Симфония №5 (Symphony No. 5 (c-moll), Op. 67, 1808 год)

Одно из самых знаменитых и популярных произведений классической музыки и одна из наиболее часто исполняемых симфоний. Впервые исполненная в 1808 году в Вене, симфония вскоре приобрела репутацию выдающегося произведения. Э. Т. А. Гофман назвал симфонию «одним из самых значительных произведений эпохи». Сам Бетховен говорил о главном мотиве первой части симфонии:

«Так судьба стучится в дверь».

Симфония, и особенно начинающий её мотив (известный также как «мотив судьбы», «тема судьбы»), стали настолько широко известны, что их элементы проникли во множество произведений, от классических до популярной культуры разных жанров, в кино, телевидение и т. д. Она стала одним из символов классической музыки.

Пятая симфония, в частности, известна тем, что подготовительный период её создания был долог. Первые наброски симфонии датируются 1804 годом, сразу после окончания работы автора над Третьей симфонией. Однако Бетховен неоднократно прерывал свою работу над Пятой для подготовки других сочинений, включая первый вариант оперы «Фиделио», Сонату № 23 («Аппассионата»), три струнных квартета, скрипичный и фортепианный концерты и Четвёртую симфонию. Окончательная доработка Пятой симфонии проводилась в 1807—1808 параллельно с Шестой симфонией, а премьера обеих состоялась на одном и том же концерте.

В это время Бетховену было 35—38 лет, его жизнь осложнялась прогрессирующей глухотой. В окружающем мире это время было отмечено наполеоновскими войнами, политическим беспорядком в Австрии и оккупацией Вены наполеоновскими войсками в 1805 году.

Содержание произведения:
1. Allegro con brio (картина упорной, бескомпромиссной борьбы, тема судьбы, полной тревоги и беспокойства)

2. Andante con moto (временное прекращение борьбы, «проскальзывание» главной темы в некоторых моментах)

3. Scherzo. Allegro (вновь возникновение борьбы из первой части)

4. Allegro (безпрерывное торжество победы)


Симфония №6 «Пасторальная» (Symphony No. 6 (F-dur), Op. 68, «Pastoral», 1808 год)

Высокая философская идиллия, подсказанная мыслью о гармонии человека и природы. Заглавия, данные Бетховеном частям симфонии, делают её одним из первых образцов программного симфонизма. Вместе с тем Бетховен всячески подчёркивал главенство выразительности музыки. Вот его авторская аннотация к Шестой симфонии:

 

«Слушателю предоставляется самому определить ситуации. Sinfonia caracteristica, или Воспоминание о сельской жизни. Всякая изобразительность проигрывает, если к ней чрезмерно прибегают в инструментальной музыке. – Sinfonia pastorella. Тот, кто имеет понятие о сельской жизни, может и без многих заголовков представить себе, что хотел автор. Целое является больше выражением чувств, чем изображением, оно будет распознано и без описаний».

Содержание произведения:

1. «Пробуждение радостных чувств от прибытия в деревню» (Angenehme, heitere Empfindungen, welche bei der Ankunft). Allegro ma non troppo
2. «Сцена у ручья» (Szene am Bach). Andante molto mosso
3. «Веселое сборище крестьян» (Lustiges Zusammensein der Landleute). Allegro
4. «Гроза. Буря» (Donner. Sturm). Allegro
5. «Пастушья песнь» (Hirtengesang. Wohltatige, mit Dank and die Goltheit verbundene Gefuhle nach dem Sturm). Allegretto


Симфония №9 (Symphony No. 9 (d-moll), Op. 125, 1824 год)

Последняя симфония Людвига ван Бетховена (1824). Она включает в себя часть Ode an die Freude («Оды к радости»), поэмы Фридриха Шиллера, текст которой исполняется солистами и хором в последней части. Это первый образец, когда крупнейший композитор использовал в симфонии человеческий голос в одном ряду с инструментами.

Четвёртая часть симфонии — «Ода к радости» — используется как Гимн Евросоюза (аранжировка Герберта фон Караяна).

Впервые симфония была опубликована с названием, звучащем на немецком языке как Sinfonie mit Schlusschor über Schillers Ode «An die Freude» für großes Orchester, 4 Solo und 4 Chorstimmen componiert und seiner Majestät dem König von Preußen Friedrich Wilhelm III in tiefster Ehrfurcht zugeeignet von Ludwig van Beethoven, 125tes Werk; однако, её более общее, официальное название это Симфония No. 9 в D minor, Op. 125. Также симфонию называют «Хоральной».

Данная симфония является одним из наиболее известных произведений классической музыки и считается выдающимся шедевром Бетховена, который создал его, будучи совершенно глухим. Произведение играет заметную роль и в современном обществе.

Бетховен начал работу над произведением в 1822 году, закончил он через два года. Однако тема второй части была написана ещё в 1815 году. Премьера симфонии состоялась вскоре после её завершения в Вене.

Содержание произведения:

1. Allegro ma non troppo, un poco maestoso (d-moll, картина сотворения мира)

2. Molto vivace (d-moll, образ жизни, как счастливое бытие в раю)

3. Adagio molto e cantabile (B-dur, глубокая, задумчивая музыка)

4. Presto (d-moll - D-dur, проявление призрака вступления первой части, фанфары рока, а затем возникновение Радости)


3. Количество частей в симфониях Бетховена:


Симфония №3 «Героическая» (Symphony No. 3 (Es-dur), Op. 55, «Eroica», 1804 год)

I часть. Allegro con brio
II часть. Marcia funebre (Adagio assai)
III часть. Scherzo (Allegro vivace) & Trio
IV часть. Финал

 

Симфония №5 (Symphony No. 5 (c-moll), Op. 67, 1808 год)

I часть. Allegro con brio
II часть. Andante con moto — Piu mosso — Tempo I
III часть. Allegro
IV часть. Allegro — Presto


Симфония №6 «Пасторальная» (Symphony No. 6 (F-dur), Op. 68, «Pastoral», 1808 год)

I часть. Allegro ma non troppo
II часть. Andante molto mosso
III часть. Allegro
IV часть. Allegro
V часть. Allegretto


Симфония №9 (Symphony No. 9 (d-moll), Op. 125, 1824 год)

I часть. Allegro ma non troppo, un poco maestoso
II часть. Molto vivace — Presto
III часть. Adagio molto e cantabile — Andante moderato
IV часть. Presto


4. В форме сонатного allegro написаны: 1-я часть симфонии № 3; 1-я и 4-я части симфонии № 5; 1-я и 2-я части симфонии № 6; 1-я часть симфонии № 9.

 

5. Сонаты 8,14,17,21,23.

8-ая "Патетическая" соната была написана в 1798-1799 годах в Вене.

В сонате три части:

1. Grave — Allegro di molto e con brio

2. Adagio cantabile

3. Rondo, allegro

В первой части темой является диалог между Судьбой и Человеком, в душе последнего идёт напряжённая борьба - борются слабость и воля к победе над своей Судьбой.

Во второй части - Природа и Человек. Природа и Человек сливаются воедино, в душе человека крепнут героические чувства.

В третьей части - эмоции поэтической печали, журчание воды, народный танец, сцена грозы с громом и сверкающими молниями. Жизнь многообразна, решение принято: Человеку нужно быть сильным, волевым и бороться со своей Судьбой.


























Ая «Лунная» соната

Первая часть (Adagio sostenuto, cis-moll) написана в особой форме. Двухчастность усложняется тут внесением развитых элементов разработки и обширной подготовкой репризы. Все это отчасти приближает форму данного Adagio к сонатной форме.

Во второй части Adagio круг образов тот же, но ступень развития иная. E-dur теперь удерживается дольше (тт. 46—48), и появление в нем характерной пунктированной фигурки темы как будто сулит светлую надежду.

Финал (Presto agitato, cis-moll) издавна вызывал удивление неудержимой энергией своих эмоций. Ленц сравнивал его «с потоком горящей лавы», Улыбышев назвал «шедевром пылкой выразительности».

Финал чрезвычайно сильно завершает «лунную» сонату, давая не снижение (как даже в «патетической» сонате), а большой рост напряжённости и драматизма.

Образный смысл финала «лунной» сонаты в грандиозной схватке эмоции и воли, в великом гневе души, которой не удаётся овладеть своими страстями. Не осталось и следа от восторженно-тревожной мечтательности первой части и обманчивых иллюзий второй. Но страсть и страдание впились в душу с никогда неизведанной дотоле силой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: