Виды познания: обыденное, научное, практическое, художественное

Познание- творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире. Познание является сущностной характеристикой бытия культуры и в зависимости от своего функционального предназначения, характера знания и соответствующих средств и методов может осуществляться в следующих формах: обыденное, мифологическое, религиозное, художественное, философское и научное.

Познание начинается с чувственного (ощущения, восприятие, представление), затем логическое (понятие, суждение, умозаключение). Суждения имеют общую форму и не зависят от языка. Умозаключения ведут к получению нового знания. При индукции требуется проверка, т. к. индукция не полна. При дедукции требуется проверка исходного постулата.

Научное познание формируется на основе обыденного.

Особенности научного познания:

1. Основная задача научного познания – обнаружение объективных законов действительности – природных, социальных (общественных) законов самого познания, мышления и др. Это основной признак науки, главная ее особенность.

2. На основе знания законов функционирования и развития исследуемых объектовнаука осуществляет предвидение будущего с целью дальнейшего практического освоения действительности.

3. Непосредственная цель и высшая ценность научного познания – Объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами, но не без участия живого созерцания и внерациональных средств.

4.Существенным признаком познания является его системность. Без системы это не наука.

5. ДЛЯ науки характерна постоянная методологическая рефлексия. Это означает, что в ней изучение объектов, выявление их специфики, свойств и связей всегда сопровождается — в той или иной мере – осознанием методов и приемов, посредством которых исследуются данные объекты.

6. Научному познанию присуща строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Знание для науки есть доказательное знание. Знание должно быть подтверждено фактами.

7. Научное познание есть сложный, противоречивый процесс производства и воспроизводства новых знаний, образующих целостную и развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, – закрепленных в языке Процесс непрерывного самообновления наукой своего концептуального и методологического арсенала - важный показатель (критерий) научности.

8. Знание, претендующее на статус научного, должно допускать принципиальную возможность эмпирической проверки. Процесс установления истинности научных утверждений путем наблюдений и экспериментов называется верификаций, а процесс установления их ложности – фальсификация. Важным условием при этом является направленность научной деятельности на критику своих же собственных результатов.

9. В процессе научного познания применяются такие специфические материальные средства, как приборы, инструменты, другое так называемое «научное оборудование», зачастую очень сложное и дорогостоящее (синхрофазотроны, радиотелескопы, ракетно-космическая техника и т.д.).

10. Специфическими характеристиками обладает субьект научной деятельности — отдельный исследователь, научное сообщество, «коллективный субъект». Занятие наукой требует особой подготовки познающего субъекта, в ходе которой он осваивает сложившийся запас знаний, средства и методы его получения, систему ценностных ориентации и целевых установок, специфичных для научного познания, этические принципы.

Обыденное познание существовало с самого зарождения человечества, доставлявшее элементарные сведения о природе и окружающей действительности. Основой был опыт повседневной жизни, имеющий, однако, несистематический характер. Является исходным пластом всякого познания. Обыденное знание: здравый смысл, и приметы, и назидания, и рецепты, и личный опыт, и традиции.

Его особенностью является то, оно используется человеком практически неосознанно и в своем применении, не требует предварительных систем доказательств.

Другая его особенность — принципиально бесписьменный характер. Ученый, оставаясь ученым, не перестает быть просто человеком.

Особую форму вненаучного знания представляет собой так называемая народная наука, которая в настоящее время стала делом отдельных групп или отдельных субъектов: знахарей, целителей, экстрасенсов, а ранее шаманов, жрецов, старейшин рода. Народная наука существует и транслируется в бесписьменной форме от наставника к ученику. Можно выделить конденсат народной науки в виде заветов, примет, наставлений, ритуалов и пр.

Художественное познание обладает определенной спецификой, суть которой— в целостном, а не расчлененном отображении мира и особенно человека в мире. Художественное произведение строится на образе, а не на понятии: здесь мысль облекается в «живые лица» и воспринимается в виде зримых событий.

Искусству дано ухватить и выразить такие явления, которые невозможно выразить и понять никакими другими способами. Поэтому чем лучше, совершеннее художественное произведение, тем более невозможным становится его рациональный пересказ. Рациональное переложение картины, стихотворения, книги есть лишь некая проекция или срез этих вещей.

С точки зрения гносеологии интуитивизма критерий истины, прямо основанный на самоубедительности, указывает на высокое положение художественного познания в иерархии типов знания. Другой отличительный момент художественного познания — требование оригинальности, неизбежно присущее творчеству. Оригинальность художественного произведения обусловлена фактической уникальностью, неповторимостью как его субъекта, так и объекта. В этом корни противоположности художественного метода научному.

В искусстве допускается художественный вымысел, привнесение от самого художника того, чего именно в таком виде нет, не было и, возможно, не будет в действительности. Мир, творимый воображением, не повторяет действительного мира. Художественное произведение имеет дело с условностью: мир искусства — всегда результат отбора.

Практическое познание испытывает наибольшее по сравнению с любым другим видом интеллекта влияние смежных областей человеческого духа - эмоциональной, волевой, коммуникативной, образуя динамический комплекс. Практику необходимо ценить знание и знать ценности: сущее (истина) проверяется у него должным (оценкой). Его деятельность, как правило, сопровождается личным соперничеством, даже противоборством людей, их воль, характеров, чувств и настроений, мотивов и интересов. В этих условиях от качества знания и способностей к его оперативной обработке и применению зависят решения и поступки, жизненно важные для человека.

Практическое познание осуществляется не ради самого знания, а для эффективного воздействия субъекта на объект. Потому проверка результатов практического познания совпадает с их использованием работающим человеком.

В составе практики познавательные приемы и операции, как правило, подчинены внешним поступкам, предметным действиям. В науке, в частности экспериментальной, наоборот, манипуляции ученого с вещами, приборами должны подкрепить или опровергать некую идею. О практическом же мышлении, а тем более наглядном восприятии предмета труда можно сказать, что они осуществляются исключительно ради действия и очень часто самими действиями.

Вместе с тем, наряду с проверенными, надежными знаниями практики вынуждены использовать знание вероятностное, неточное, которому наука не слишком расположена верить. Преодолевая дефицит информации, практическое познание вынуждено сообразовывать ее всякий раз заново с теми изменениями, которые происходят в жизни. Держа в уме очередную цель своей умственной и физической работы, практик предпочитает обдумывать ее поэтапно, дабы не переусложнить схему вариантов своего действия. Практическое познание оперативно и ситуативно, ибо связано прежде всего с временным ограничением большинства стадий материального производства, цикличностью социальной жизни в целом.

При этом следует еще раз подчеркнуть, что практическое познание составляет руководящую подсистему всей практической деятельности человека, оно не отрицает науку и виды вненаучного познания, а дополняет и продолжает их познавательные усилия, представляя собой синтез научных и вненаучных, чувственных и логических, рациональных и иррациональных форм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: