Психология осужденных и освобожденных

1. Психология осужденных.

– Понятие и задачи ресоциализации.

В определении содержания понятия ресоциализация одни авторы (З.А.Астерминов) считают, что понятие "ресоциализация" может быть отождествлено ​​с понятием " исправление и перевоспитание", другие (И.В.Шмаров) рассматривают ресоциализацию только как постпенитенциарную деятельность. Определение, которое нашло место в уголовно-исполнительном кодексе Украины продиктовано видением процесса ресоциализации отечественными учеными в области пенитенциарной педагогики и психологии и в частности В.М.Синевым, В.И.Кривушей, как единый процесс восстановления и развития социально полезных связей и отношений, как в период отбывания наказания, так и после освобождения, и дальнейшая адаптация осужденного к самостоятельной жизни на свободе. Решение именно этой задачи - ресоциализации - наиболее социально значимо для общества, ведь оно заинтересовано в том, чтобы преступник не совершал уголовных нарушений не только в период когда он изолирован от общества решеткой, но и после возвращения в среду свободных людей. Поэтому общество обязано помочь адаптироваться (приспособиться) к среде на свободе, и должно быть психологически готово принять освобожденного не как преступника, а как обновленную равноправную личность. Социальная адаптация лиц, освобожденных из исправительных учреждений зависит от эффективности подготовки к освобождению и от конкретных видов помощи после отбытия наказания.

 

– Личность осужденного и ее динамика в условиях социальной изоляции.

Выбор модели поведения осужденным в первые дни его пребывания в услови

ях социальной изоляции во многом определяется пониманием осужденным смысла и необходимости правоограничений, которым он подвергается; осознания им своего нового социального статуса; степени включения его в новую среду и принятия ее норм и ценностей; включения в общеобразовательное и профессиональное обучение, в производственную деятельность.

Через определенное время, когда все резервы мнимого улучшения своего нового положения оказываются исчерпанными, а социальная изоляция становится реальностью, реакция осужденного на правоограничения, изменяющие на длительный период его жизненные планы, выступает на первый план. К основным признакам, учитываемым при диагностике личностных изменений и реакций осужденного, исследователи относят:

  • — внезапность и большую степень концентрации психотравмирующего воздействия самого факта социальной изоляции;
  • — наличие в психологии личности несовершеннолетнего типических изменений, связанных с отрывом от привычной и помещением в новую социальную среду, для выживания в которой необходимо четко определить стратегию и тактику своего поведения;
  • — устойчивую связь между содержанием переживаний, испытываемых осужденным, и характером воздействия правоограничений, которым он подвергается;
  • — осознание своего нового положения и социального статуса при внутреннем его неприятии;

— возможность постепенного привыкания осужденного к своему новому

положению и условиям жизнедеятельности.

– Коллективы осужденных и их психологическая характеристика.

 

Коллектив осужденных является важным фактором психологического воздействия на личность каждого из них, с ограниченными правами и возможностями, находящимся в изолированном от общества исправительном учреждении. Для эффективного воздействия такого коллектива на личность, необходимо исследовать структуру коллектива осужденных, взаимосвязи между отдельными его группами.

 

2. Психология освобожденных

– Понятие реадаптацииосвобожденных.

Завершающим и наиболее ответственным этапом ресоциализации бывшего осужденного является его приспособление к жизни на свободе. Как правило, в новых, порой трудных условиях, при бытовой неустроенности, разрушенности прежних социальных связей, отсутствии жилья, больших сложностях в трудоустройстве. Это требует от освобожденного значительных душевных усилий, терпения, выносливости, что под силу далеко не каждому. В результате нередко лица, вышедшие из исправительного учреждения, вновь совершают преступления. Сказанное обусловливает необходимость проведения в условиях исправительного учреждения специальной работы, по психологической подготовке освобождающихся к жизни в новых условиях.

 

– Психологическая подготовка осужденных к условиям жизни на свободе.

Психологическая подготовка – вид формирования личности, нацеленный на развитие способностей к определенной деятельности в конкретных условиях и усиление ее мотивации и нравственного компонента.

Известно, что за несколько месяцев до освобождения осужденные начинают переживать так называемый «период ожидания», для которого характерно состояние напряженности, тревоги и т.п. Их радует скорое освобождение и пугает то, что ожидает на свободе. Перед ними встает масса вопросов: куда поехать? как встретят дома? где жить и работать? У осужденных, которые длительное время отбывали наказание, утеряна способность к самостоятельной и активной деятельности, что в условиях рыночной экономики является непременным условием позитивной адаптации.

Подготовка к жизни на свободе включает в себя проблемы нравственной, психологической и практической подготовки, которая составляет ее содержание. Поэтому проводить такую подготовку нужно своевременно, и тогда она поможет осужденным позитивно адаптироваться.

Психологическая подготовка заключается в активизации способностей осужденного, формировании у него знаний, умений и навыков готовности жить и действовать в соответствии с правовыми нормами. Ее главная задача – помочь осужденному быстрее включиться в ритм жизни в обществе.

Практическая подготовка – это приобретение осужденным профессиональных знаний, практических навыков и умений в определенной профессиональной сфере.

 

– Профилактика рецидивов среди освобожденных.

Процесс адаптации освобожденных из ИУ завершается обычно к трем годам, а преобладающей их части — к одному году. Самое трудное время для адаптации — период от 3 до 6 месяцев. Именно в это время требуется наиболее интенсивная работа по управлению процессом социальной адаптации освобожденных, строгий контроль за их поведением в быту, в общественных местах, за сферой их общения. Если освобожденные из мест лишения свободы не устраиваются на работу или после трудоустройства оставляют ее, не имеют постоянного места жительства или систематически меняют его, нарушают общественный порядок и правила общежития, это свидетельствует о том, что процесс социальной адаптации протекает неудовлетворительно и есть реальная почва для рецидива.

 

 

3. Задачи и функции пенитенциарного психолога:

 

– Индивидуальная и групповая работа с осуждёнными.

Психологическая работа с осужденными в исправительных учреждениях является центральным направлением деятельности психологической службы на данном этапе реформирования. Важнейшим элементом и этапом такого управления выступает оценка степени исправления осужденных, которая позволяет соотнести (сопоставить) личностные характеристики и поведение каждого из лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, с социальными, правовыми, нравственными и иными нормами, принятыми в обществе, и сделать выводы об их соответствии или несоответствии. При этом необходимо подчеркнуть: поскольку осужденные совершили уголовные преступления, они значительно отступили от этих норм, серьезно нарушили правила поведения в обществе, требования законов, что свидетельствует о глубоких личностных деформациях и высокой степени социальной дезадаптации

Психологическая коррекция – целенаправленный процесс исправления личности осужденных с использованием современных психотехнологий, приводящий к изменению их убеждений, установок, личностных качеств, психических состояний и социального поведения в местах лишения свободы. Главная цель психокоррекционного воздействия на личность осужденного – оказание психологической помощи по различного рода психологическим затруднениям, снижение уровня агрессивности и формирование установок на правопослушный образ жизни.

Специфика групповой психокоррекции заключается в целенаправленном использовании групповой динамики, т.е. всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы, включая и психолога, в коррекционных целях. Групповая психокоррекция не является самостоятельным направлением психокоррекции, а представляет лишь специфическую форму, при использовании которой основным инструментом воздействия выступает группа клиентов, в отличие от индивидуальной психокоррекции, где таким инструментом является только сам психолог.

Психокоррекционная группа - это искусственно созданная малая группа, объединенная целями межличностного исследования, личностного научения, самораскрытия. Это взаимодействие "здесь и теперь", при котором участники изучают происходящие с ними процессы межличностного взаимодействия в данный момент и в данном месте.

Взаимоотношения и взаимодействия, в которые вступает клиент в группе, в значительной степени отражают его истинные взаимоотношения. Группа выступает как модель реальной жизни, где клиент проявляет те же отношения, установки, ценности, те же способы эмоционального реагирования и те же поведенческие реакции. Использование групповой динамики направлено на то, чтобы каждый участник имел возможность проявить себя, а также на создание в группе эффективной системы обратной связи, позволяющей клиенту адекватнее и глубже понять самого себя, увидеть собственные неадекватные отношения и установки, эмоциональные поведенческие стереотипы, проявляющиеся в межличностном взаимодействии, и изменить их в атмосфере доброжелательности и взаимного принятия.

 

– Виды деятельности психолога с персоналом исправительных колоний.

Деятельность сотрудников многообразна, ее классифицируют:

 

а) по предмету деятельности: люди (работа с людьми), вещи (работа с вещами);

 

б) по целям: организаторская (обеспечение выполнения поставленных задач), педагогическая (нацеленная на изменение личностных качеств);

 

в) по мотивам: альтруистическая, эгоистическая;

 

г) по результатам: завершенная, незавершенная.

 

Использование категорий деятельности — отличительная черта отечественной психологической науки. Для нее характерны два момента:

 

1) положения о единстве психики и деятельности, отличающие отечественную психологию от западной, нередко изучающей психику вне поведения (интроспективная психология; гештальтпсихология) или вне психики (бихевиоризм, необихевиоризм);

 

2) принципы развития и историзма, воплощение которых в конкретных исследованиях предполагает обращение к деятельности как движущей силе развития психического отражения.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: