Какой вывод могла сделать для себя воспитательница после беседы с детьми?

Что следовало бы сделать по расширению знаний детей о труде членов семьи и воспитанию уважения к их труду?

 

Педагогическая ситуация № 7

Пятилетний Толя груб со старшими в семье и ничем не желает заниматься. В детском саду он ведет себя иначе: охотно трудится, любит слушать сказки и рассказы, рассматривать иллюстрации. Во время дежурства с удовольствием накрывает на стол, но остальную часть работы дежурных выполняет неохотно, предпочитает, чтобы все это делал за него другой дежурный.

Воспитательница внимательно относится к интересам Толи, подбирает для него картинки, книги, беседует с ним, контролирует его действия и требует, чтобы каждое поручение было доведено до конца.

Она провела в течение года несколько экскурсий по детскому саду, по улицам города, на почту, в школу, в детскую библиотеку, на строительство жилых домов, в теплицу городского сада, а также провела ряд бесед о труде взрослых - где работает мама? Кто заботится о нас дома? и др. Так на конкретных примерах воспитательница показывала детям, что все окружающее создано трудом взрослых, поэтому все должны к ним относиться с уважением.

Кроме этого, воспитательница широко использовала пример бывших воспитанников сада, первоклассников, которые помогали дома бабушкам и мамам по хозяйству.

Чем можно объяснить причины двойственного поведения Толи в семье и в детском саду?

Дайте анализ и оценку воспитательных приемов педагога. Какую воспитательную задачу решал педагог, используя эти приемы?

Педагогическая ситуация № 8

Дети старшей группы готовятся к встрече родителей на даче. Воспитательница собрала группу и ведет с детьми обсуждение всех дел, которые надо выполнить. Отвечая аа ее вопросы, дети сами перечисляют те участки работы, которые входят в общую задачу подготовки сада к встрече родителей.

Надо подмести дорожки и площадки в саду, прополоть цветы на клумбах, украсить площадку фонариками и разноцветными шарами (они уже приготовлены). В группе тоже должен быть порядок. Надо украсить зелеными ветками столовую и т. д.

После перечня всех работ начинается их распределение.

Воспитательница. Юра, Миша, Наташа и Леня будут подметать дорожки. Подумайте, что вам надо для работы.

Дети. Метелки, грабли, носилки, тачки, лопаты.

Дети с помощью воспитательницы уточняют, зачем нужен каждый предмет, и рассказывают, как они будут работать, с чего начнут.

Леня. Возьму метелку и буду подметать.

Миша. А куда? Надо сначала узнать, куда складывать мусор, туда и мести.

Наташа. И надо с двух мест, как мы в прошлый раз мели: двое от скамейки, двое от большой елочки.

Юра. И носилки надо сразу принести и в тех местах поставить, где будем складывать мусор.

Воспитательница. Где мы возьмем носилки, метелки, грабли?

Юра. Они все в большом сарае сложены.

Воспитательница одобряет план работы детей и уточняет весь процесс выполнения задания. Она подчеркивает, что важно сначала хорошо продумать весь ход работы, а затем выполнять ее дружно и быстро. Так же планируется работа и на других участках. После этого дети быстро расходятся по своим местам. Каждый знает, что он должен делать, какие ему нужны предметы, где их взять, куда нести, с чего начинать работу и с кем работать.

Дайте оценку такой организации труда детей.

В чем проявились у детей зачатки подлинно коллективного труда?

Что является характерным для труда детей старшей группы?

 

Педагогическая ситуация № 9

Воспитательница средней группы провела занятие с детьми по перекопке земли. Вот как оно было организовано.

Воспитательница расставила 10 детей вокруг себя, рассказала, почему надо перекапывать землю, и показала, как надо копать.

Воспитательница. Надо держать лопату обеими руками и наступать на нее попеременно то левой, то правой ногой... Покажите, где правая и левая нога? (Дети показывают.) Так надо делать для того, чтобы лопата поглубже вошла в землю. Затем нужно подйять землю на лопате, перевернуть лопату, сбросить землю верхним слоем вниз, чтобы сорняки высохли. Поняли? Берите лопаты (расставляет на концах участка по 5 человек). Начинайте.

Витя держит лопату одной рукой; Юля не нажимает на лопату, а ковыряет землю сверху; Саша переворачивает лопату обратной стороной; Надя старается быть первой: захватывает большой пласт земли, но не может поднять, земля срывается.

Валерик (Наде). Смотри, мне по ноге лопатой ударила.

Воспитательница (подходит к Витеви Юле). Я вам показывала, как надо копать (показывает). Теперь копайте сами.

На другом конце участка слышится шум. Воспитательница идет к Наде и Валерику, потом показывает Саше, как держать лопату; следит за тем, чтобы ребята друг друга не обгоняли; напоминает правильные приемы.

Время рыхлить. Воспитательница поясняет второй группе детей, почему нужно рыхлить землю, и показывает, как надо это делать. Большинство воспитанников не умеют рыхлить. В результате оказалось, что участок плохо перекопан, затоптан.

Дайте оценку организации работы детей.

Какова была роль воспитателя в организации работы детей?

Как создать у ребят устойчивое положительное отношение к повседневной, однообразной, но столь необходимой работе?

Педагогическая ситуация № 10

Воспитательница, обращаясь к ребенку, говорит:

— У нашей куклы Тани загрязнилось платье, его надо постирать. Ира, кто тебе дома стирает платье?

— Мама, — отвечает Ира.

— А ты нашей кукле Тане платье постирай. Я расскажу тебе, как надо стирать. Сначала платье помочи в тазике с теплой водой, а потом мокрое платье намыль мылом и потри вот так (показывает). Когда оно будет чистое, мы поменяем воду и будем полоскать, а затем повесим сушить. Когда высохнет, погладим и наденем чистое платьице нашей кукле Тане.

В чем ценность такого объяснения предстоящего трудового задания?

Можно ли после такого объяснения трудового процесса предоставить детям полную самостоятельность?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: