Возможно ли выживание человечества, духовный мир которого полностью исчерпывается мифологическими и религиозными представлениями? Полагаю, что ответ может быть только отрицательный. Организация труда и быта первобытного человека по форме регламентировалась мифологией и религией, а по существу определялась
обыденным сознанием. Предпосылки обыденного сознания (и индивидуального, и общественного) коренятся в многообразных формах деятельности людей, которая регламентируется обычаями, обрядами, праздниками и ритуалами, коллективными действами (игра, танец и т. п.), нравственными и иными предписаниями и запретами. Они служат средствами приобщения людей к коллективному социальному и культурному опыту, регулируют отношения людей к природе и друг к другу, выступают в роли предпосылочного знания, на основе которого получают новое знание. Различают индивидуальное и общественное обыденное сознание. Общественное (групповое, семейное, этническое и т. п.) обыденное сознание предшествует индивидуальному, делает вообще возможным сознание индивида. Это то, что определяется И. Кантом как a priori, т. е. познание, возникающее из предшествующего опыта, полученного многими поколениями людей, и откристаллизовавшегося в культуре данного этноса. Однако индивидуальное сознание несводимо к общественному, поскольку оно связано с эмоциональным переживанием и осмыслением неповторимого жизненного опыта личности. Человек узнает о мире не столько в процессе его научного исследования, сколько при его жизненно-практическом освоении. Универсальность такого освоения, его значимость для индивида и в конечном счете для общества трудно переоценить.
|
|
Обыденное познание — это стихийно складывающийся образ мира, порожденный эмпирическими условиями жизни людей и выражающий их потребности и нужды. Это житейское познание, складывающееся под влиянием различных форм деятельности: производительной, эстетической, политической и т. д. Его результатом является особый вид живого практического знания, которое формируется в процессе повседневной жизнедеятельности и общения людей. Обыденное знание формируется как некое слагаемое коллективного опыта, накапливаемого поколениями людей в процессе их деятельности. Оно не обладает признаком системности и в качестве средства познавательной деятельности использует естественный язык и применяемые в производстве орудия труда. Важнейшим способом обобщения повседневного чувственного опыта является здравый смысл, а средством его фиксации — естественный язык (в отличие от искусственного языка науки). Обыденное знание характеризует и то, что в сознании людей мир предстает как нечто тождественное их чувственному опыту, что внешний мир таков, каким мы его воспринимаем. Это стихийно складывающееся и закрепляющееся в обыденном опыте представление определяется в философии как «наивный реализм». Поэтому в отличие от научного познания обыденное познание не в состоянии объяснить причины расхождений иллюзии и реальности.
|
|
Обыденное знание неоднородно: оно включает в себя опыт и рекомендации к трудовой деятельности, организации быта, медицинские познания, фольклор и т. д. Объектом обыденного познания является повседневность. Это целостный социокультурный жизненный мир,
предстающий в функционировании общества как «естественное», самоочевидное условие человеческой жизнедеятельности. Повседневность рассматривается как онтология, как граничное условие человеческой деятельности, а исследование повседневности подразумевает подход к миру человека и самой его жизни как ценности. Это значимая тема в культуре XX века.
Обыденное сознание неоднородно не только по содержанию, но и по значимости. Исследователи отмечают консервативность, присущую всем аспектам обыденного сознания, отторгающего новое и необычное (в особенности рекомендации в быту). Присущая повседневной жизни рутинизация деятельности особенно наглядно проявляется в обыденном сознании, сохраняющем свои знания, а также особые приемы и методы деятельности тысячелетиями. Но это — лишь одна сторона обыденного сознания. Другая ее сторона — ценность накопленных знаний, которые поддерживало и сохраняло человечество веками и тысячелетиями. Достаточно только сослаться на опыт индийских врачевателей, которые за тысячу лет до европейской медицины делали прививки против оспы! Будучи связано со многими видами профессиональной деятельности, обыденное сознание концентрировало знания, значимость которых невозможно переоценить. Можно с полным основанием утверждать: без обыденного знания наука была бы невозможна.