Педагогическая ситуация № 6

Практическое занятие: анализ педагогических ситуаций по определению методов и средств воспитания, их эффективности

Педагогическая ситуация № 1

Перед завтраком детям полезно подвигаться, побегать. Вера Викторовна напоминает своим воспитанникам, что на участке есть забавные, красиво раскрашенные каталонки, на удобной стойке вожжи, обручи, мячи.

Каждый ребенок сам берет нужную ему игрушку, затем, поиграв, кладет ее на место.

Воспитательница следит за детьми и руководит их движениями. Павлик — малоподвижный ребенок, он не любит бегать, движения его отстают от общего уровня группы. Надо поиграть с ним. Вера Викторовна предлагает Павлику быть лошадкой.

— Смотри, какие вожжи у нас, с бубенчиками. Поедем к беседке!

Павлик с удовольствием запрягается, бежит, как настоящая лошадка.

Толя и Валерий что-то заспорили из-за обруча. Надо узнать, в чем дело, помочь уладить намечающийся конфликт.

Марина бегает слишком много, вся раскраснелась, вспотела — беготня возбуждает девочку. Воспитательница видит это и предлагает ей проверить, все ли готово в столовой. Марина с радостью бежит выполнять поручение Веры Викторовны.

Проанализируйте действия воспитательницы и укажите, что помогает ей руководить движениями детей.

Укажите все случаи индивидуального подхода воспитательницы к детям.

Педагогическая ситуация № 2

В среднюю группу пришел пятилетний Гена. Его перевели из другого детского сада. Гена оказался очень неуравновешенным мальчиком. Движения его были быстры и беспорядочны. Выдержка, сосредоточенность совершенно отсутствовали.

На занятиях ломался, мешал товарищам. Когда остальные спали, он и лежать смирно не хотел. Только при строгом наблюдении воспитательницы Гена заставлял себя лежать спокойно, но стоило на минуту отвернуться, как мальчик соскакивал с кроватки и будил всех подряд.

На прогулке он ссорился с детьми, разрушал постройки. Бывало, что выходил в вестибюль и выбрасывал из шкафов одежду на пол, срывал с вешалок значки. Дети обижались на Гену.

С чего начали бы вы воспитательную работу с Геной?

Составьте подробный план воспитательной работы с мальчиком.

Педагогическая ситуация № 3

В группе трехлеток воспитательница проводит занятие. Она положила четыре цветных плоских обруча в разные места групповой комнаты, не очень далеко друг от друга. В середине комнаты педагог высыпал много мелких кубиков, брусков, цилиндров и кирпичиков четырех разных цветов (соответственно цветам четырех деревянных обручей).

Сначала воспитательница проверила, все ли дети знают четыре основных цвета, затем назвала четырех ребят и каждому из них приколола один из цветных бантов (банты были четырех цветов в соответствии с цветом обручей).

Начинает играть музыка. Дети танцуют. Как только музыка обрывается, каждый ребенок должен как можно быстрее выбрать из рассыпанных на полу кубиков, кирпичиков, предметы только того цвета, какого его бант, и перенести их в соответствующий обруч. Кто справится со своим заданием раньше всех, тому все сидящие ребята громко и весело хлопают в ладоши. Занятие прошло весело и очень живо.

Какие программные задачи решались на занятии?

Какие приемы использовал воспитатель на занятии? Дайте обоснованную оценку этим приемам.

 

 

Педагогическая ситуация № 4

Трехлетний мальчик начал что-то строить из кубиков, но не мог заранее сказать, что он будет строить.

Сначала у него получился паровоз, и тут же, переложив один-два бруска, маленький строитель заявляет, что теперь у него получился дом, потом — самолет, машина и т. д.

Аналогичное происходит и тогда, когда дети рисуют: начинают рисовать одно, а в процессе рисования замысел ребенка несколько раз меняется, в результате получается другой рисунок.

Юра (3 года 4 мес.) пытается починить тележку. Он сначала просто прикладывает колесо к краю тележки рядом с концом оси. После многих проб колесо случайно надевается на торчащий конец оси. Тележка может ехать. Юрик доволен. Воспитательница говорит:

— Молодец, Юрик, сам починил тележку. Как это ты сделал?

— Починил. Вот видите! — показывает, как вертится колесо.

— Как это ты сделал, покажи! (Воспитательница незаметным движением сбрасывает колесо.)

Юра снова прикладывает его к тележке, но сейчас уже скорее надевает на ось.

— Вот и починил, — радостно заявляет мальчик, но опять не может сказать, как это он сделал. Такие наблюдения есть у каждого воспитателя.

Почему у трех-, четырехлетних детей наблюдается известное расхождение между тем, что они сделали, решая задачу, и тем, как они объясняют свои действия?

Какие выводы может сделать воспитатель для педагогической практики на основе анализа приведенных фактов?

 

Педагогическая ситуация № 5

Однажды воспитанница старшей группы Тома, которую провожала мать, одетая в спецодежду и с кистью в руках (она маляр), увидев педагога, стала торопливо прощаться с матерью у подъезда. Воспитательница спросила девочку, почему мама не проводила ее в группу. Тома смутилась, а затем сказала: «Она грязная, дети будут смеяться».

По просьбе воспитательницы мать Томы пришла в детский сад. На ней было нарядное платье. Она рассказала детям, как красила комнаты в их детском саду, показала расписные потолки и спросила: нравится ли детям ее работа.

После одобрительного отзыва детей она спросила, надевают ли они фартуки или халаты, когда дежурят, лепят из глины или рисуют красками. Объяснила, почему маляры во время работы надевают специальную одежду.

С какой целью воспитательница пригласила в группу мать Томы?

Какие чувства могут возникнуть у Томы в результате разговора ее мамы с детьми?

 

Педагогическая ситуация № 6

Воспитательница средней группы поручила детям к очередному понедельнику узнать, где и кем работают их мамы. Беседа была интересная. Некоторые рассказывали много и охотно, другие говорили мало, односложно. Валя заявила:

— Моя мама ничего не делает, она целый день шьет.

«— А моя тоже не работает, только стирает», — сказала Мила.

Коля на вопрос воспитательницы, где работает его мама, покраснел, насупился и ответил:

— Не скажу, кем моя мама работает. Воспитательница знала, что Колина мама работает в детском саду поваром, но промолчала, а наедине спросила:

— Коля, почему ты не сказал про мамину работу?

— Ее работа плохая — только варит обед и больше ничего. Все дома варят, это не работа!

 

1. С какой целью педагог дал задание детям узнать, где и кем работают их мамы?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: