РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
ВОРОНЕЖСКОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ УЧИЛИЩЕ (ТЕХНИКУМ)
Методическое пособие по теме
«День летнего солнцестояния»
2 класс ДХШ,
количество часов 8
предмет «Декоративная
композиция»
Выполнила
Студентка 4
курса
Группы Д
Балина
Варвара
Александровна
ВОРОНЕЖ 2020
Тема методического пособия: Декоративная композиция на тему «День летнего солнцестояния».
Класс: 2
Количество часов по учебному плану: 8 часов
Цели методического пособия: Выполнить декоративный пейзаж, опираясь на мотивы русского народного творчества на тему «День летнего солнцестояния».
Задачи:
1. Образовательные: Установление взаимосвязей предметов в цвето-тональном и пластическом отношении друг к другу. Выработка умений работы кистью в разных техниках. Закрепление основных принципов ведения работы по композиции.
2. Развивающие: Развитие у детей восприятие целостности композиции, при учёте её фрагментарности, аналитического мышления, восприятия гармоничного отношения цветовых пятен друг к другу, а также умения оригинально решать пластические задачи композиции.
3. Воспитательные: Формирование внимания, наблюдательности, усидчивости, работоспособности, уважительного отношения к истории своего народа.
Оборудование
Для ученика: простые карандаши НВ/B/B2, мягкий ластик, кисти, баночка для воды, бумага А2, бумага для эскизов, гуашь или акварель.
Для учителя: методические разработки для урока по теме «День летнего солнцестояния».
Литература:
1. Голубева О.Л. Основы композиции / Голубева О.Л. – М.: Свароги К, 2008. – 120 стр.
2. Иттен. И. Искусство формы. Мой форкурс в Баухаузе и других школах / Иттен И. – М.: Издатель Дмитрий Аронов, 2011. – 136 стр.
3. Иттен. И. Искусство цвета. Иттен И. – М.: Издатель Дмитрий Аронов, 2018. – 96 стр.
Электронный ресурс удаленного доступа:
1. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://samopoznanie.ru/articles/21_ijunya-den_letnego_solncestoyaniya _slavyanskiy_prazdnik_n/
Лист №1. «Аналоги».
На первом демонстрационном листе показаны аналоги для композиции «День летнего солнцестояния».
Они представляют собой примеры декоративных пейзажей, выполненных в технике батика, масляными красками и пастелью, опираясь на них, дети должны составить свою композицию.
Данные работы хороши по своему композиционному ритму, цветовым отношениям, стилистическим и пластическим решениям и способствуют расширению кругозора учащихся о существовании разновидностей декоративного пейзажа.
В аналогах представлены следующие виды декоративных пейзажей: природный (ил. 1, 3, 4, 6, 8, 9), архитектурный (ил. 5), городской (ил. 7) и фэнтезийный (ил. 2, 10, 11, 12, 13). Помимо них существуют: индустриальный, парковый, сельский, морской и лирический. Также выделяют и другие виды пейзажа, например, по времени года или по стране.
Здесь можно увидеть пейзажи с заснеженными тропинками и большими сугробами, ажурными деревьями и метелью в лесу. В таких композициях преобладают цвета холодного спектра с помощью которых художник передаёт состояние пироды в зимний период, а именно: оттенки синего,белый, местами коричневый или чёрный, бирюзовый цвета.
Также присутствуют городские пейзажи с элементами архитектуры прежних эпох, или наоборот с урбанистичными зданиями, отражающими ритм города. В последнем используются яркие цвета, передающие движение современности: жёлтый и оранжевый в сочетании с чёрным, который оттеняет их, делая композицию более контрастной и напряженной. В первом же используются более приглушённые, спокойные цвета, которые, наоборот, показывают прошествие времени, но не смотря на меньшую насыщенность цветов, работа не выглядит блёклой.
Есть пейзажи с тщательно стилизованными растениями, полями, холмами, деревьями, небом или домиками сказочных существ. Тут преоблодают синий, фиолетовый – цвета загадочности, зелёный – цвет природы. Кое-где есть золотой, жёлтый и оранжевые цвета, придающие сочности и яркости композиции.
Летнее солнцестояние — это языческий праздник наших предков, начало астрономического лета, самый долгий световой день и самая короткая ночь в году.
День летнего солнцестояния празднуют в разных странах и культурах; а у нас на Руси, по старославянским традициям в день летнего солнцестояния всегда праздновался Купала. Праздновался он 7 июля по языческим традициям с кострами, венками и поиском папоротника.
Дата празднования Купалы не случайна. Она строго связана с астрономическим событием, как и многие другие славянские праздники, что может свидетельствовать о продвинутых познаниях наших предков в вопросах астрономии.
Траектория движения нашей планеты вокруг Солнца (Ярилы) представляет не идеальный круг. Расстояние между Солнцем и Землёй меняется — от минимально близкого до максимально удалённого, и так это повторяется из года в год. В день летнего солнцестояния — Земля занимает самое удалённое положение от Солнца, а в нашем полушарии в это время бывает самый длинный день и самая короткая ночь в году — торжество добрых сил Света над злыми силами Тьмы.
Наши предки в ночь на Купалу не ложились спать. Купалинская ночь — считалась самым магическим временем, когда силы огня, воды, земли, растений достигает наивысшей силы, а вода в реках и озёрах приобретает живительные и очищающие свойства. Бог Купала (Купало) — Бог, который, по поверьям, даёт человеку возможность сотворить омовения и проводит обряды очищения Тела, Души и Духа от разных болезней. Купало — Бог, наставляющий на радостную и счастливую жизнь.
Лист №2. «Законы композиции».
На втором листе представлены законы композиции, которые используются в создании любой художественной работы.
Композиция — важнейший организующий момент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и целому.
Сочетание отдельных частей, сложение элементов в определенном порядке, их взаимосвязь, переходящую в гармонию целого, мы наблюдаем в растительном и животном мире. Например, каждое растение состоит из частей, вместе они образуют форму, которая представляет собой некое гармоничное целое.
В природе наиболее характерными и часто встречающимися композиционными закономерностями являются целостность, симметрия и ритм.
В искусстве же композиция объединяет моменты построения художественной формы (реальное или иллюзорное формирование пространства и объема, симметрия и асимметрия, масштаб, ритм и пропорции, нюанс и контраст, перспектива, группировка, цветовое решение и т.д.).
Рассмотрим некоторые законы на примерах абстрактной композиции:
Статика — происходит от греческого слова statos — «стоящий». В изобразительном искусстве — качество покоя, зрительного равновесия предметов относительно друг друга (ил. 14).
Динамика — это расположение предметов по диагональным осям или свободно на плоскости картины. В них ярче подчёркивается ощущение движения, более разнообразное расположение предметов, присутствует смелое нарушение симметрии (ил. 15).
Контраст — это, различие между участками изображения во всевозможных их характеристиках. Он придает композиции выразительность, с его помощью легко выделить главные элементы.
Тон в искусстве — это сила света, действующая на предметы. Тон может быть светлым или тёмным. Каждый цвет имеет свой тон. Цвет мы обычно легко можем назвать и запомнить, с тоном гораздо сложнее. Он зависит от изменчивого света, формы предмета и не может быть определен так же точно, как и цвет.
Контраст нюансов — взаимодействие в композиции нескольких предметов схожих по какому-то признаку (ил. 16).
Тональный контраст — представляет собой разницу соотношений предметов от наиболее светлого к наиболее тёмному (ил. 17).
Принцип доминанты — основной принцип композиции. Доминантой называется главный объект композиции. От него выстраиваются отношения между контрастами. Доминантными можно сделать любые объекты или части композиции (ил. 18, 19).
Равновесие — это состояние композиции, при котором все элементы сбалансированы между собой. Оно зависит от распределения композиционных масс относительно ее центра. Равновесие объемов или частей зрительно вызывает чувство покоя, уверенности и устойчивости. Человеческий глаз отдыхает при восприятии уравновешенности. Композиционно равновесие достигается прежде всего формой деталей, цветом, тоном и пластикой (ил. 20).
Ритм — это повторение одного или нескольких элементов через определенные интервалы (ил. 21).