Начальное творчество Донателло

Детская школа искусств  Красносельского района

Проектная работа

ТЕМА: "Донателло и скульптура ренессанса. "

 

Автор: Афонин Арсений

 81 группа

Руководитель:

Королькова Янина Владимировна

Учебный год

Содержание:

· Введение

· Расцвет творчества

· Падуанский период

· Поздние работы

· Заключение

Цели:

 Выяснить, как скульптор стал «отцом» Ренессанса в скульптуре и архитектуре, действительно ли дал мощнейший толчок развитию художественной культуры,и как это происходило.

Задачи:

 Показать, как его творчество поражает разнообразием новых начинаний,

Насколько его творения грациозны и почему восхищают людей.

 

 

 

«О Донателло современники с почтением говорили

 как о таинственном алхимике,

заново открывшем секрет физической красоты.»

Введение

Донато ди Никколо ди Бетто Барди вошел в историю искусств под именем Донателло (1386-1466). Вместе с Джованни Пизано и Микеланджело он являлся величайшим итальянским скульптором ренессансной поры, чей долгий творческий путь составил целую эпоху в истории европейской пластики. Донателло принадлежит к числу самых смелых реформаторов итальянского искусства. Ни один другой скульптор его поколения не соприкоснулся так тесно с духовным миром флорентийского "гражданского гуманизма", не воспринял столь глубоко его новых художественных идей. Недаром творчество Донателло высоко ценилось в гуманистических кругах, а дружеские отношения связывали его не только с Филиппо Брунеллески, но и с такими видными гуманистами, как Поджо Браччолини и Никколо Никколи.

 

В то же время творчество Донателло представляет одно из самых сложных явлений в художественной жизни Италии 15 века и не укладывается в рамки одной тенденции. Новаторская универсальность этого гения поразительна. Донателло свойственны огромная творческая смелость и неустанные поиски нового, постоянно побуждающие его выходить за пределы уже найденных решений, ему равно доступны трагический пафос и бурная радость, возвышенная красота и беспощадная верность натуре. Он мог находить близкие его творческому воображению черты и в античности, и в пластике Джованни Пизано.

 

Образам Донателло присуще героическое начало и драматическое напряжение, находящее выражение то в волевой собранности Cв. Георгия, то в ликовании Амура-Атиса, то в грозной отчужденности Мадонны падуанского алтаря.

 

О личности скульптора Донателло сохранилось мало сведений. Известно, что о себе Донателло был мнения высокого, не унижался перед властителями церковными или светскими. Патриарху, главе католической церкви в Венеции, скульптор заявил: "Я патриарх в своем искусстве, как вы в вашем".

Огромная слава и богатство не изменила его простого образа жизни. По свидетельству Веспасиано да Бистиччи, подаренный ему Козимо Медичи великолепный красный плащ он не носил даже в праздничные дни чтобы не "казаться неженкой".

Вазари писал, что "он был человеком чрезвычайно щедрым, любезным и лучше относился к друзьям, чем к самому себе", а деньги хранил в корзине, повешенной у дверей мастерской, оттуда приятели и ученики брали сколько им было нужно. Маттео дельи Органи, друг Донателло писал в 1434 г, что он был "человеком, который довольствовался любой скромной пищей и вообще был неприхотлив".

Его личность вызывала уважение флорентийцев, о чем красноречиво свидетельствует сюжет уличного представления, в котором к Донателло прибывал посланец с приглашением ко двору самого "царя Ниневии", для выполнения важных заказов, на что Донателло ответил отказом, так как должен был окончить статую для флорентийского рынка и ничем другим заняться не мог. Сохранилось свидетельство Лудовико Гонзага, безуспешно пытавшегося уговорить переехать мастера в Мантую: "У него так устроены мозги, что если он не захочет приехать, то надо оставить всякие надежды".

 

 

Характер у Донателло был не простой, он часто затягивал завершение заказов, нередко отказывался от выполнения своих обязательств, когда они были ему не по душе, не придавал большого значения общественному положению заказчика.

Юному Донато пришлось рано начинать зарабатывать на жизнь, так как его отец рано умер. Предположительно, сначала Донателло учился в ювелирной мастерской, а также в мастерской живописца и скульптора Биччи ди Лоренцо, пользуясь покровительством богатого флорентийского банкира Мартелли.

Впервые имя Донателло упоминается в документах в 1401 году - в это время он работал ювелиром в Пистойе, городе неподалеку от Флоренции.

В 1403-1407 Донателло работал и учился в самой большой бронзолитейной и ювелирной флорентийской мастерской Лоренцо Гиберти (1378-1455), принимая участие в выполнении вторых дверей баптистерия Собора. В числе его подмастерий Донато упоминается в документах в 1404 и 1407 годах.

В 1407 г. Донателло покинул Гиберти и начал работу в мастерских, ведущих работы над украшением флорентийского собора.25 ноября 1406 года имя Донателло упоминается в документах, связанных со строительством собора Санта-Мария дель Фьоре.

Тогда он сблизился с Филиппо Брунеллески (1377-1446), с которым его связывала многие годы близкая дружба. Вдвоем они побывали в Риме, изучая античные памятники, эта поездка стала переломным этапом в творчестве двух молодых мастеров.

Дружеские отношения связывали Донателло и с скульптором Нанни ди Банко, который, возможно, первым обучил его работе в камне, чем он не мог овладеть в мастерской Гиберти, любимым материалом которого была бронза.

Спустя несколько лет после ухода из мастерской Гиберти, Донателло кардинально изменил свой художественный метод, отринув готические традиции своего учителя, став родоначальником нового типа скульптуры.

В XV в. итальянская скульптура переживала расцвет. Она приобрела самостоятельное, независимое от архитектуры значение, в ней появились новые жанры.

 

Не только градоправители, но и богатые купеческие и ремесленные гильдии все больше стали нанимать мастеров для работы над различными проектами, проводя художественные конкурсы. Исходным пунктом истории скульптуры раннего Возрождения традиционно считается конкурс 1401 года на вторые (северные) двери флорентийского баптистерия, по композиции аналогичные дверям Андреа Пизано.

Тот факт, что наибольшее общественное признание получили конкурсные рельефы двух самых молодых, еще почти безвестных участников этого соревнования - Филиппо Брунеллески и Лоренцо Гиберти, сам по себе символичен, ибо оба рельефа, выполненные на заданную тему "Жертвоприношение Авраама", выходят за пределы тречентистских традиций. При всем различии найденных Гиберти и Брунеллески решений их объединяет несомненный интерес к античности и к новым веяниям в пластике.

Победил на конкурсе блестящий рисовальщик Гиберти. Окончательный исход конкурса, по-видимому, решили гармоническая слаженность композиции и более высокое мастерство отливки у 23-летнего Лоренцо Гиберти.

Скульптор и строитель, вместе с Брунеллески возводивший купол собора, в молодости пробовавший силы как живописец и ювелир, первый историк итальянского искусства, Гиберти был одной из ведущих фигур начального периода раннего Возрождения. Один из самых образованных людей своего времени, первый историк итальянского искусства, Гиберти, в творчестве которого главным были равновесие и гармония всех элементов изображения, посвятил жизнь одному виду скульптуры - рельефу. Его искания достигли вершины в изготовлении восточных дверей флорентийского баптистерия (1425-1452 гг.), которые Микеланджело назвал "Вратами рая".

 

Составляющие их десять квадратных композиций из позолоченной бронзы передают глубину пространства, в которой сливаются фигуры, природа, архитектура. Они напоминают выразительностью живописные картины.

Гиберти принадлежал к мастерам, испытавшим явное воздействие того направления в поздней готике, которое нередко называют "мягким стилем". Но утонченная стилистика поздней готики преломлена у Гиберти через возвышенную гармонию, увиденную в античных памятниках.

 

И если предшественники Гиберти, украшавшие в 90-х годах 14 века Порта делла Мандорла флорентийского собора, еще не шли дальше повторения античных мотивов, то прекрасный обнаженный Исаак в конкурсном рельефе вторых дверей флорентийского баптистерия Гиберти - это поразительное для начала 15 века открытие сквозь призму античности живой красоты человеческого тела. В еще большей мере поражают тем же качеством рельефы третьих дверей баптистерия. В некоторых из них ("Изгнание торгующих из храма", "Бичевание" и др.) как бы сливаются воедино благородство античной пластики и стилизация готики.

Мастерская Гиберти стала настоящей школой для целого поколения художников. В его мастерской работал и учился молодой Донателло, в будущем великий реформатор итальянской скульптуры, а также известные художники, как Микелоццо, Чуффаньи и Мазолино, Уччелло и Беноццо Гоццоли.

Альберти считал, что Донателло не уступал в гениальности знаменитейшим художникам древности.

О его творческом методе мало известно, не сохранилось ни одного его рисунка, ни одной модели, хотя в коллекции Вазари было несколько его рисунков.

По свидетельству Помпонио Гаурико, Донателло учил, что основою скульптуры служит рисунок, и использовал рисунок в процессе компоновки статуй и рельефов, затем изготавливал небольшую модель из глины или воска, которые переделывал несколько раз, по воспоминаниям Паоло Джовио.

Донателло делал статуи собственноручно, доверяя своим ученикам и помощникам, в основном, второстепенные детали. Хотя он сам был знатоком технологии бронзового литья, но свои бронзовые скульптуры и рельефы он обычно поручал отливать квалифицированным мастерам колокольных дел.

Затем Донателло производил отделку и полировку поверхности произведения - без излишней тщательности, заглаженности, оставляя их с своеобразной "незаконченностью", уходя от ювелирных традиций, учитывая расстояние, с которого их будут посматривать. В отличие от классического направления флорентийской пластики, в котором работали многие его современники, в частности, Микелоццо и Луки делла Роббиа творения Донателло выполнены с реалистичностью и живостью, с большей свободой и смелостью.

Новаторство творческого метода Донателло ярко проявилось в рельефах, в которых он добивается тончайшей светотени и нужной игры бликов, свободно варьируя глубиной поверхности.

Великий Микеланджело многое перенял у Донателло, его тягу к реалистичности изваяний, их внутренней красоте и монументальности, оживлявшую мертвый камень "незаконченность".

 

Начальное творчество Донателло.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: