В дополнение к опытам на эти закономерности, выполняемым с растениями, в условиях пришкольного участка можно выполнить несложный, но интересный опыт с насекомыми, отражающий такой вид межвидовой борьбы за существование, при котором один вид способствует процветанию другого вида.
План опыта с насекомыми
Тема опыта. Роль насекомых в опылении растений.
Задачи опыта. 1. Выяснить роль насекомых в опылении растений. 2. Установить, какие насекомые опыляют плодовые растения. 3. Определить, как можно использовать насекомых в целях повышения урожая плодовых.
Закладка опыта. Когда в саду начнут зацветать плодовые деревья, выбрать на нескольких деревьях различных пород по 2 ветви одного диаметра, с одинаковым количеством бутонов, расположенные в одном ярусе, на одной стороне плодового дерева. На одну из таких ветвей надеть марлевый изолятор размером 20´15 см (опыт), другую оставить без изолятора (контроль).
Учеты и наблюдения. Когда на этих ветвях распустятся цветки, то в течение недели понаблюдайте, какие насекомые будут посещать эти деревья. Через 2—3 недели, когда завяжутся плоды, подсчитайте, сколько завязалось плодов на опытной (с изолятором) и на контрольной ветке (без изолятора). Данные наблюдений занесите в таблицу.
|
|
Название растения | Опыт | Контрольные | ||
число цветков | число плодов | число цветков | число плодов | |
Яблоня Груша Вишня Слива |
Анализ и выводы. Сравните данные по завязыванию плодов на опытной и контрольной ветках и сделайте вывод о роли насекомых в опылении плодовых деревьев и в повышении урожайности садов.
Аналогичный опыт можно провести в цветочно-декоративном отделе, подобрав для этого несколько насекомоопыляемых однолетних или многолетних цветочных растений.
Результаты этого опыта можно использовать в IX классе при изучении темы «Дарвинизм» для демонстрации одного из видов межвидовой борьбы за существование и в X классе для иллюстрации вредных последствий инбридинга у перекрестно-опыляемых растений. С этой целью необходимо дополнительно определить размеры, массу и форму плодов, размеры, массу и всхожесть семян в варианте с изолятором и без него и сделать вывод о вреде самоопыления у перекрестноопылямых растений. Материал этого опыта можно использовать на уроках ботаники в V классе при изучении темы «Цветок» и на уроках зоологии в VI классе при изучении темы «Насекомые».
СЦЕПЛЕННОЕ С ПОЛОМ НАСЛЕДОВАНИЕ
Изучение закономерностей наследования признаков, сцепленных с полом, и выяснение возможностей их использования в практической деятельности человека можно проводить только на животных с ярко выраженным половым диморфизмом, имеющих характерные признаки, гены которых находятся в половой Х-хромосоме. В условиях пришкольного участка для этих целей наиболее удобно использовать кур, канареек и других животных.
|
|
План опыта с курами
Тема опыта. Закономерности наследования окраски оперения у кур.
Задачи опыта. 1. Закрепить навыки ухода за курами. 2. Установить специфику наследования признаков, гены которых находятся в половых хромосомах. 3. Выяснить возможности использования в практической деятельности человека закономерностей наследования признаков, гены которых находятся в половых хромосомах.
Выбор и содержание исходных пар. Для опыта в качестве родительских форм отобрать молодых здоровых гомозиготных птиц двух пород: с полосатым оперением (плимутрок) и с черным оперением (австралорпы, украинские черные или др.). Опыт провести в двух вариантах: 1) прямое скрещивание (куры черные´петух полосатый); 2) обратное скрещивание (куры полосатые´петух черный). В каждом варианте взять по 2—3 курицы и одному петуху. Данные о родителях записать в журнал гибридизации по следующей схеме:
Дата | Родители, гибриды | Пол | Прямое скрещивание | Обратное скрещивание | ||
количество особей | окраска оперения | количество особей | окраска оперения | |||
| Р | Куры | ||||
Петухи | ||||||
F1 | Куры | |||||
Петухи | ||||||
F2 | Куры | |||||
Петухи |
Для получения отобранных для опыта птиц поместить в клетки отдельно по вариантам и содержать при одинаковом уходе и кормлении (обычных для кур). Снесенные яйца учитывать, хранить и помещать для насиживания отдельно по вариантам, снабдив этикеткой, в которой указана гибридная комбинация.
Гибриды F1. Выращивать гибридных цыплят нужно отдельно по вариантам в обычных для кур условиях кормления и содержания. Когда цыплята достигнут половой зрелости, в каждом варианте установить окраску оперения у курочек и петушков, подсчитать количество особей с одинаковым фенотипом, данные наблюдений занести в журнал гибридизации. Для получения гибридов F2 в каждом варианте из гибридов F1 отобрать по 2—3 курочки и одному петушку, поместить в клетки и содержать так же, как родителей. Яйца хранить и помещать для насиживания отдельно по вариантам с этикеткой, в которой указана комбинация.
Гибриды F2. Выращивать цыплят из F2 нужно отдельно по вариантам, как гибриды F1. Когда они достигнут половой зрелости, в каждом варианте подсчитать количество курочек и петушков, определить окраску оперения. Данные наблюдений внести в журнал гибридизации.
Анализ результатов опыта. Данные учетов проанализировать и сделать выводы о характере окраски оперения у кур.
При правильном ведении опыта в разных вариантах характер наследования окраски оперения у птиц должен быть иным. При прямом скрещивании (1-й вариант) в F1 все курочки и петушки должны быть полосатыми. Это говорит о том, что ген полосатости доминирует над геном черной окраски. В F2 все петушки должны быть полосатыми, а из курочек 50% полосатыми и 50% черными. При обратном скрещивании в F1 все петушки будут черными, как мать, а курочки — полосатыми, как отец; в F2 50% петушков и 50% курочек будут черными, а 50% —полосатыми.
Такой характер наследования говорит о том, что у кур ген, определяющий окраску оперения, находится в половой хромосоме. (У птиц гетерогаметный пол женский. Половой комплекс самки — XX, самца — XY). Схема наследования этого признака приведена на рисунке 75.
Данные опыта использовать на уроках общей биологии в X классе при изучении сцепленного с полом наследования и в практике птицеводства, для определения пола молодых цыплят, которые, как известно, в раннем возрасте не имеют внешне заметных половых различий, а вместе с тем экономически целесообразно сразу после рождения отделить петушков и курочек и определить им различные режимы кормления и содержания, так как в дальнейшем курочки пополнят стадо несушек, а петушки будут использованы как бройлеры.
|
|
Опыт с канарейками. Сцепленное с полом наследование можно продемонстрировать и на других объектах, например на канарейках, у которых доминантный ген А, определяющий зеленое оперение, и его рецессивная аллель (а), определяющая коричневое оперение, находятся в половой (X) хромосоме. Скрещивание, как и у кур, провести в двух вариантах: 1) прямое скрещивание (зеленый (АА)´коричневая (ау); 2) обратное скрещивание (коричневый (аа)´зеленая (Ау).
Установить характер наследования в F1 и F2, сделать выводы, материал опыта использовать в X классе при изучении данной темы.
СЕЛЕКЦИЯ ЖИВОТНЫХ.
ЧИСТОПОРОДНОЕ И МЕЖПОРОДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ.
ГЕТЕРОЗИС У ЖИВОТНЫХ
В условиях пришкольного участка опыта на эти закономерности можно провести на кроликах или курах.
План опыта с кроликами
Тема опыта. Межпородное (промышленное) скрещивание кроликов.
Задачи опыта. 1. Закрепить навыки работы с кроликами. 2. Овладеть приемами межпородного (промышленного) скрещивания в кролиководстве. 3. Познакомиться с проявлением гетерозиса у животных.
Закладка опыта. Самок породы шиншилла или венский голубой скрестить с самцами породы белый или серый великан для получения помесного потомства. Одновременно других самок материнской и отцовской породы скрестить с самцами своей породы для получения чистопородных кроликов. После окрола по принципу аналогов сформировать три одновозрастных группы. В первую (опытную) группу поместить помесных крольчат, полученных от скрещивания двух пород; во вторую (контрольную) — чистопородных крольчат материнской породы и в третью (тоже контрольную) — чистопородных крольчат отцовской породы. До начала опыта весь отобранный молодняк нужно содержать в одинаковых выравненных условиях. В день начала опыта до кормления их взвесить для определения исходной массы всех животных.
|
|
Учеты и наблюдения. Опыт должен продолжаться два месяца. В течение всего периода крольчат из всех трех групп следует выращивать в одинаковых условиях содержания и кормления. Через каждые две недели всех животных взвешивать, определять их живую массу и привесы. Полученные данные заносить в таблицу. Для получения более достоверных данных опыт нужно повторить.
Взвешивания | Живая масса кроликов (в кг) | |||||
помесных животных | материнской породы | отцовской породы | ||||
самки | самцы | самки | самцы | самки | самцы | |
Исходная масса 1-е взвешивание 2-е взвешивание 3-е взвешивание Масса кроликов в конце опыта |
Анализ и выводы. На основании полученных данных определить относительные привесы помесных крольчат (отдельно по самкам и самцам) по сравнению с молодняком материнской и отцовской породы. Полученные данные обработать статистическими методами, сделать заключение о проявлении гетерозиса у помесных животных и определить экономическую эффективность использования межпородного скрещивания в кролиководстве.
Сфотографировать кроликов всех трех групп в начале и конце опыта.
Результаты опыта использовать как демонстрационный материал на уроках зоологии в VII классе при изучении темы «Млекопитающие» и в X классе в теме «Селекция животных»,