Психология юридического труда

1. Психолого-педагогические аспекты формирования личности юриста.

Для эффективного выполнения поставленных перед ним задач юрист должен четко знать основные положения психологии и педагогики.

Для эффективного выполнения поставленных перед ним задач юрист должен четко знать основные положения психологии и педагогики.

Систему знаний психологии прежде всего составляют исследования психики человека: ощущение и восприятие, внимание и память, воображение и мышление, общение и поведение и многое другое.

Юрист должен четко усвоить, что психические процессы, состояния, свойства и поведение человека выделяются отдельно только для целей изучения, в действительности же все они составляют единое целое и взаимно переходят друг в друга.

Юристу наряду со знанием психологических аспектов профессиональной деятельности необходимо иметь представление и об основах педагогики.

Одним из основных методов педагогики, широко используемых в юридической практике, является метод наблюдения

 

2. Этика и психология правоприменительной деятельности.

 

Профессиональной этикой называют нормы поведения, которые обеспечивают нравственный характер тех взаимоотношений между субъектами, которые вытекают из их профессиональной деятельности. Существуют еще и специальные нормы поведения для некоторых видов профессиональной деятельности несмотря на всеобщий характер моральных требований и наличие единой трудовой морали класса или общества. В юридической деятельности необходимы прежде всего повышенная мера моральной ответственности, обостренное чувство долга, соблюдение дополнительных норм поведения. Успешное выполнение юристами своих профессиональных обязанностей подразумевает единение квалифицированности специалистов с глубоким сознанием ответственности и готовностью к безукоризненному выполнению своих профессиональных обязанностей. Профессиональная этика требует от юристов неподкупности, верности букве закона, соблюдения равенства всех перед законом. Обязательно следует учитывать важность профессиональной квалификации юриста, которая дает право заниматься избранной деятельностью и определяет отношение к нему коллег и людей, с которыми он сталкивается при осуществлении своих профессиональных полномочий. Самым основным и главным принципом правоприменительной деятельности является справедливость. Без справедливости деятельность юристов в правовой сфере теряет свой смысл и сущность. От юристов требуются такие качества, как: объективность и беспристрастность, независимость, соблюдение прав человека с учетом презумпции невиновности. Чем выше профессиональное мастерство юриста, тем выше его этические нормы. Чем выше этические нормы юриста, тем выше профессиональное мастерство юриста. Принципами правоприменительной деятельности являются такие, как: справедливость, объективность, беспристрастность, независимость и соблюдение прав человека, выражающие главные и основные нравственные требования, следование которым обязательно для всех юристов в различных ситуациях. Эти принципы выражают сущность профессиональной деятельности и являются линией поведения юриста. Профессиональная юридическая деятельность характеризуется сложностью и многогранностью, она представляет собой иерархическое и многоуровневое явление. Психологический анализ профессиональной юридической деятельности всегда дает возможность выделить ряд этапов, через которые происходит движение к конечной цели для юриста, а именно к установлению истины. В профессиональной юридической деятельности выделяются следующие стороны: познавательная, коммуникативная, удостоверительная, организационная, реконструктивная, социальная.

 

3. Профессиональный отбор на юридические специальности.

Эффективность деятельности юриста зависит от индивидуальных особенностей личности и соответствия личностных качеств объективным требованиям данной профессии (следователя, судьи, нотариуса, прокурора и др.).

Особое внимание уделяется профессиональному отбору. С этой целью осуществляется экспертиза профессиональной пригодности персонала, которая состоит из изучения психологических и психофизиологических качеств человека и их экспертной оценки.

Основными методами психологической диагностики личности при отборе персонала в органы правосудия являются наблюдение, эксперимент, опрос (собеседование), анкетирование, интервью, деловые игры, тесты, метод А. В. Петровского, метод "креативного поля" Д. Б. Богоявленской, опросник Айзенка, тест Розенцвейга, шкала тревоги Дж. Тейлора, шкала творчества (шкала "Т").

Психодиагностика психологических и психофизиологических качеств должна осуществляться на всех ступенях карьеры юриста

4. Понятие профессиограммы.

 

Профессиограмма есть оформленный результат профессиографии, которая представляет собой описание и классификацию существующих профессий по различным критериям. Особое внимание уделяется медицинским и психологическим показателям.

 

5.Проблемы профессиональной компетентности, профнепригодности и профессиональной деформации юристов

 

В профессиональной юридической деятельности девиантное поведение проявляется в пренебрежительном, высокомерном и нередко патерналистском отношении к молодым специалистам, другим коллегам и клиентам, в возникающих конфликтах с ними, в завышенной самооценке своих профессиональных компетенций, в несоблюдении правил и требований корпоративной культуры, в частой смене места работы.

Основными формами проявление профессиональной деформации могут быть:

1) недобросовестность в работе;

2) непонимание смысла работы;

3) приверженность к стереотипному мышлению и стереотипным методам работы;

4) стереотипное общение с клиентами без учета специфики их дел и индивидуальности;

5) служебные действия в обход закона;

6) игнорирование рекомендаций коллег;

7) игнорировании, пренебрежение и нежелание учитывать принцип презумпции невиновности.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: