Способы прерывания периода покоя у клубней картофеля

 

Различают несколько способов прерывания покоя клубней картофеля, например, температурного воздействия, комбинированные воздействия высокой и низкой температуры, химическое воздействие на прерывание покоя клубней картофеля растворами стимуляторов или ГУМИ.

Цель работы: ознакомиться со способами прерывания покоя у клубней картофеля.

Материалы и оборудование: 20 шт картофельных клубней, 2 кюветы, песок речной, термостат, рекомендуемы растворы: 1-2% раствор АБК или тотиомочевины или др. препаратов (ГУМИ и т.д.).

Ход работы:

I. Способ температурного воздействия

(опыт проводится в период глубокого покоя - в сентябре-ноябре)

1. Отбираем одинаковые по величине, здоровые клубни картофеля 20 штук.

2. Делим на 2 порции по 10 штук: контрольные и опытные.

3. Взвешиваем каждую картофелину на весах и записываем результаты.

4. Опытные клубни раскладывают в кюветах и помещают в термостат при температуре 300С на 21 день для подсыхания, сморщивания. Каждую неделю взвешивать (потеря должна составлять 16-20 % от первоначального веса). Контрольные клубни хранятся во второй кювете в комнатных условиях.

5. Затем клубни, опытные и контрольные, высаживаем в горшок с песком, обильно поливаем 70-80 % и выдерживаем при температуре 200 С.

6. Через 7-14 дней получить результаты: опытные будут прорастать, а контрольные нет.

7. Результаты записать в таблицу:


Таблица

Прерывание покоя у клубней картофеля

 

N клубней картофеля

I

взвешивание

II

взвешивание

III взвешивание

IV

взвешивание

V

взвешивание

контр опыт контр опыт контр опыт контр опыт контр опыт
1                    
2                    
3                    
4                    
5                    
6                    
7                    
8                    
9                    
10                    
Ср. арифм                    

 

Выводы:

 


II способ.

Комбинированные воздействия высокой и низкой температуры

1. Отбираем одинаковые, здоровые клубни картофеля (20 штук).

2. Делим на 2 порции по 10 штук: контрольные и опытные.

3. Опытные клубни (10 штук) в термостате при температуре 300С на 7 дней.

4. Через 7 дней опытные клубни ставили в холодильник при температуре +10, +50С.

5. Опытные клубни картофеля через 7 дней снова ставили в термостат при температуре 300С на 7 дней.

6. Затем опытные и контрольные клубни высаживают в сосуды с песком и при температуре 200 С, поливают 70-80% от полной влажности песка.

7. Через 7 дней опытные будут прорасти, а контрольные нет.

8. Результаты записать в таблицу:

 

Варианты

Количество

клубней

Число проросших клубней

7 дней 14 дней
Опыт 10    
Контроль 10    

 

Выводы:

 

 

III способ.

Химическое воздействие на прерывание покоя клубней картофеля ГУМИ

1. Отбираем одинаковые по величине, здоровые клубни картофеля (20 штук) и делим на 2 порции по 10 штук: контрольные и опытные.

2. Опытные клубни в кювете, заливаем раствором ГУМИ на 30 минут.

3. Через 30 минут вынуть и ставить на проращивание.

4. Через 7-14 дней – прорастание, результаты в таблицу:

Варианты

Число клубней

Число проросших

7 дней 14 дней
Опыт 10    
Контроль 10    

 

Выводы:

 

  

Работа выполнена _____________     Преподаватель ______________



Влияние солей тяжелых металлов на

Всхожесть и рост проростков пшеницы

Цель работы: изучить токсический эффект солей тяжелых металлов на проростки пшеницы.

Материалы и оборудование: 0,01 М растворы CuSO4, 3%-й раствор Н2O2, Н2О(дистил), штатив с пробирками, 5 мерных пробирок, 5 чашек Петри, фильтровальная бумага, ножницы, линейка, маркер или карандаш (по стеклу), сухие семена пшеницы, растворы др. солей тяжелых металлов.

Ход работы: Пронумеровать 5 мерных пробирок.

Приготовление растворов. В первую пробирку налить 9 мл дистилированной воды. Долее готовить растворы по схеме:

Во вторую пробирку – 9 мл 0,01 М раствора CuSO4.

В третью пробирку прилить 1 мл 0,01 М раствора CuSO4 и 9 мл воды.

В четвертую пробирку прилить 1 мл из третьей пробирки и 9 мл воды.

В пятую пробирку прилить 1 мл из четвертой пробирки и 9 мл воды, затем 1 мл раствора вылить (из пятой пробирки). Подписать 5 чашек Петри по схеме, например: №1 – контроль

№2 – 0,01 М CuSO4,

№3 – 0,001 М CuSO4,

№4 – 0,0001 М CuSO4,

№5 – 0,00001 М CuSO4.

Из фильтровальной бумаги пять кружков, соответствующих окружности чашек Петри и пять бумажных кружков, соответствующих крышкам чашек Петри. Разместить бумажные кружочки в чашки и крышки соответственно. Смочить бумажные кружочки в крышках чашек Петри дистиллированной водой (по 1 мл). На фильтровальную бумагу в чашках Петри налить по 9 мл приготовленных в мерных пробирках растворов, согласно надписей на чашках. В каждую чашку Петри положить по 10-20 сухих семян пшеницы. Закрыть чашки Петри крышками и поместить в термостат на 7 дней (»20оС).

Через 7 дней проанализировать всхожесть семян, измерить длину проростков пшеницы в каждом варианте опыта, определить количество и суммарную длину корней в каждом варианте. Результаты опыта занести в таблицу 1.                                                                                     



Таблица 1

Влияние солей тяжелых металлов на прорастание пшеницы

Варианты опыта

Параметры

всхожесть, % длина проростков, см количество корней, шт. длина корней, см
№1 – контроль/дист.вода        
№2 – 0,01 М CuSO4        
№3 – 0,001 М CuSO4        
№4 – 0,0001 М CuSO4        
№5 – 0,00001 М CuSO4        
№1 – контроль/дист.вода        
№2 – 0,01 М        
№3 – 0,001 М        
№4 – 0,0001 М        
№5 – 0,00001 М        
№1 – контроль/дист. вода        
№2 – 0,01 М        
№3 – 0,001 М        
№4 – 0,0001 М        
№5 – 0,00001 М        

Выводы:

 

Работа выполнена __________   Преподаватель ______________



Анализ факторов, загрязняющих окружающую среду

С помощью биотеста на проростках

Применение биотестирование различных субстратов (вода, почва, ил, сточные воды и т.д.) является стандартным приемом и используется при оценке степени загрязненности среды. Преимуществом биотеста на проростках (особенно перед химическим анализом субстрата) является простота операций, малое количество необходимого оборудования, достаточно быстрое получение ответа.

Цель работы: ознакомиться с биотестирование воды и почвы.

Материалы и оборудование: чашки Петри, фильтровальная бумага, мерные пипетки (10 мл), маркер по стеклу, термостат, весы, линейка, дистиллированная вода, 1%-ый раствор перманганата калия (КMnO4) или слабый раствор формалина, пробы воды из городского водопровода, водоемов, отстойников очистных сооружений, взятые в день закладки опыта, твердые субстраты (почва, ил, осадок очистных сооружений). Семена огурцов, горчицы или салата и др.

Ход работы:

Закладка биотеста.

Отбирают одинаковые выполненные семена.

Помещают их в 1%-ый раствор перманганата калия или формалина на 10-20 мин, затем ополаскивают и раскладывают в чашки Петри по 12 шт.

Рекомендуемые семена растений: семена огурца, кресс-салата, горчицы и др.

Калибровку сортовых семян проводят визуально с учетом их размера и выполненности. На 10-20 мин их помещают в 1%-ный раствор перманганата калия или формалина, а затем отмывают водой и раскладывают в чашки Петри по 12 штук.

В каждую чашку Петри вводят по 10 мл испытуемой жидкости, а в контрольный вариант — дистиллированную воду.

При оценке загрязнения твер­дого субстрата (почвы, твердых осадков и т.д.) навеску субстрата (3-5 г) помещают на дно чашки Петри, равномерно распределя­ют по дну, закрывают субстрат бумажным фильтром и заливают 20-30 мл дистил. воды на сутки.

На следующий день на поверхность фильтровальной бумаги раскладывают семена по 12 штук в каждую чашку.

Чашки Петри помещают в термо­стат при температуре 26°С на 4 суток.

 

Измерения

Учитывают длину главного корня и длину зоны боковых кор­ней у 10 однородных проростков.

Измерения проводят с помо­щью линейки или полоски миллиметровой бумаги. Данные вно­сят в таблицы 1 и 2. Санитарно-токсикологически значи­мое воздействие принимают при степени ингибирования более 30%.               

Задание: провести измерения корней и заполнить таблицы 1 и 2; сделать вывод о чувствительности биотеста и о возможности его применения к данным исследованиям, охарактеризовать сре­ды с экологической точки зрения и данных биотестирования.

Таблица 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: