Вопросы для проверки остаточных знаний

1. Судебно-психологическая экспертиза индивидуально-психологических особенностей.

Данный вид СПЭ проводится в тех случаях, когда: а) вызывают сомнения имеющиеся в деле данные о личности обвиняемого или подсудимого; б) имеются противоречивые оценки индивидуальных особенностей; в) требуется установить особенности ведущих мотивов поведения и мотивации конкретных поступков как важных обстоятельств, характеризующих личность; г) необходимо исследовать отдельные психологические особенности личности обвиняемого или подсудимого (такие, например, как повышенная внушаемость, импульсивность, ригидность, преобладающее настроение, темп и характер решения мыслительных задач и т. д.), способных существенно повлиять на поведение субъекта, в том числе на формирование у него намерения совершить преступление; д) необходимо дать психологическую интерпретацию отдельных действий субъекта с учетом его индивидуально-психологических особенностей.

Объектом этого вида СПЭ могут быть обвиняемые и подсудимые, в отношении которых возникают указанные сомнения. Практика показывает, что если предыдущие виды СПЭ проводятся в основном в период предварительного расследования, то СПЭ индивидуально-психологических особенностей проводится главным образом но ходу судебного разбирательства. Это понятно, так как судья бывает крайне заинтересован в получении квалифицированно составленного «психологического портрета» подсудимого, благодаря которому появляется возможность глубже понять психологический механизм совершения преступления и, следовательно, более тонко и правильно принять решение по делу.

 

2. Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних.

Практическим работникам нередко приходится сталкиваться с такими фактами, когда подросток, совершивший правонарушения, выявляет признаки отставания в психическом развитии. Это может выражаться, например, в немотивированности противоправных действий, их циничности и демонстративности, инфантильности поведения, легковесности и примитивности суждений, недостаточном понимании социальных и правовых норм, в легкомысленном отношении к своим противоправным поступкам.

При анализе самого деяния подростка может отмечаться несоразмерность объективного содержания его поведения субъективно преследовавшимся целям. Однако, по данным медицинской документации либо по заключению судебно-психиатрической экспертизы он является психически здоровым человеком. Здесь следует отметить, что отставание в психическом развитии не обязательно определяется органическими дисфункциями. Способность подростка сознавать значение своих действий и осуществлять их регуляцию зависит не только от уровня развития интеллектуальных функций, но и в значительной степени обусловливается такими факторами, как особенности эмоционально-волевой сферы, мотивация, система ценностных ориентаций. А это уже связано с особенностями воспитания подростка и педагогического воздействия на него. Вместе с тем, следует особо подчеркнуть, что данная способность не является константой, постоянной величиной, будучи характеристикой психики подростка в момент совершения правонарушения. Помимо психологических свойств личности она обусловливается особенностями криминальной ситуации. Поэтому вполне реальна возможность того, что психически здоровый человек, выявляющий низкий уровень психического развития, в экстремальных ситуациях (крайне сложных или неопределенных) будет не в состоянии полностью осознавать значение своих действий и руководить ими.

3. Судебно-психологическая экспертиза способности воспринимать важные для дела обстоятельства и давать о них правильные показания.

 

Способность правильно воспринимать важные для дела обстоятельства и давать о них правильные показания выражается в непосредственном или опосредствованном отражении тех или иных фактов, сохранении и переработке непосредственно воспринятой или полученной логическим путем информации, воспроизведении, репродуцировании сохраненной информации.

Способность воспринимать важные для дела обстоятельства зависит от многих причин: условий, в которых происходило восприятие, устойчивых особенностей и временного состояния органов чувств свидетеля или потерпевшего, его возраста, эмоционального состояния в момент восприятия, жизненного опыта, профессии, навыков, умственного развития и пр.

 

4. Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза.

 

КСППЭ может быть определена как одна из разновидностей межродовых комплексных экспертиз, основанная на совместном рассмотрении и интегративной оценке результатов применения специальных знаний эксперта-психолога и эксперта-психиатра с целью полного и всестороннего общего (единого) ответа на вопросы, составляющие предмет комплексного исследования и входящие в сферу совместной (совокупной) компетенции экспертов. Назначение КСППЭ целесообразно в тех случаях, когда лицо, не имевшее до того асоциальных установок, совершает тяжкое правонарушение, и совершенное им деяние расходится с привычными стереотипами поведения. Психологическое исследование также целесообразно, когда наличие психического расстройства, его тяжесть не очевидны при назначении экспертизы. Поэтому если психическое расстройство не будет обнаружено, на первый план могут выступать психологические механизмы регуляции поведения.

 

5. Организованные преступные группы (ОПГ) и их психологическая характеристика.

 

Организованная преступная группа – неформальное объединение людей,

организовавшихся в целях удовлетворения корыстных личных интересов и потребностей, включенных в особые виды деятельности с криминальным содержанием, связанные системой отношений, регулируемых общими ценностями и нормативными критериями, противоположного социальных и юридических норм содержания, образующие строгую иерархическую структуру с четким распределением ролевых обязанностей, которая обеспечивает соблюдение внутригрупповых правил.

Основным признаком, отличающим организованную группу от группы лиц, совершающих преступление по предварительному сговору, является устойчивость. К признакам устойчивости организованной преступной группы, характеризующим её с психологической стороны, относятся следующие:

• стабильность, замкнутость

 

6. Психология мотивации формирования групп правонарушителей.

 

Любая преступная группа как одна из разновидностей малых социальных групп людей не является механическим соединением некоего числа индивидов, совместно совершающих преступления. Каждая такая группа, с точки зрения социальной психологии "ма­лых групп", объединяя на основе совместной преступной деятель­ности несколько человек, практически превращается в единый субъект криминальной активности. В такой групповой общности появляются новые, не свойственные отдельному преступнику свой­ства, цели, возможности и т. д.

В совместном преступном действии происходит объединение индивидуальных способностей, знаний, умений, профессиональных навыков (особенно криминальных) и др. Со временем происходит разделение преступного труда.

В современной криминологии под традиционной преступной группой понимают малую неформальную группу, являющуюся еди­ным объектом криминальной деятельности, объединяющей на ос­нове совместной противоправной деятельности людей, стремящих­ся к достижению общей преступной цели.

Существует следующая типология традиционных преступных групп: простая организованная группа; структурная (сложная) орга­низованная группа; организованная преступная группировка; бан­дитское формирование; преступная организация (сообщество); ма­фия, кооперация профессиональных преступных лидеров ("воров в законе").

В основе объединения групп в сообщество в большинстве слу­чаев лежит общность преступных интересов, а также этнические признаки (например, чеченская, азербайджанская группировки) или принцип "землячества" (люберецкая, тамбовская группировки).

Руководящее звено каждого сообщества состоит из лидеров, их телохранителей и наиболее приближенных к лидерам лиц, выпол­няющих функции советников по правовым, криминальным, экономическим и другим вопросам. В их непосредственном подчинении имеются боевики ("солдаты", "быки"), которые используются для охраны руководящего звена, поддержания внутренней дисциплины, силового давления, надзора за деятельностью принадлежащих сооб­ществу структур и предприятий, а также для "разборок" с конку­рентами.

 

7. Характеристика групп с деструктивной направленностью.

 

К причинам распространения деструктивных групп относятся: ломка жизненных стереотипов, невостребованность личности, отсутствие других возможностей самореализации, отсутствие работы, разрушение института семьи (нарушение нормального семейного микроклимата). Все это предрасполагает личность к поискам психологического комфорта в системе нетрадиционных религий. 

Деструктивные культы — это такие группы и организации, которые используют крайние и неэтичные техники манипулирования для вербовки и удержания своих членов, имеют тенденцию или прямо осуществляют тотальный контроль мыслей, чувств и поведения своих приверженцев с целью удовлетворения интересов лидеров и самодовлеющей группы.

 

Признаки деструктивных групп:

1.Контроль сознания — это манипуляция с использованием насильственного обращения в веру (внедрения убеждения) или техники модификации поведения без информированного (осознанного) согласия того человека, к которому эту технику применяют.

2.Харизматический лидер, Такой человек («учитель», «гуру») рассматривается как просветлённый, святой или посредник между людьми и Богом, а его почитание нередко доходит до поклонения ему как пророку или живому божеству. Обычно про лидера информацию не дают. Также одним из признаков является секретность и неопределенность относительно деятельности.

3.обман умышленное утаивание информации, искажение информации, открытый обман);

4.исключительность.

5.экспуатация физическая, финансовая, психологическая

6.тоталитарное мышление (есть мы и есть они).

 

8. Проблема лидерства в преступной группе.

Важное значение для успешной деятельности преступной группы имеет осуществление ее лидером нормативно-ценностной функции. Именно лидер определяет допустимые границы и нормы поведения в преступной группе, устанавливает запреты, за нарушение которых принимает соответствующие санкции. С личностью лидера, его поведением и убеждениями сверяют свои поступки другие члены преступной группы.

Лидер активно участвует в формировании единства взглядов и воззрений, позиций и убеждений всех членов преступной группы. Нормативно-ценностное единство в ориентации всех участников обеспечивает группе единство действий и поступков в ситуациях не планируемых, внезапных, связанных с риском и опасностью.

В дисциплинарную функцию лидера входит и обязанность разрешать различные конфликты, которые нередко возникают внутри группы и порой потрясают ее до угрозы раскола. Лидер обычно берет на себя определение "правых" и "виновных" в конфликте и применяет к "виновным" соответствующие санкции.

Лидер в преступной группе выполняет важные социально-психологические функции. Именно во многом благодаря деятельности лидера преступная группа становится сплоченной, личный состав ее стабилизируется, и в итоге создается преступное сообщество высокого психологического развития - организованная группа или преступная организация.

 

9. Формы и методы работы по предупреждению антисоциальных тенденций

Профилактические мероприятия в учебных заведениях:

1. Ликвидация пробелов в знаниях учащихся, по вопросам асоциального поведения, является важным компонентом в системе ранней профилактики асоциального поведения.

2. Борьба с прогулами занятий является вторым важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений.

По этой причине борьба с прогулами должна быть включена в общешкольную Программу профилактики правонарушений.

3. Организация досуга учащихся, широкое вовлечение учащихся в занятия спортом, художественное творчество, кружковую работу - одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения.

4. Пропаганда здорового образа жизни

Основными формами социальной работы с молодежью по профилактике являются:

1) разработка и актуализация в общественном сознании молодежи новой ценностной модели личности, основанной на толерантности, культуре мира, патриотизме, гражданской ответственности;

2) создание механизмов для организованного включения молодых людей в экстремальные виды спорта путем образования региональных ассоциаций экстремальных видов спорта, проведение открытых чемпионатов для «экстремалов», организации специализированных спортивных смен в летних оздоровительных лагерях и др.

3) активизация молодежных общественных движений, в основе деятельности которых лежит идея позитивного решения разнообразных молодежных проблем;

4) организация и проведение фестивалей молодежных музыкальных субкультур (панки, хиппи, рокеры, хип-хоп культура и т.д.).

5) формирование системы воспитательной работы с молодежью по месту жительства через создание организованных площадок для развивающего досуга молодежи.

6) развитие клубных форм работы, основанных на идеях неформальных отношений, демократизма, самоуправления и самоорганизации.

7) создание и развитие «уличных» служб работы с молодежью, специалисты которых могут осуществлять профилактическую деятельность непосредственно среди дворовых уличных групп и компаний.

8) развитие дворового спорта, организация и проведение соревнований по дворовому футболу, волейболу, стритболу и т.д.

9) создание при студенческих общежитиях клубов и центров, организующих досуг обучающихся;

10) специальные «молодежные программы» - в основе этой формы предусматривается проведение среди молодежи и подростков регулярных встреч в учебных заведениях, клубах, когда вместе с представителями местных органов власти и социальными работниками организовываются круглые столы;

11) ведение диалога с молодежью - форма поиска истины и способа аргументации. Психологическая разгрузка.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: