приводит не только к неправильной функции глотания и другимфункциональным нарушениям, но также к морфологическим отклонениям в строениизубочелюстной системы (травматическому открытому прикусу, сужению зубных дуг идр.).
В период сформированного временного прикуса(3—6 лет)следует особенно отметить этиологическую роль таких факторов, как вредныепривычки, нарушение функций дыхания и речи, раннюю потерю временных зубов.Вредные привычки, не имеющие физиологически приспособительного значения,приводят к деформации зубных дуг и к неправильному положению зубов в прикусе.Они нарушают физиологию зубочелюстной системы и форму лица.Ото-риноларингологические и детские общие болезни подчас играют роль пусковогомеханизма. При них нарушается физиологический тип дыхания (носовой), возникаетсмешанное или ротовое дыхание. В этом случае нарушается миодинамическоеравновесие в зу-бочелюстно-лицевой области: изменяется клапанная функция губ»исчезает отрицательное давление в полости рта, опускается язык (возникает глосоптоз),напрягаются щеки и выворачиваются губы. В результате этих в начальной стадиикомпенсаторных явлений наблюдаются:
— сужениезубных дуг, особенно верхней;
— задержкароста нижней челюсти или ее усиленный рост (при хроническом гипертрофическомтонзиллите, макро-глоссии, укороченной уздечке языка, его переднем положении);
— задержкароста верхней челюсти (микроринодисплазии) в связи с нарушением воздухоносностиверхнечелюстной пазухи и других придаточных полостей лицевых костей, а такжевследствие заторможенного роста решетчатой кости;
— задержкароста в области височно-нижнечелюстных суставов при блокировании нижнейчелюсти суженной верхней;.
— деформацияи вытяжение верхней зубной дуги;
— измененияположения зубов и прикуса (дистальный, ме-зиальный, глубокий или открытый);
— нарушенияфункций жевания (откусывания, разжевывания при перекрестном прикусе), речи(неправильное положение-* языка), глотания.
В периодначального сменного прикуса(6 — 9 лет) происходит активный ростчелюстей, связанный в определенной степени с прорезыванием первых постоянныхмоляров и сменой резцов. Для их правильного установления определенную рольиграют размеры временных моляров и соотношение их дистальных поверхностей вприкусе. При установлении шестых зубов в бугровых контактах при наличии болеекрупных нижних временных моляров их бугровое ме-зиодистальное соотношение можнорассматривать как физиологическое. Однако это положение может закрепиться ибыть патологическим, если: 1) отсутствуют тремы между временными зубами и, вчастности, тремы приматов; 2) нарушена физиологическая стирае-мость временныхзубов, препятствующая смещению нижней челюсти вперед; 3) имеются крупныезачатки премоляров и клыков, а следовательно, при смене временных зубовпостоянными не возникнут промежутки между зубами и не произойдет мезиальноесмещение нижних первых премоляров; 4) нарушен порядок смены зубов; 5) имеетсяпатологическое смещение зубов вперед. При этом важными этиологическимифакторами являются кариес и его осложнения (пульпит, периодонтит, периостит,остеомиелит), в результате которых происходят ранняя потеря временных зубов,недоразвитие альвеолярной кости, смещение соседних зубов в область дефекта ипотеря опорной зоны. Впоследствии возникает дефицит места для зубов,прорезающихся последними (клыки, вторые пре-моляры, третьи моляры). Кроме того,воспалительные, особенно хронические, процессы в зубочелюстно-лицевой областииногда влекут за собой поражение зон роста челюстей.
В периодконечного сменного прикуса(9—12 лет) наблюдают активный ростчелюстей, связанный в определенной степени с прорезыванием клыков и вторыхпостоянных моляров. В этот период важную роль играют порядок смены зубов, кариеси его осложнения, травматическое повреждение зубов, их потеря и сдвиг в сторонудефекта оставшихся зубов, физиологические расстройства.
При суженииверхней челюсти формируется «готическое небо», которое может вызватьискривление носовой перегородки, уменьшить объем полости носа. Таким образомотклонения превращаются в нарушения, которые нарастают с возрастом.
Неправильное(принужденное) положение головы приводит к изменению нагрузки на позвоночник.Нарушаются осанка, форма и положение грудной клетки при дыхании, что усугубляетразвивающуюся синусобронхопневмопатию.
Периодпостоянного прикусараспределяют на формирующийся (12—18 лет) исформированный (после 18 лет). Формирование постоянного прикуса связано спрорезыванием вторых, а затем третьих постоянных моляров. Оно тесно связано сактивным ростом челюстей, особенно нижней (12—15 лет), общим ростом и формированиеморганизма. В конце этого периода наиболее отчетливо проявляетсянеблагоприятное влияние вышеописанных факторов в ви-Де аномалийного прикуса;недостатка места для клыков, а затем для "гретьих постоянных моляров. Всвязи с этим нередко наблюдают стойкую ретенцию клыков, вторыхпремоляров и третьих моляров или их неправильное прорезывание.
В последующие годы основными неблагоприятнымиэтиологическими факторами, усугубляющими имеющуюся аномалию или приводящими кее вторичному возникновению являются:
— кариес, его осложнения и потеря отдельных зубов;
— травмы зубов и челюстей;
— стираемость зубов и снижение высоты прикуса;
— изменения краевого пародонта, пародонтит, пародонтоз;
подвижность зубови в результате этого изменение их положения.
Разрушение зубочелюстной системы с возрастом приводит кизменению морфологического и физиологического равновесия, к возникновению так называемыхтравматических узлов, когда зубо-челюстная система оказывается не в состояниисправиться с нагрузкой жевания. В таких случаях патологическая функция начинаетразрушать орган, и ее можно рассматривать как патогенетический фактор развитиявторичных зубочелюстных аномалий и деформаций.
Системный подход следует применять и при изучении морфологиизубочелюстно-лицевой системы. С учетом ее целостности выделены аномалиизубов/зубоальвеолярных дуг, челюстей, мягких тканей полости рта, лица.
Аномалии зубов(верхних, нижних, временных ипостоянных).
1. Аномалии структуры зубов врезультате гипоплазии или гиперплазии эмали, дентина, клиновидных дефектов,кариеса, т. е. органических и неорганических поражений тканей зуба.
2. Изменения величины и формызубов могут быть следствием нарушения их структуры. Однако эти аномалии могутвозникать и без нарушения структуры зуба. При этом форма зуба может бытьувеличена или уменьшена сохранена или деформирована.
3. Аномалии количества зубовмогут быть вызваны нарушениями закладки их зачатков. При этом.наблюдают каксверхкомплектные зубы, так и адентию.
4. Нарушение прорезывания зубовможет быть обусловлено ослаблением детского организма в результатеперенесенных заболеваний, изменением их количества, величины, формы,структуры, положения, препятствием на пути их прорезывания, а также преждевременнойпотерей или длительной задержкой временных зубов. Прорезывание временных резцовдо 4 мес считается ранним, после 1 года — поздним. Прорезывание постоянных зубовза 2 года до физиологической смены считается ранним, через 2 года — поздним.Отсутствие прорезывания называется ретенцией. Ретинированными считают зубы, непрорезавшиеся через 3 года после периода их физиологической смены.
5. Аномалии положения зубов могутвозникать как следствие изменения количества, величины, формы закладки ипрорезывания зубов, а также в результате вредных привычек сосания, нарушенийфункций зубочелюстной системы и т. д.
Различают 8 основных аномалийположения зубов в результате их смещения в вестибулярном, оральном, дистальном,мезиальном, супериальном, инфернальном направлениях, поворота про продольнойоси, изменения топографии—транспозиция зуба (обмен местами с рядомрасположенным зубом).
6. Изменения положения зубовотмечают, с одной стороны, в результате изменения их величины и формы, с другой— вследствие их смещения при прорезывании, дальнейшем росте корня, под давлениемсоседних зубов. Таким образом 2 фактора: размер и положение — определяютпозицию зуба.
Аномалии зубоальвеолярных дуг(верхней, нижней). Изменение зубоальвеолярной дуги может происходить в 6направлениях: вестибулярном, оральном, дистальном, мезиальном, супериальном,инфернальном. Это приводит к появлению трем между зубами или их тесногоположения.
Вместо нормальных эллипсовиднойформы верхней зубоальвеолярной дуги или параболической формы нижнейзубоальвеолярной дуги возникают типичные или атипичные деформации. В числе первыхможно назвать:
— Л = V-образную форму дуги, чащеверхней, в результате ее сужения и удлинения;
— седлообразную форму дуги,обычно вследствие ее резкого сужения в области клыков и премоляров;
— трапециевидную формузубоальвеолярных дуг в связи с их укорочением;
— асимметричную форму,возникающую при принужденном смещении нижней челюсти в сторону;
— деформацию в переднем или боковых сегментах с изменениемкривизны окклюзионной поверхности.
В ряде случаев форма зубоальвеолярных дуг может быть нарушенанезначительно, однако ее размеры отклоняются от нормы, что приводит кнесоответствию размеров обеих дуг. Зубоальвеолярную дугу, увеличенную во всехнаправлениях, называют макродугой, а уменьшенную — микродугой.
Изменение размера и положения зубоальвеолярных дуг приводитк нарушениям, для дифференциальной диагностики которых требуется изучениедиагностических моделей челюстей и боковых ТРГ головы.
Аномалии челюстейвозникают в результате нарушенийразмеров и расположения верхней, нижней или обеих челюстей.
Аномалии верхней челюсти появляются в связи с нарушениями вее переднем сегменте, боковом одном или в обоих сегментах или одновременно вовсех перечисленных. Они могут быть при чрезмерном развитии челюсти(максиллярная макрогнатия), ее нормальном развитии (максиллярная нормогнатия)или ее недоразвитии (максиллярная микрогнатия). Кроме того, причиной аномалииверхней челюсти может быть ее неправильное положение. Переднее положение(максиллярная прогнатия) или заднее (максиллярная ретрогнатия) не всегдасвязано с нарушением размеров и формы самой верхней челюсти,нередко оно является следствием увеличенных или уменьшенных размеров другихкостей лицевого или мозгового отдела чертжа (например, основной кости).
Аномалии нижней челюсти возникают в результате неправильногоформирования ее переднего сегмента, бокового одного или обоих или одновременново всех трех. Они могут быть при чрезмерном развитии челюсти (мандибулярнаямакрогнатия), ее нормальном развитии (мандибулярная нормогнатия) или ее недоразвитии(мандибулярная микрогнатия). Эти нарушения могут затронуть только часть нижнейчелюсти с одной или обеих сторон:
тело (корпусная форма),
углы (гениальная форма),
ветви (рамусная форма),
сустав (артикулярная форма),
подбородок (макро- или микригения).
Кроме изменения размера, причиной аномалии нижней челюстиможет быть ее неправильное положение. Переднее положение (мандибулярнаяпрогнатия) или заднее (мандибулярная ретрогна-тия) не всегда связано снарушением размеров и формы самой нижней челюсти, часто оно является следствиемувеличенных или уменьшенных размеров других костей лицевого или мозгового отделачерепа (например, височной кости).
Изменение позиции нижней челюсти (динамическая форма) нередковозникает в результате ее принужденного положения. В этих случаях говорят обаномалиях со смещением нижней челюсти вперед (антериально), назад(постериально) или в сторону (ла-терально). Это происходит при деформацияхзубоальвеолярных дуг и последующих нарушениях окклюзии (окклюзионная форма),при изменении миодинамического равновесия в зубочелюстно-лице-вой области(мышечная форма), при отклонениях в форме, размерах и функциивисочно-нижнечелюстных суставов (суставная форма). Указанные нарушенияприводят к появлению типичных аномалий прикуса.
Аномалии прикусаявляются отражением изменений формтвердых тканей зубочелюстной системы: зубов, альвеолярных отростков, а такжесмещений нижней челюсти и заболеваний височно-нижнечелюстных суставовОтклонения в соотношении зубных рядов могут произойти в трех взаимноперпендикулярных направлениях: сагиттальном (переднезаднем), вертикальном(верхненижнем), трансверсальном (праволевом). Возможны 3 вида нарушенийприкуса. Общепринято рассматривать положение нижней зубной дуги относительноверхней.
Сагиттальные аномалии прикуса.
1. Нейтральный прикус — соотношение боковых зубов обеихчелюстей не нарушено (I класс по Энглю), но имеется аномальное смыканиепередних зубов.
2. Дистальный прикус — дистальная позиция нижней зубной дугиотносительно верхней; нарушено смыкание боковых зубов (II класс по Энглю); позицияпередних зубов обычно нарушена, чаще наблюдаютпротрузию верхних резцов(IIi класс по Энглю) или их ретрузию (Па класс по Энглю).
3. Мезиальныйприкус — мезиальная позиция нижней зубной дуги относительно верхней; нарушеносмыкание боковых зубов (III класс по Энглю); позиция передних зубов такжеизменена, чаще отмечают обратное перекрытие между резцами и их ретрузию.
Вертикальныеаномалии прикуса.
1. Прямой (нейтральный) прикус —имеется краевое смыкание резцов, отсутствует перекрытие верхними резцаминижних; такой прикус называют физиологический.
2. Глубокийприкус — увеличение перекрытия верхними резца-цш нижних; если контакты междурезцами сохранены, то говорят о глубоком резцовом перекрытии или о снижающемсяприкусе как вариантах физиологического или начала развития патологическогоглубокого прикуса; если контакты между резцами отсутствуют и нижние резцыупираются в слизистую оболочку десны или неба, то речь идет о глубокомтравмирующем прикусе (патологическая форма).
3 Открытый прикус— отсутствует смыкание передних или боковых зубов (патологическая форма).
Трансверсальныеаномалии прикуса.
1. Нейтральный прикус —сагиттальное и вертикальное соотношение боковых зубов обеих челюстей ненарушено, но имеется сужение или расширение зубных дуг, приводящее к тесномуположению передних зубов или наличию трем между ними.
2. Лингвальный перекрестный,одно- или двусторонний прикус — внутренняя позиция нижней зубной дуги или еесегментов относительно верхней, нарушено смыкание боковых зубов, положениепередних может быть различным.
3. Вестибулярный перекрестный, одно- или двусторонний прикус— внешняя позиция нижней зубной дуги или ее сегментов относительно верхней,нарушено смыкание боковых зубов, положение передних зубов может быть различным.
Привынужденном смещении нижней челюсти в сторонунередко наблюдают сочетанную форму лингвовестибулярного перекрестного прикуса,который некоторые авторы называют «косым».
Необходимо выяснить, в каких причинно-следственных взаимосвязяхнаходятся перечисленные морфологические структуры, как и когда возникновениенарушений некоторых из них приводит к заболеванию. Например, структурныеизменения могут обусловливать изменения величины, формы и количества зубов.Последние могут быть причиной нарушения прорезывания зубов, в результатевозникают аномалии положения зубов, что отражается на форме и позиции зубныхдуг. Изменения зубоальвеолярных дуг вызывают в свою очередь аномалии прикуса.Постепенное (количественное) накопление морфологических отклонений приводит кнарушению функционирования системы (качественный сдвиг).
Системный подход следует использовать также при изучениифизиологии зубочелюстной системы. Ее основные функции: жевание, глотание, речь, дыхание, закрываниерта следует рассматривать с учетом причинно-следственных взаимосвязей.
Аномалии мышцтакжепроявляются в виде нарушений их размера или положения, что отражается намиодинамическом равновесии в зубочелюстно-лицевой области. Условно мышцы, окружающиезубоальвеолярные дуги и челюсти, делят на синергисты и антагонисты,воздействующие на зубоальвеолярные дуги снаружи (жевательные и мимическиемышцы) и изнутри (мышцы языка, дна полости рта и мягкого неба). Превалированиетой или иной группы мышц влечет за собой деформацию зубоальвеолярной дуги.Смещение нижней челюсти, стимулирование или задержку роста одной из челюстей ив конечном счете нарушение прикуса.
Величина и форма языка, какправило, определяет форму челюстей, особенно нижней. Переднее положение языканередко наблюдают при хроническом гипертрофическом тонзиллите.
Чрезмерное развитие илинедоразвитие мышц, поднимающих, опускающих, выдвигающих, смещающих нижнюючелюсть, а также круговой мышцы рта может влиять [по Катцу А. Я., 1951] на формированиетого или иного вида прикуса.
Аномалии мягких тканей полостирта.Существенное значение для возникновения некоторых зубочелюстныханомалий имеют размер и место прикрепления уздечек языка, губ и щек.
Нарушение функциизубочелюстной системыуказывает на изменение форм ее твердых и мягкихтканей.
1. Затрудненное откусывание ипережевывание пищи, неправильное жевание могут быть связаны с нарушениемокклюзии передних и боковых зубов. В некоторых случаях отмечают вялое жеваниеиз-за слабости жевательных мышц.
2. Неправильное дыхание —смешанное или ротовое — может быть обусловлено изменениями в носоглотке.
3. Неправильное глотание можетбыть врожденным или следствием вредных привычек сосания (инфантильный типглотания).
4. Неправильная речь нередковызвана нарушением центральной нервной системы (дислалия), а также порокамиразвития твердых и мягких тканей полости рта. Определенную роль играет укорочениеуздечки языка.
5. Нарушение закрывания рта можетбыть симптомом изменения функции дыхания, а в ряде случаев самостоятельнымявлением. В последнем случае оно может указывать на ослабление психосоматическойготовности к совершению волевых поступков.
Ведущая роль в возникновениинарушений зубочелюстной системы принадлежит функциональным расстройствам, в томчисле смещениям нижней челюсти. При этом накопление морфологических отклоненийтакже приводит к изменению функций зубочелюстной системы и биологическогоравновесия.
Аномалии прикуса и нарушенияфункций зубочелюстной системы влияют друг на друга, а также на развитие,формирование и функционирование организма в целом. Парафункции неблагоприятно отражаются на развитии лицевогоскелета и приводят к нарушению формы лица.
Изменения пропорции лицанаблюдают,в трех взаимно перпендикулярных направлениях. Аномалии возможны вкраниальной, медиальной и гнатической частях. Высота, ширина и глубина лица^ атакже отдельных его частей являются конституциональными особенностями,определяющими тип лица. Пороки развития зубочелюстной системы такженакладывают определенный отпечаток на форму лица.
Прогноз лечения во многом зависитот типа лица больного с данной зубочелюстной аномалией. Например, если припереднем положении (антепозиция) и заднем наклоне (ретроинклинация) верхнейчелюсти у больного имеется дистальный прикус, то прогноз неблагоприятен.Нарушения приводят к изменению социального равновесия между организмом иокружающей средой, т. е. к болезни. Задача ортодонта состоит в том, чтобы присистемном подходе к обследованию больного выделить основные признаки болезни.При учете всех отклонений оценка результатов исследования становится трудной,но она облегчается с помощью ЭВМ.
Системный подход и системныйанализ — основа логики орто-донтического диагноза.Чтобы управлятьдиагностическим процессом, следует осознать его логику, структуру, возможностии ограничения. Чем больше данных, тем сложнее мыслительный процесс, тем остреенеобходимость в быстром, логичном, правильном решении. Изучение логикидиагностического мышления необходимо для создания диагностического алгоритма вортодонтии. Умение устанавливать диагноз означает владение алгоритмом. Общимметодом, облегчающим постановку диагноза, может стать системный подход.
Системный подход является основойсистемного анализа. Перед постановкой диагноза необходимо определитьморфологические, функциональные и эстетические нарушения в зубочелюстной системе,а также по возможности их этиологию и патогенез.
Нарушение прикуса являетсяведущим симптомом, при наличии которого больной обращается к врачу. По этомупризнаку в первую очередь определяют показания или противопоказания кортодонти-ческому лечению и судят о его эффективности. Однако это предварительныйсимптоматический диагноз. Его ценность сохраняется до тех пор, пока не выявленыэтиологические, патогенетические, морфологические, функциональные иэстетические факторы.
После установлениядифференциального, а затем окончательного диагноза вид прикуса оценивают какпоказатель взаимоположения зубных дуг. Вид прикуса определяют по смыканиюзубных дуг в трех взаимно перпендикулярных направлениях.
Анализ морфологии лицевогоскелета в трех взаимно перпендикулярных направлениях может быть своеобразнымключом при проведении дифференциальной диагностики. Например, вид прикусаоценивают по трем признакам, каждый из которых может иметь 3 различныхзначения, т. е. З3составляют 27 диагнозовбезучета правой илевой сторон смыкания зубных рядов (табл. 7).
Таблица 7. Диагностическая схема дляопределения вида прикуса (в декартовой системе координат)
| Направление | Позиция нижней зубной дуги относительно верхней | Вид прикуса |
| Сагиттальное | передняя средняя задняя | мезиальный нейтральный дистальный |
| Вертикальное | нижняя средняя верхняя | открытый нейтральный глубокий |
| Трансверсальное | внешняя средняя внутренняя | перекрестный (вестибулярный) нейтральный перекрестный (лингвальный) |
Возможны различные виды смыканиязубных рядов справа и слева, в связи с чем количество вариантов симптоматическихдиаг-дозов возрастает.
Системный подход позволяетустановить, что изменения прикуса вызывают зубные, зубоальвеолярные,гнатические, краниальные или сочетанные разновидности аномалий. Гнатическаячасть лицевого скелета образована верхней и нижней челюстями, каждую изкоторых условно делят на зубоальвеолярную и базальную дуги. Они могут иметьразличную позицию, что определяет вид прикуса. Позиция представляет собойсуммарный результат, обусловленный изменением размера и положения названныхвыше морфологических структур.
Для установления дифференциальногодиагноза изучают:
— позицию верхних и нижних зубов,которую определяют относительно тела соответствующей челюсти и друг друга;
— позицию зубных дуг,обусловленную положением зубов. Ее определяют относительно зубной, апикальной ибазальной дуг соответствующей челюсти;
— позицию альвеолярных дуг,которая отражает размер и положение зубов, зубных дуг и их апикальных базисов.Позицию альвеолярных дуг определяют относительно друг друга и по отношению коснованию соответствующей челюсти;
— позицию челюстных дуг, котораяуказывает на взаимоположение челюстей, относительно друг друга, краниальнойчасти лицевого и мозгового отделов черепа;
— тип лица, те. топографию составных частей лицевого скеле-лета, которую определяютотносительно сфеноидальной части, так называемого «диагностическогокраниального треугольника»(N — Se— Ос'), а также относительнодруг друга.
При анализефактического материала, т. е. данных клинических и лабораторных методов исследования,следует идти от простого к более сложному или наоборот. Этозависит от характера материала. Дело в том, что с помощью некоторых методовможно установить только нарушение позиции. Например, расположение верхних клыковкпереди относительно орбитальной плоскости (поSimon P., 1922) указывает на протракциюверхней зубной дуги. Одако этого недостаточно, необходимо также выяснить,почему нарушена позиция (увеличен размер верхней зубной дуги вследствие макродентии верхних зубов или произошло их мезиальное перемещение?). Системныйанализ — это постепенное включение в диагностический поиск новых методовисследования, чтобы путем сравнения и противопоставления данных принятьправильное решение.
Методика анализа результатов состоит в том, что сначала полученныйразмер сравнивают со среднестатистической нормой, а затем для индивидуализациинормы с другими размерами, полученными у данного обследованного, чтобыуточнить нарушены или нет их пропорциональные взаимоотношения, используя приэтом сег-ментарную формулу, индексы: перекрытия, ширины и длины зубных дуг,величины апикального базиса и т. д. Такой подход предотвращает ошибки, которыевозможны при ориентировке на среднестатистические нормы, и позволяетопределить индивидуальные изменения даже в тех случаях, когда отклонения отсреднестатистических норм несущественны.
Зубные разновидности аномалий прикуса.Причинойизменений прикуса может быть несоответствие мезиодистального размера иположения зуба или зубов своему месту в зубной дуге. При этом предполагается,что размеры альвеолярного отростка и челюсти нормальные, а зубнойдуги—аномалийные.
Неправильная позиция зуба или зубов может быть самостоятельнойаномалией или симптомом других зубоальвеолярных или гнатических разновидностейнарушений прикуса.
Размер каждого зуба сравнивают со среднестатистической нормой,характерной для ортогнатического прикуса. Далее сопоставляют сумму размероврезцов, входящих в передний сегмент, и размер боковых сегментов зубных дуг. Этопозволяет подтвердить индивидуальную макро(микро)дентию как причинуаномалийного положения группы зубов. Сегментарная формула характеризуетразмеры зубов и отражает изменение их положения. Если оно не связано с ихразмером, а объясняется смещением зубов по альвеолярному отростку, то требуетсядополнительная информация, особенно при изучении расположения боковых зубов.
Если после анализа всей сегментарной формулы и ее сравнениясо среднестатической нормой не подтверждается нарушение размера зубов, то диагнозмакро(микро)дентии не подтверждается, в таких случаях причина укорочениябокового сегмента — мезиальное смещение боковых зубов, которое может привести кретенции отдельных зубов.
Для уточнения смещения зубов используют другие методы изучениядиагностических моделей челюстей: 1) в сагиттальном направлении —симметроскопию, методики Р.Simon, G. P. F. Schmuth,
Th. Fuss,Ф. Я. Хорошилкиной,G. Korkhaus, A. M. Schwarz;2) в трансверсальном направлении — симметроскопию, методики A. Pont, H. Linder, Q. Harth, G. Korkhaus, A. M. Schwarz.
В процесседифференциальной диагностики нарушений размеров и положения зубов с помощьюсегментарной формулы получают информацию о развитии альвеолярного отростка,являющегося опорной зоной для зубов.
Зубоальвеолярныеразновидности аномалий прикуса.Размер и положение зубов влияют на ширину идлину зубных дуг.
Размер зубнойдуги определяют по кривой, образованной зубами. На него влияют количество иразмеры зубов, а также размеры. свободного и необходимого для них места.Полученный результат сравнивают с суммой размеров 12 постоянных зубов (пометодике Nance).Зубнаядуга может быть большой (макро-), нормальной (нормо-) и малой (микродуга). Еслиразмеры 12 зубов в пределах нормы, то деформация зубной дуги являетсяследствием изменения положения зубов или недостаточности альвеолярной кости.
Длядифференциальной диагностики нарушений размеров зубных дуг и их форм,обусловливающих аномалии положения зубов, определяют:
— ширину зубных дуг по методу А. Pont с индексамиH. Linder, G. Harthипоправкой на форму лица поA.M. Schwarzи G. Izard, а также методику H. Г. Снагиной;
— длину передних отрезков зубных дуг по методу G. Korkhaus споправкой на форму лица поA.M. Schwarz.
По разнице между фактическими размерами зубных дуг и расчетнымивеличинами судят о степени развития зубных дуг в сагиттальном итрансверсальном направлениях. Если размеры зубной дуги в двух направленияхравны индивидуальной норме, то дуга развита нормально. Если они больше, тоимеется усиленное развитие (макродуга). Если они меньше, то наблюдаетсязадержка развития (микродуга). Если один из размеров увеличен (уменьшен), адругой нормальный или уменьшен (увеличен), то, как правило, отмечают изменениеформы дуги, что называют ее деформацией.
По сагиттали различают 3 позиции зубной дуги: переднюю(про-тракция), среднюю (нормотракция), заднюю (ретракция). Для выявл






