Самостоятельная работа 1

 Право как фактор социальной регуляции поведения личности

1. Социально-регулятивная сущность права.

Отражение в сознании людей правозначимых сторон действительности и психическая регуляция человеком собственного правозначимого поведения называется правовой психологией.

Правовой психологией также называется и раздел юридической психологии, который изучает психологические аспекты правопонимания, правотворчества, формирования индивидуального, группового и общественного правового сознания, правовой социализации личности и ее правосоотнесенного поведения.

Жизнедеятельность человека в обществе регулируется социально-нормативными механизмами — социальными нормами и социальным контролем. В этом механизме центральное место занимает право, правовое регулирование — упорядочение общественных отношений путем обязательного подчинения поведения субъектов этих отношений государственно санкционированным нормам.

Право, правовое регулирование — основная форма социального регулирования. Социальное регулирование обеспечивает упорядоченность жизнедеятельности общества, его поступательное развитие. Оно связано с принятой в данном обществе системой ценностей, определяется уровнем общественного сознания.

 

2. Правовая социализация и социальная справедливость.

Социализация личности — процесс многогранный. Одним из основных его направлений является выработка в ходе освоения социального опыта и культуры ценностно-нормативной ориентации личности, при которой предписания общественных норм воспринимаются ею как собственные жизненные установки. Такая ценностно-нормативная ориентация личности формируется путем политического, трудового, нравственного и правового воспитания.

Процесс социализации личности включает и воспитание активной социальной ответственности, осознания долга перед обществом, понимания необходимости соблюдения социальных норм, что в конечном счете обеспечивает нормативное поведение, высокую степень социальной воспитанности человека, предупреждение его антисоциальных проявлений.

Высшим уровнем социализации личности является ее самореализация. Этот сложный процесс осуществляется обычно в соответствии с определенным социально-психологическим сценарием, содержание которого зависит как от ролевых позиций субъекта, так и от внешних условий, т. е. воздействия социальной микросреды.

Социальная справедливость — понятие многоплановое, весьма емкое. Но главное, что отражено в нем, — это представление о должном, соответствующем сущности общественного строя, — человечности целей и средств общественного развития.

3. Правовая направленность личности и социальной группы.

 

Направленность личности — ценностно-ориентационная система личности, иерархия ее базовых потребностей, ценностей и устойчивых мотивов поведения, основное системообразующее качество личности.

Система ценностной ориентации личности является базой многообразных отношений личности к действительности. Различаются следующие особенности направленности личности.

1. Социальная значимость отношений личности, уровень их общественной ценности — нравственность ее повседневного поведения, соответствие поведения личности прогрессивным социальным идеям, идейность личности.

2. Разнообразие потребностей личности, широта ее интересов и определенность центральных стержневых интересов — целеустремленность личности.

3. Степень устойчивости отношений — последовательность и принципиальность личности, цельность личности.

Ценностные ориентации определяют всю жизнедеятельность личности. Ценность — это значимость для человека определенных явлений. Ценностями могут быть как главные цели жизни, так и принципы ее организации (честность, достоинство и т. п.). Ценности определяют диапазон возможных вариантов решений сложных жизненных проблем.

Социальная адаптация личности — это прежде всего ее приобщение к системе ценностей определенных социальных общностей. Среди этих ценностей существуют ценности базовые, фундаментальные для данной группы людей, есть и сверхценности. Свобода личности, свобода народа, жизнь близких людей, честь и достоинство — вот далеко не полный перечень тех сверхценностей, которые для очень многих людей значат больше, чем собственная жизнь.

Благодаря своей направленности люди способны преодолевать препятствия, проявлять усилия и идти своим курсом. Но этот курс всегда лежит в пределах определенных социальных отношений, социальных ценностей.

4. Понятие правосознания. Формы и уровни правосознания.

Правовое сознание — это совокупность взаимосвязанных идей, теорий, убеждений, ценностных ориентацией, правовых установок, чувств, выражающих отношение общества, социальной группы, отдельного индивида к действующему или желаемому праву, а также к другим государственно-правовым явлениям.

Правовое сознание играет огромную роль в развитии и совершенствовании правовой жизни общества, так как от уровня правосознания граждан зависит качество правовых норм, их соответствие потребностям общественного развития, а также точность и полнота исполнения их предписаний.

 

Правосознание обладает рядом признаков:

1) правосознание — это самостоятельная форма общественного сознания, тесно взаимодействующая с политическими, нравственными, религиозными, национальными и другими формами;

2) правосознание отражает лишь явления правовой действительности и охватывает процесс создания правовых норм, реализацию их требований в общественной жизни;

3) содержанием правового сознания являются идеи, концепции, теории, чувства, эмоции, регулирующие поведение людей в юридически значимых ситуациях;

4) правосознание включает представления о прошлом, настоящем и будущем права;

5) осознание правовых явлений осуществляется посредством специальных юридических понятий и категорий (правоотношение, юридическая ответственность, правомерность и др.);

6) правосознание является источником права;

7) правовое сознание служит источником правовой активности и внутренним регулятором правового поведения или механизмом его осуществления.

       

Структура правового сознания. Правовое сознание — это сложное явление, состоящее из двух основных элементов: правовой психологии и правовой идеологии.

Индивидуальное правосознание — это совокупность правовых знаний, оценок, чувств и эмоций, присущих каждому отдельному человеку. Оно уникально и неповторимо в силу разных познавательных способностей, психологических типов личности.

 

Индивидуальное правосознание проявляется при осуществлении гражданами юридически значимых действий, реализации прав и свобод, защите законных интересов, подготовке юридических документов. Формами его проявления служат заявления, ходатайства, объяснения, приспособление индивида к правовой системе, законопослушность, протест против существующей правовой системы и т. д. Особой формой проявления индивидуального правового сознания выступают произведения литературы и искусства, научные статьи, монографии, диссертационные работы и т. д.

 

Групповое правосознание отражает интересы различных социальных групп, например, государственных служащих, женщин, молодежи, пенсионеров и т. д.

 

Групповое правосознание проявляется в таких формах, как обращения, декларации, программы, принимаемые политическими партиями, общественными объединениями, ассоциациями людей; нормативно-правовые акты, научные и популярные издания идеологов тех или иных слоев, классов и пр.

 

Общественное правосознание — общественно-правовые идеи, теории, принципы, которые признаются большинством общества. Оно развивается через правосознание индивидов, но по содержанию общественное сознание богаче индивидуального, так как отражает правовую жизнь всего общества.

 

В числе основных правовых идей современного общества выступают следующие: всемерная охрана и защита прав и свобод человека и гражданина, равноправие, гуманизм, свобода экономической, политической, литературной, научной и иной творческой деятельности, признание верховенства закона и т. д.

 

Правосознание общества играет ведущую роль в правотворческой и правоприменительной деятельности государства. Оно наполняет правовые акты государства своим содержанием, стимулирует обновление законодательства в делах обеспечения поступательного развития общества. Особенно ярко проявляется на всенародных референдумах, на которые выносятся основные акты государства. Формами проявления общественного сознания выступают также выборы и плебисциты.

 

Уровни правосознания.

 

Обыденное (эмпирическое) правосознание представляет собой массовые представления людей о своих правах и обязанностях, о справедливости и несправедливости норм права, о сущности и принципах правовой организации общества; оценки государственно-правовых явлений на уровне стереотипов, штампов, слухов; чувства, настроения, эмоции по поводу права и законности. Оно складывается стихийно, непосредственно под влиянием условий жизни, личного опыта и правового образования, доступного населению.

 

Профессиональное правосознание — это понятия, идеи, убеждения, традиции и стереотипы юристов-практиков, иных работников государственного аппарата (судейского корпуса, прокуроров, следователей, нотариусов и т. д.). В его содержание наряду с квалифицированными, научно обоснованными выводами, суждениями входит умение применять право. Профессиональное правосознание характеризуется не просто устойчиво положительным отношением к праву и практике его применения, а согласием с правовыми предписаниями, пониманием полезности, необходимости и справедливости их применения, привычкой соблюдать закон.

 

 

 

Уровень профессионального правосознания во многом зависит от качества юридического образования в стране, а также от сложившихся в юридической практике традиций.

 

Научное (теоретическое) правосознание представляет собой систему идей, концепций, доктрин, взглядов, отражающих закономерности развития правовой сферы. Научное правосознание является непосредственным источником правотворчества и должно служить совершенствованию законодательства, развитию правовых институтов и права в целом. Субъектами научного правосознания являются ученые-правоведы, работающие в научноисследовательских институтах юридического профиля.

 

В правосознании конкретного человека могут присутствовать определенные элементы из различных видов правосознания. Так, правосознанию ученого-юриста свойственно сочетание элементов научного и эмпирического правосудия. Правосознанию юриста-практика также присуще подобное сочетание, только в другом соотношении. Научное правосознание может быть и индивидуальным, и групповым, когда общие правовые взгляды, воззрения разделяют представители одной научной школы.

 

5. Правосознание, ответственность и правотворчество.

 

Формирование ответственности тесно связано с воспитанием гражданственности, ибо гражданственность — это прежде всего ответственность, долг — та высшая ступень в духовной жизни человека, на которой он отдает себя служению идеалу.

Принято считать, что набор ролевых обязанностей личности в системе социальных отношений характеризует весь диапазон ее ответственности. Однако, поскольку процесс осознания личностью своей ответственности определяется многими факторами, субъективная ответственность иногда расходится с объективной. Подлинная, внутренняя ответственность личности предполагает ее активную жизненную позицию и усиление удельного веса самоуправления в обществе.

Обязанности, т. е. то, что подлежит безусловному исполнению, различаются в зависимости от выполняемых ролевых функций: служебных, семейных, общественных, гражданских и т. п. Виды обязанностей, в свою очередь, позволяют выявить ответственность не только за что-то, но и перед кем-то, за кого-то, т. е. обнажают общественную ее сущность, раскрывают социальность и тем самым степень включенности личности в систему общественных отношений.

Таким образом, быть ответственным — это прежде всего признавать и защищать ценности своего окружения, своего класса и содействовать реализации его целей.

Социальная ответственность отражает склонность личности придерживаться в своем поведении принятых в обществе социальных норм, исполнять ролевые обязанности и готовность дать отчет за свои действия. Это подчеркивает в своих работах В. А. Сухомлинский, отмечая способность личности самостоятельно формулировать нравственные обязанности и осуществлять самоконтроль, а также вмешательство личности в окружающий мир.

Правотворчество — это процесс осуществления юридически значимых действий по подготовке, принятию и опубликованию нормативных правовых актов, которые процессуально оформлены, юридически опосредованы, носят официальный характер

 

6. Виды правоисполнительного поведения.

Поведение, регулируемое правовыми нормами, называется правоприменительным поведением. Его можно разделить на три вида:

1) правоисполнительное — потребности личности, ни и средства их достижения совпадают с правовыми

2) правопослушное — цели и средства их достиже­нии совпадают с общественными требованиями не в силу внутреннего убеждения личности, а в силу ее конформности;

3) законопослушное — потребности, желания, интересы личности не совпадают с общественным требованием, но личность в силу боязни наказания подчиняется требованиям закона.

Правосознание личности в правовом обществе обусловлено господствующими в обществе идеями прав личности, пониманием сущности права как основного социального блага, обеспечивающего свободу и благополучие людей.

 

7. Методы психологического воздействия на индивидуальное правосознание в целях профилактики правонарушений

  • Распространенные методы контроля над лицами, стоящими на учете•.
  • а) контроль при помощи оперативных приемов;
  • б) монографическое (др.-греч, μόνος – один, единственный + + др.-греч, γράφω – пишу), лонгитюдное (франц. longe – аркан, веревка), повторяющееся обследование на протяжении длительного периода времени одними и теми же методами;
  • в) осмотр, обыск, перлюстрация корреспонденции, проверка посылок и передач, прослушивание телефонных переговоров и другие приемы, которые могут применяться в соответствии с полномочиями суда (ст. 29 УПК);
  • г) беседа, опрос иных граждан, сотрудников правоохранительных органов, интервью и др.
  • 5. Некоторые методы воздействия (коррекции) на лиц, чье поведение отклоняется от общесоциальных норм (девиантов):
    • а) аудио- и видеозапись индивидуального приема таких лиц;
    • б) внушение, гипноз на девиантов;
    • в) аутотренинг (др.-греч, αυτός – сам + англ. train – тренировать, тренироваться) под руководством психолога – воздействие на физическое и эмоциональное состояние, благодаря самовнушению; необходим и эффективен для кратковременного отдыха, подавления стрессов и излишней возбудимости в результате постоянных тренировок; направлен на восстановление динамического равновесия гомеостатических механизмов человеческого организма, нарушенных в результате дистресса;
    • г) направленное самовоспитание;
    • д) индивидуальные спортивные занятия под руководством тренера;
    • е) "хобби" (англ. hobby – личное увлечение, любимое занятие) в процессе производства и досуга с целью снятия тревожности с девиантами;
    • ж) приобщение к творческим занятиям путем издания газет, журналов, проведения конкурсов авторской песни, чтения собственных стихов девиантами и др.;
    • з) целенаправленные беседы с отклоняющимися от норм лицами;
    • и) средства и меры дисциплинарного, административного взыскания при наличии юридических оснований;

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: