Психология потерпевших и свидетелей

1. Психология потерпевших.

– Понятие виктимного поведения.

В психологии это явление стали изучать сравнительно недавно – в конце прошлого века. Но интерес исследователей к нему увеличивался по мере того, как становилось понятно, что истоки виктимного поведения нужно искать именно в психологических особенностях жертв. Тем более было доказано, что склонность подвергать себя опасности стать жертвой насилия – это не просто блажь или глупость, а отклонение от нормы, которое может превратиться в настоящее психическое заболевание, требующее серьезного, в том числе медикаментозного лечения.

Проявляется виктимность в своеобразном поведении человека, который провоцирует людей, склонных к агрессии, вызывает по отношению к себе проявление насилия. В народе о таких очень точно говорят: «Сам напросился». Примеры виктимного поведения разнообразны: жена грубит и ведет себя вызывающе с пьяным мужем; девушка, откровенно заигрывающая с «плохими парнями» в баре; подросток, жалующийся учителям на своих сверстников; заложник, демонстративно отказывающийся подчиняться террористам и т. д.

Но людей, склонных к виктимному поведению, нельзя назвать глупцами или мазохистами. Хоть со стороны кажется, что роль жертв их привлекает, но это верно лишь отчасти. Такие индивиды обычно очень любят жаловаться на свою судьбу, тем самым привлекая к себе внимание, которого иным способом они добиться не могут. Но открыто демонстрируя свои слабости, обиды, раскрывая перед всеми свою жалкую сущность, они вызывают не жалость, а презрение и агрессию.

Это хорошо заметно в компаниях подростков или в школьных классах, где издевательствам подвергаются самые жалкие и, казалось бы, безобидные дети. Известный исследователь поведения людей и высших животных этолог Конрад Лоренц сравнивал подростковую группу со стаей животных. В стае не место слабым и ущербным, они – то слабое звено, из-за которого может пострадать весь социум. Поэтому слабые вызывают неприязнь и агрессию, их изгоняют из стаи, а то и вовсе убивают.

 

 

Влияние индивидуально-психологических особенностей потерпевших на их поведение в момент преступления.

Психологическая характеристика личности потерпевшего в основном зависит от:

• основ высшей нервной деятельности потерпевшего (сильный, активный, подвижный, т.е. сангвинический тип темперамента при прочих равных условиях находится в более выгодном положении);

• черт характера (в первую очередь волевые качества и, в частности, воля к сопротивлению, а также наличие самолюбия, гордости, застенчивости и т.д.);

• жизненного опыта (готовности к различным эксцессам), имеющего большое значение в поведении потерпевшего (потерпевшей) по делам о половых преступлениях, преступлениях на транспорте, в области нарушений правил техники безопасности (в последних случаях большое значение имеют специальные и профессиональные навыки потерпевшего);

• правосознания (знания законов, своих прав, что дает дополнительные возможности при отражении преступного нападения);

• убежденности в правоте действий, препятствующих преступному посягательству;

• активного, целеустремленного поведения потерпевшего, направленного на отпор и пресечение преступных посягательств, но не выходящего за рамки, которые для данных ситуаций установил законодатель (институт необходимой обороны и т.д.).

Как субъект уголовного процесса поведение потерпевшего представляет интерес в той мере, в какой оно вписывается в событие преступления и несет в себе заряд криминогенности. Таким свойством обладает и причинно связанное с преступлением поведение потерпевшего.

 

– Реактивные состояния потерпевших.

Реактивные состояния – это временные болезненные расстройства психической деятельности, развивающиеся в результате воздействия психической травмы. Реактивные состояния делятся на две большие подгруппы: неврозы и реактивные психозы.

2. Психология свидетелей.

– Способность свидетелей правильно воспринимать отдельные факты и внешнюю сторону событий.

Если речь идет об исследовании степени психических нарушений у свидетелей (или потерпевших), лишающих их способности давать показания, назначается судебно-психиатрическая экспертиза. Эксперты-психиатры устанавливают психопатологические факторы, обусловливающие грубые расстройства восприятия, памяти, мышления и речи у подэкспертных, что не дает возможности суду и следственным органам привлекать их в качестве свидетеля по делу.

В то же время способность давать показания может быть нарушена в силу и непатологических особенностей психики, в первую очередь связанных с фактором интеллектуального и личностного развития. Эти случаи входят в компетенцию СПЭ, и объектом ее преимущественно выступают особенности психической деятельности малолетних и несовершеннолетних потерпевших и свидетелей. Необходимо отметить, что экспертиза в подавляющем большинстве случаев назначается в отношении свидетелей, которые были очевидцами интересующих следствие и суд событий.

Оценка субъективной стороны восприятия включает изучение таких факторов, как:

1) уровень развития и особенности органов чувств (анализаторов) у подэкспертного. Учитывая конкретные условия восприятия, необходимо определять, достаточна ли абсолютная чувствительность зрительного, слухового анализаторов для возможности правильно воспринимать интересующие суд и следствие обстоятельства. В ряде случаев могут иметь значение более сложные феномены восприятия — время адаптации зрительного анализатора к темноте, разностная чувствительность органов восприятия и др.;

2) уровень психического развития подэкспертного. Здесь особо важно исследовать уровень сформированности и особенности познавательных процессов — внимания, восприятия, мышления. Можно выделить два аспекта проявления этого фактора.

3) психическое состояние подэкспертного

 

– Способность свидетелей правильно воспринимать внутреннее содержание событий и действий

 

В отличие от других предметных видов СПЭ судебно-следственные органы в данном случае интересует сохранность способности свидетеля или потерпевшего к правильному восприятию и воспроизведению важной для уголовного дела информации не в каких-либо отдельных, а во всех юридически значимых ситуациях: докриминальной, криминальной, посткриминальной, следствия, судебного разбирательства (см. табл. 5.1). Так, правоохранительные органы могут интересовать не только обстоятельства, касающиеся криминальной ситуации, но и предшествующие события, а также развитие ситуации после совершения правонарушения и до начала производства по уголовному делу. Поэтому, хотя вопрос сформулирован в общем виде ("Способен ли..."), судебный эксперт-психолог должен проводить и ретроспективный анализ сохранности указанной способности в период времени, предшествующий производству экспертизы, и актуальный анализ во время экспертного исследования и давать прогностическую оценку сохранности этой способности в последующем, после проведения экспертизы, в ситуациях предварительного и судебного следствия.

Необходимо иметь в виду, что содержание экспертной оценки способности давать показания может быть различным в зависимости от динамики психического состояния и уровня развития отдельных психических функций подэкспертного в различных юридически значимых ситуациях.

У малолетней потерпевшей недостаточно сформирована долговременная память с отсроченным воспроизведением событий прошлого при ограничении ее возможности понимания сложного смысла воспринимаемого и в то же время отсутствуют нарушения или особенности психики, препятствующие отражению реальных событий. В этом случае правомерным будет экспертный вывод о том, что подэкспертная могла правильно воспринимать внешнюю сторону конкретных обстоятельств дела и давать о них правильные показания непосредственно после случившегося, но в настоящее время она не может давать правильных показаний об обстоятельствах дела.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: