ГОУ ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ФИЗИКО-ТЕХНИЧЕСКИЙ
Кафедра общей физики и дидактики физики
УТВЕРЖДАЮ:
Проректор по научно-методической
и учебной работе
______________________Е.И.Скафа
“__21__”_____сентября_____2018 г.
МП
Рабочая программа учебной дисциплины
«УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА»
Направление подготовки: | 44.03.05 Педагогическое образование |
Профиль подготовки: | Физика и Информатика |
Образовательный уровень выпускника: | бакалавр |
Форма обучения: | Очная, заочная |
Донецк 2018
УТВЕРЖДАЮ:
Декан физико-технического факультета
_______________________ Н.Г. Малюк
“__19__”_____июня_____ 2018 г.
М.П.
Программа учебной дисциплины «УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА» составлена на основе ГОС ВПО по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование, утверждённого приказом Министерства образования и науки ДНР «20» апреля 2016 г. №422 и «Положения об организации учебного процесса в образовательных организациях высшего профессионального образования Донецкой Народной Республики», утверждённого приказом Министерства образования и науки ДНР «30» октября 2015 г. №750; учебного плана по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование программы подготовки бакалавров (форма обучения: очная, заочная), утвержденного Ученым советом университета от 30.03.2018 г., протокол № 4; Типового положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего профессионального образования Донецкой Народной Республики от 16.12.2015г. №911; Положения о практике студентов ГОУ ВПО ДОННУ, осваивающих основные образовательные программы высшего профессионального образования от 30.12.2016г. №256/05, п.4.
|
|
Разработчики:
к. пед. н., доцент кафедры общей физики
и дидактики физики _____________Пустынникова И.Н.
Старший преподаватель кафедры общей физики
и дидактики физики ______________Бондарь Е.Д.
Рабочая программа Учебная практика утверждена на заседании кафедры общей физики и дидактики физики
Протокол № _17_ от «_17_» __мая___ 2018 г.
Заведующий кафедрой,
доцент кафедры общей физики и дидактики физики,
кандидат физ.-мат. наук, доцент ____________ Малюк Н.Г.
Рабочая программа Учебная практика утверждена учебно-методической комиссией физико-технического факультета
|
|
Протокол № _5_ от «_30_» ___мая____ 2018 г.
Председатель учебно-методической
комиссии факультета ____________ Котенко В. Н.
1. Область применения и место дисциплины в учебном процессе: Учебная практика относится к вариативной части программы бакалавриата.
Для прохождения практики необходимы знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами – «Отечественная и региональная история», «Физическая культура», «Русский язык и культура речи», «Математический анализ», «Аналитическая геометрия и линейная алгебра. Теория групп», «Программирование и математическое моделирование», «Программное обеспечение и алгоритмизация», «Естественнонаучная картина мира», «Философия», «Общая и экспериментальная физика», «Радиофизическая электроника», «Педагогика», «Психология», «Экология», «Методика обучения физике (Общие вопросы дидактики физики)», «Частные вопросы дидактики физики», «Возрастная и педагогическая психология», «Безопасность жизнедеятельности», «Охрана труда», «Архитектура ПК, сети ЭВМ», «Численные методы и математическое моделирование. Интегрированные системы и компьютерная графика».
Знания, умения и навыки, усвоенные и сформированные при прохождении учебной практики, являются базовыми для последующего изучения дисциплин: «Основы современной дидактики физики», «Основы научных исследований», «Техника лекционных демонстраций», «Информатика (Информатика и методика преподавания информатики)», «Информационные и коммуникационные технологии в образовании», «Пакеты прикладных программ», «Химия», «Методика решения задач по физике», «Астрофизика, астрономия и методика преподавания астрономии», прохождения Производственной (педагогической) практики, Производственной (преддипломной практики, в т. ч. подготовка ВКР: дипломной работы) и Защите выпускной квалификационной работы: дипломной работы.
2. Нормативные ссылки (при необходимости)
3. Структура дисциплины (модуля)
Характеристика учебной дисциплины | очная форма обучения на базе | *заочная форма обучения на базе | |||
СОО | СПО (ускор.) | СОО | СПО (ускор.) | ВПО (ускор.) | |
Образовательный уровень: | Академический бакалавр | ||||
Направление подготовки | 03.03.02 Физика | ||||
Профиль | Общий | ||||
Количество содержательных модулей (тем) | 3 | ||||
Дисциплина базовой / вариативной части образовательной программы 1 | Вариативная часть | ||||
Формы контроля | дифференцированный зачет – 5 семестр | ||||
| |||||
Показатели | очная форма обучения на базе | *заочная форма обучения на базе | |||
СОО | СПО (ускор.) | СОО | СПО (ускор.) | ВПО (ускор.) | |
Количество зачетных единиц (кредитов) | 3 | ||||
Количество часов | 108 | ||||
Год подготовки | 3 | ||||
Семестр | 5 | ||||
Количество часов | 108 | ||||
- лекционных | |||||
- практических, семинарских | |||||
- лабораторных | |||||
- самостоятельной работы | 108 | ||||
в т.ч. индивидуальное задание | |||||
Недельное количество часов, в т.ч. | 54 | ||||
аудиторных |
СОО – среднее общее образование
СПО – среднее профессиональное образование
ВПО – высшее профессиональное образование
1- в соответствии с ООП (основной образовательной программой)
Описание дисциплины
Цели и задачи.
Целью учебной практики является ознакомление студентов с основными обязанностями учителя и классного руководителя.
Задача практики заключается в том, чтобы продолжать целостную подготовку будущих учителей, углублять их знания в области психологии и педагогики; выработать у студентов умения и навыки планирования, организации и проведения различных видов учебно-воспитательной работы; ознакомить студентов с практикой внедрения в учебный процесс новых эффективных форм и приемов обучения.
|
|
Требования к результатам прохождения практики: Процесс прохождения практики направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ГОС ВПО по данному направлению подготовки (профилю):
а) общекультурных (ОК):
способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);
способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);
способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-3);
способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-4);
способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском, украинском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);
способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);
способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);
способностью использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8);
способностью использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9).
б) общепрофессиональных (ОПК):
способностью использовать в профессиональной деятельности базовые естественнонаучные знания, включая знания о предмете и объектах изучения, методах исследования, современных концепциях, достижениях и ограничениях естественных наук (прежде всего физики, химии, биологии, экологии, наук о земле и человеке) (ОПК-1);
способностью использовать в профессиональной деятельности базовые знания фундаментальных разделов математики, создавать математические модели типовых профессиональных задач и интерпретировать полученные результаты с учетом границ применимости моделей (ОПК-2);
|
|
способностью использовать базовые теоретические знания фундаментальных разделов общей и теоретической физики для решения профессиональных задач (ОПК-3);
способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного общества, осознавать опасность и угрозу, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности (ОПК-4);
способностью использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации и навыки работы с компьютером как со средством управления информацией (ОПК-5);
способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-6);
способностью использовать в своей профессиональной деятельности знание иностранного языка (ОПК-7);
способностью критически переосмысливать накопленный опыт, изменять при необходимости направление своей деятельности (ОПК-8);
способностью получить организационно-управленческие навыки при работе в научных группах и других малых коллективах исполнителей (ОПК-9).
в) профессиональных (ПК):
научно-исследовательская и проектная деятельность:
способностью использовать специализированные знания в области физики для освоения профильных физических дисциплин (ПК-1);
способностью проводить научные исследования в избранной области экспериментальных и (или) теоретических физических исследований с помощью современной приборной базы (в том числе сложного физического оборудования) и информационных технологий с учетом отечественного и зарубежного опыта (ПК-2);
научно-инновационная деятельность:
готовностью применять на практике профессиональные знания теории и методов физических исследований (ПК-3);
способностью применять на практике профессиональные знания и умения, полученные при освоении профильных физических дисциплин (ПК-4);
способностью пользоваться современными методами обработки, анализа и синтеза физической информации в избранной области физических исследований (ПК-5);
организационно-управленческая деятельность:
способностью понимать и использовать на практике теоретические основы организации и планирования физических исследований (ПК-6);
способностью участвовать в подготовке и составлении научной документации по установленной форме (ПК-7);
педагогическая и просветительская деятельность:
способностью проектировать, организовывать и анализировать педагогическую деятельность, обеспечивая последовательность изложения материала и междисциплинарные связи физики с другими дисциплинами (ПК-9).
В результате прохождения практики студент должен
Знать:
• сущность и роль современных методик преподавания физики;
• основные понятия обучения и воспитания;
• взаимодействия человека и общества;
• цели информационного образования, дидактические приемы и средства обучения, методы контроля обучения;
• сущность современных методик и технологий обучения и воспитания, в том числе и информационных;
• методику составления и реализации учебных программ в образовательном процессе;
Уметь:
• осуществлять анализ информации с позиции изучаемой проблемы;
• анализировать и оценивать деятельность педагога и факторы, социальнозначимые для педагогической деятельности;
• выбирать программные средства в соответствии с учебной ситуацией, решать конкретные коммуникативные и познавательные задачи;
• анализировать и оценивать результаты своей профессиональной деятельности;
• осуществлять анализ информации с позиции изучаемой проблемы;
• использовать современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения;
• анализировать учебные программы, школьные учебники по физике.
Владеть:
• способами организации деятельности обучаемых в образовательном процессе;
• приемами ведения дискуссии, полемики, диалога;
• навыками устной и письменной речи, основными правилами построения выступления, доклада, лекции;
• методами решения задач на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения;
• способами организации деятельности обучаемых в процессе освоения учебных программ.