Различают несколько способов прерывания покоя клубней картофеля, например, температурного воздействия, комбинированные воздействия высокой и низкой температуры, химическое воздействие на прерывание покоя клубней картофеля растворами стимуляторов или ГУМИ.
Цель работы: ознакомиться со способами прерывания покоя у клубней картофеля.
Материалы и оборудование: 20 шт картофельных клубней, 2 кюветы, песок речной, термостат, рекомендуемы растворы: 1-2% раствор АБК или тотиомочевины или др. препаратов (ГУМИ и т.д.).
Ход работы:
I. Способ температурного воздействия
(опыт проводится в период глубокого покоя - в сентябре-ноябре)
1. Отбираем одинаковые по величине, здоровые клубни картофеля 20 штук.
2. Делим на 2 порции по 10 штук: контрольные и опытные.
3. Взвешиваем каждую картофелину на весах и записываем результаты.
4. Опытные клубни раскладывают в кюветах и помещают в термостат при температуре 300С на 21 день для подсыхания, сморщивания. Каждую неделю взвешивать (потеря должна составлять 16-20 % от первоначального веса). Контрольные клубни хранятся во второй кювете в комнатных условиях.
|
|
5. Затем клубни, опытные и контрольные, высаживаем в горшок с песком, обильно поливаем 70-80 % и выдерживаем при температуре 200 С.
6. Через 7-14 дней получить результаты: опытные будут прорастать, а контрольные нет.
7. Результаты записать в таблицу:
Таблица
Прерывание покоя у клубней картофеля
N клубней картофеля | I взвешивание | II взвешивание | III взвешивание | IV взвешивание | V взвешивание | |||||
контр | опыт | контр | опыт | контр | опыт | контр | опыт | контр | опыт | |
1 | ||||||||||
2 | ||||||||||
3 | ||||||||||
4 | ||||||||||
5 | ||||||||||
6 | ||||||||||
7 | ||||||||||
8 | ||||||||||
9 | ||||||||||
10 | ||||||||||
Ср. арифм |
Выводы:
II способ.
Комбинированные воздействия высокой и низкой температуры
1. Отбираем одинаковые, здоровые клубни картофеля (20 штук).
2. Делим на 2 порции по 10 штук: контрольные и опытные.
3. Опытные клубни (10 штук) в термостате при температуре 300С на 7 дней.
4. Через 7 дней опытные клубни ставили в холодильник при температуре +10, +50С.
5. Опытные клубни картофеля через 7 дней снова ставили в термостат при температуре 300С на 7 дней.
|
|
6. Затем опытные и контрольные клубни высаживают в сосуды с песком и при температуре 200 С, поливают 70-80% от полной влажности песка.
7. Через 7 дней опытные будут прорасти, а контрольные нет.
8. Результаты записать в таблицу:
Варианты | Количество клубней | Число проросших клубней | |
7 дней | 14 дней | ||
Опыт | 10 | ||
Контроль | 10 |
Выводы:
III способ.
Химическое воздействие на прерывание покоя клубней картофеля ГУМИ
1. Отбираем одинаковые по величине, здоровые клубни картофеля (20 штук) и делим на 2 порции по 10 штук: контрольные и опытные.
2. Опытные клубни в кювете, заливаем раствором ГУМИ на 30 минут.
3. Через 30 минут вынуть и ставить на проращивание.
4. Через 7-14 дней – прорастание, результаты в таблицу:
Варианты | Число клубней | Число проросших | |
7 дней | 14 дней | ||
Опыт | 10 | ||
Контроль | 10 |
Выводы:
Работа выполнена _____________ Преподаватель ______________
Влияние солей тяжелых металлов на
Всхожесть и рост проростков пшеницы
Цель работы: изучить токсический эффект солей тяжелых металлов на проростки пшеницы.
Материалы и оборудование: 0,01 М растворы CuSO4, 3%-й раствор Н2O2, Н2О(дистил), штатив с пробирками, 5 мерных пробирок, 5 чашек Петри, фильтровальная бумага, ножницы, линейка, маркер или карандаш (по стеклу), сухие семена пшеницы, растворы др. солей тяжелых металлов.
Ход работы: Пронумеровать 5 мерных пробирок.
Приготовление растворов. В первую пробирку налить 9 мл дистилированной воды. Долее готовить растворы по схеме:
Во вторую пробирку – 9 мл 0,01 М раствора CuSO4.
В третью пробирку прилить 1 мл 0,01 М раствора CuSO4 и 9 мл воды.
В четвертую пробирку прилить 1 мл из третьей пробирки и 9 мл воды.
В пятую пробирку прилить 1 мл из четвертой пробирки и 9 мл воды, затем 1 мл раствора вылить (из пятой пробирки). Подписать 5 чашек Петри по схеме, например: №1 – контроль
№2 – 0,01 М CuSO4,
№3 – 0,001 М CuSO4,
№4 – 0,0001 М CuSO4,
№5 – 0,00001 М CuSO4.
Из фильтровальной бумаги пять кружков, соответствующих окружности чашек Петри и пять бумажных кружков, соответствующих крышкам чашек Петри. Разместить бумажные кружочки в чашки и крышки соответственно. Смочить бумажные кружочки в крышках чашек Петри дистиллированной водой (по 1 мл). На фильтровальную бумагу в чашках Петри налить по 9 мл приготовленных в мерных пробирках растворов, согласно надписей на чашках. В каждую чашку Петри положить по 10-20 сухих семян пшеницы. Закрыть чашки Петри крышками и поместить в термостат на 7 дней (»20оС).
Через 7 дней проанализировать всхожесть семян, измерить длину проростков пшеницы в каждом варианте опыта, определить количество и суммарную длину корней в каждом варианте. Результаты опыта занести в таблицу 1.
Таблица 1
Влияние солей тяжелых металлов на прорастание пшеницы
Варианты опыта | Параметры | |||
всхожесть, % | длина проростков, см | количество корней, шт. | длина корней, см | |
№1 – контроль/дист.вода | ||||
№2 – 0,01 М CuSO4 | ||||
№3 – 0,001 М CuSO4 | ||||
№4 – 0,0001 М CuSO4 | ||||
№5 – 0,00001 М CuSO4 | ||||
№1 – контроль/дист.вода | ||||
№2 – 0,01 М | ||||
№3 – 0,001 М | ||||
№4 – 0,0001 М | ||||
№5 – 0,00001 М | ||||
№1 – контроль/дист. вода | ||||
№2 – 0,01 М | ||||
№3 – 0,001 М | ||||
№4 – 0,0001 М | ||||
№5 – 0,00001 М |
Выводы:
Работа выполнена __________ Преподаватель ______________
Анализ факторов, загрязняющих окружающую среду
С помощью биотеста на проростках
|
|
Применение биотестирование различных субстратов (вода, почва, ил, сточные воды и т.д.) является стандартным приемом и используется при оценке степени загрязненности среды. Преимуществом биотеста на проростках (особенно перед химическим анализом субстрата) является простота операций, малое количество необходимого оборудования, достаточно быстрое получение ответа.
Цель работы: ознакомиться с биотестирование воды и почвы.
Материалы и оборудование: чашки Петри, фильтровальная бумага, мерные пипетки (10 мл), маркер по стеклу, термостат, весы, линейка, дистиллированная вода, 1%-ый раствор перманганата калия (КMnO4) или слабый раствор формалина, пробы воды из городского водопровода, водоемов, отстойников очистных сооружений, взятые в день закладки опыта, твердые субстраты (почва, ил, осадок очистных сооружений). Семена огурцов, горчицы или салата и др.
Ход работы:
Закладка биотеста.
Отбирают одинаковые выполненные семена.
Помещают их в 1%-ый раствор перманганата калия или формалина на 10-20 мин, затем ополаскивают и раскладывают в чашки Петри по 12 шт.
Рекомендуемые семена растений: семена огурца, кресс-салата, горчицы и др.
Калибровку сортовых семян проводят визуально с учетом их размера и выполненности. На 10-20 мин их помещают в 1%-ный раствор перманганата калия или формалина, а затем отмывают водой и раскладывают в чашки Петри по 12 штук.
В каждую чашку Петри вводят по 10 мл испытуемой жидкости, а в контрольный вариант — дистиллированную воду.
При оценке загрязнения твердого субстрата (почвы, твердых осадков и т.д.) навеску субстрата (3-5 г) помещают на дно чашки Петри, равномерно распределяют по дну, закрывают субстрат бумажным фильтром и заливают 20-30 мл дистил. воды на сутки.
На следующий день на поверхность фильтровальной бумаги раскладывают семена по 12 штук в каждую чашку.
Чашки Петри помещают в термостат при температуре 26°С на 4 суток.
Измерения
Учитывают длину главного корня и длину зоны боковых корней у 10 однородных проростков.
Измерения проводят с помощью линейки или полоски миллиметровой бумаги. Данные вносят в таблицы 1 и 2. Санитарно-токсикологически значимое воздействие принимают при степени ингибирования более 30%.
|
|
Задание: провести измерения корней и заполнить таблицы 1 и 2; сделать вывод о чувствительности биотеста и о возможности его применения к данным исследованиям, охарактеризовать среды с экологической точки зрения и данных биотестирования.
Таблица 1