Специальный и общий менеджмент

Билет 1

Сущность менеджмента.

Управление процессами и людьми

Управление - элемент и одновременно функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических и др.), обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы и цели деятельности.

Кибернетика -наукой об общих принципах управления сложными системами в природе, технике и обществе. Специальные аспекты управления в технических системах изучаются соответствующими отраслями технических наук.

Примеры:

.Теория управления летательными аппаратами

.Физиологи(изучаетрефлексы и другие сходные механизмы, использующиеся в управлении животными)

Менежмент - управление организацией.

Управление можно определить путем перечисления его осно-вых функций, к которым относятся: целеполагание, анализ, прогнозирование, планирование, организация, координация, мотивация, обучение, учет и контроль, коммуникация, приня-тие решений

Организация – группа людей, координирующих свои действия для выработки и достижения общей цели.

Управление в социально-экономических системах изучается в рамках теории управления социально-экономическими процессами. Есть специальные теории управления, изучающие отдельные аспекты или специфические объекты.

Примеры:

Теория государственного регулирования экономики

Региональный менеджмент

Муниципальный менеджмент

Менеджмент как наука

Наука управления создает, систематизирует и распространяет знания о том, как осуществлять управленческую деятельность. Это пограничная наука; она сочетает в себе элементы экономики, социологии, психологии, кибернетики, информатики. Предмет науки управления составляют управленческие отношения, в которых проявляются одновременно экономические, социальные и политические отношения и интересы, находящие выражение в воздействии на общество или на его отдельные элементы с целью их упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития. Предметом науки управления являются также технологии и методы управления и тенденции развития практики управления.

Объект и субъект менеджмента Объектами управления могут быть отрасли (промышленность, сельское хозяйство, транспорт), территориальные общ-ности людей (область, район, город), отдельные стадии воспроизводства (производство, снабжение, сбыт, НИОКР), аспекты экономической деятельности (качество продукции, взаимодействие с потребителем, маркетинг), виды ресурсов (финансовые, человеческие и др.), а также характеристики производства (эффективность, отношение к работе, качество жизни, уровень занятости).
Субъектами управления могут выступать директор, менеджер, совет директоров, мэр города, городская дума, начальник отдела, группа качества, городская торгово-промышленная палата, а также любые другие люди или группы людей, осуществляю-щие управленческое воздействие на о6ъект управления.


Реакция человека на управляющее воздействие

Человек и организация в целом реагируют на управляющее воздействие не пассивно, а с учетом предварительных оценок и самостоятельного анализа последствий собственной реакции. Человек обладает волей и сознанием и реагирует на любое управляющее воздействие с учетом собственных представлений и интересов. Человек может принять управляющие команды, следовать им, а может и не принять. Как человек воспринимает управленческие воздействия, как реагирует на них - от этого зависит эффективность работы всей системы в целом. Таким образом, управление человеком неотделимо от управления организацией, отраслью, городом, регионом, страной.



Билет 2

Управление и менеджмент

На что ориентирован менеджмент и на что может быть ориентировано управление

Слово "менеджмент" обычно употребляется по отношению к людям, коллективам и организациям: менеджмент организации означает управление этой организацией. Менеджмент можно рассматривать как в формальных (законодательно закрепленных), так и в неформальных организациях. Чаще менеджмент рассматривают по отношению к формальным организациям, к которым относятся, например:
общество с ограниченной ответственностью "Иванов и сыновья";
компания "Газпром";
Министерство обороны;
отдел народного образования городской администрации;
патриархия Русской православной церкви;
Российская академия государственной службы;
ЮНЕСКО;
парламент Великобритании.

Все это - организации, и они управляются определенным образом. Общие закономерности, принципы и методы управления организациями составляют предмет науки общего менеджмента.

Перевод слова менеджмент

Словарь У.Коллинза

процесс управления (например: "Менеджмент в условиях неопределенности - очень сложное занятие");
группа людей, составляющих орган управления (например "Менеджмент данной компании в основном состоит из выпускников столичного университета").

Оксфордский словарь

административные навыки и умение особого рода;
искусство управления;

В русском языке

процесс управления людьми в организациях;
наука управления;
орган управления и люди, его составляющие













Специальный и общий менеджмент

Специальный менеджмент рассматривает управление объектами с учетом их специфики, например, менеджмент в сфере услуг, муниципальный менеджмент, финансовый менеджмент.
Специальный менеджмент может рассматривать также и управление специфическими процессами, ресурсами, уровнями или отдельные аспекты управления. Например, широко известны такие виды специального менеджмента, как стратегический менеджмент, инновационный менеджмент и др.
Объектом общего менеджмента являются люди в организациях и совокупность отношений между ними, возникающих в процессе управления этими организациями.
Объектом специального менеджмента являются особые отношения между людьми в организациях, отражающие специфику этих организаций. Кроме того, объектом специального менеджмента могут быть некоторые виды специальных процессов (например, финансовые потоки, изучаемые финансовым менеджментом, или инвестиционные процессы, изучаемые инвестиционным менеджментом).






Билет 3

Современные фирмы сильно отличаются от фирм прошлого, прежде всего новой структурой основного капитала. Сегодня не основные фонды и материальные запасы определяют этот капитал, а информация, знание, то, что называется интеллектуальным капиталом. В последнее время в мировой экономической литературе достаточно широко используется понятие "интеллектуальный капитал". Данный термин пока еще не устоялся, наряду с ним используются сходные термины: нематериальные активы, интеллектуальный потенциал, активы знаний и т.д. Интеллектуальный капитал - это знания, информация, опыт, организационные возможности, информационные каналы, которые можно использовать, чтобы создавать богатство. Интеллектуальный капитал - это знания, которые могут быть конвертированы в стоимость, другими словами, это сумма всего того, что знают и какими навыками обладают работники и что формирует конкурентоспособность организации.

Компании сегодняшнего дня сильно отличаются от компаний прошлого, прежде всего, новой структурой капитала. Сегодня не материальные запасы определяют этот капитал, не основные фонды, а информация, знания (интеллектуальный капитал). Основу деятельности традиционной компании составляет совокупность основных фондов, которые находятся в собственности владельцев компании. Эти владельцы несут ответственность за их сохранность и нанимают работников для приведения их в действие. Современная компания - это, прежде всего, интеллектуальный капитал, который не имеет материальной формы, и его определенная часть не принадлежит полностью капиталисту.

Инвестиционная компания "Скандия" стала одной из первых организаций, которая на практике применила концепцию интеллектуального капитала и предприняла попытку измерить отдельные его составляющие. Начиная с 1996 г., в своем годовом отчете она представляет собственный интеллектуальный капитал, который (по ее интерпретации) состоит из человеческого организационного и клиентского капитала (схема 27). При этом организационный и потребительский капитал в классификации "Скандия" объединяется в один вид, который носит название структурного капитала. Величина интеллектуального капитала в компании определяется как разница между рыночной оценкой стоимости компании и ее физическими активами.

Человеческий капитал - та часть интеллектуального капитала, которая имеет непосредственное отношение к человеку. Это знания, практические навыки, творческие и мыслительные способности людей, их моральные ценности, культура труда. Человеческий капитал важен при проведении инноваций и любого обновления.

Организационный капитал - та часть интеллектуального капитала, которая имеет отношение к организации в целом. Это процедуры, технологии, системы управления, техническое и программное обеспечение, оргструктура, патенты, культура организации. Организационный капитал - это организационные возможности фирмы ответить на требования рынка. Он отвечает за то, как человеческий капитал используется в организационных системах, преобразуя информацию. Организационный капитал в большей степени является собственностью компании и может быть относительно самостоятельным объектом купли-продажи.

Потребительский или клиентский капитал - это капитал, который складывается из связей и устойчивых отношений с клиентами и потребителями. Это отношения с потребителями, поставщиками, конкурентами, местными сообществами, бренды, торговые марки, имидж организации. Одна из главных целей формирования потребительского капитала - создание такой структуры, которая позволяет потребителю продуктивно общаться с персоналом компании.

 

Понятие человеческий капитал

Под человеческим капиталом обычно понимается запас знаний, навыков и мотиваций, который имеет каждый человек. Инвестициями в него могут быть образование, накопление профессионального опыта, личных связей, улучшение здоровья, мобильность, овладение массивами информации.

Эволюция от автократической модели менеджмента к экономической и творческой.

В конце XIX - начале XX в. наиболее распространенной моделью управления была автократическая модель: управление основывалось на власти хозяина или менеджера, авторитете руководителя, прямой директиве. Существовала сильная персональная зависимость каждого работника от своего непосредственного начальника, ценилась в первую очередь исполнительность, и вся эта система в целом основывалась на тейлоризме.

На смену автократической системе управления в середине XX в. пришла экономическая система, базирующаяся не столько на власти, сколько на экономическом принуждении, не на авторитете и директиве, а на материальном поощрении, не на персональной зависимости, а на мотивации. Она характеризуется не простой исполнительностью каждого работника, а инициативой наиболее активных работников. Эволюция от автократической модели к экономической проходила в первую очередь в фирмах, характеризующихся высокими результатами деятельности. К середине 60-х годов в практике менеджмента развитых стран сложилась обстановка, в которой ни автократическая, ни экономическая модели управления не могли привести фирму к успеху. Более того, применение любой из этих двух моделей управления, как правило, вело организацию или фирму к поражению в конкурентной борьбе. В 90-е годы эти модели управления в значительной мере отошли в прошлое. В обстановке конкурентной борьбы утвердилась новая модель управления. Она основана на творческом участии, на сочетании экономических и моральных стимулов, на коллективизме и приверженности своей работе, собственному коллективу и фирме в целом. Для этой модели управления характерно тотальное творчество (т. е. творчество каждого). Каждый работник участвует в деятельности организации, не только выполняя непосредственно круг своих обязанностей, но и постоянно участвует в поиске и разработке новых методов работы, новых видов услуг, новых социальных технологий. Другими словами, каждый участвует в деятельности организации, активно мобилизуя свой интеллект, подавая предложения по поводу улучшения методов работы, повышения качества услуг, развития организации или фирмы. Эта модель сложилась в конце XX в. в лидирующих фирмах развитых стран Запада и Востока.

 

Распространение концепций, методов и моделей управления, используемых в коммерческих организациях, на некоммерческие организации

Стратегическое управление и стратегическое планирование находят свое применение во все большем числе конкретных управленческих ситуаций. Бизнес-планирование по сути явилось воплощением идей и методов стратегического планирования, доведенных в некоторых случаях до нормативно закрепленных процедур. Все чаще в региональных, национальных и международных программах применяются идеи и подходы, отработанные в рамках теории стратегического планирования. Прежде всего, это относится к так называемому целевому управлению, которое подразумевает постановку четких и кратких целей, характеризующих необходимое конечное состояние управляемого объекта, иерархию целей, участие в процессе выработки целей всех, кто будет работать по их достижению, процедуру оценки эффективности и результативности. Основные приемы и методы стратегического управления, раскрывавшиеся еще недавно лишь в образовательных программах, становятся обычной технологией проработки коммерческих идей. Приемы стратегического планирования используются в маркетинге, рекламе, работе государственных учреждений. Еще одной тенденцией развития менеджмента сегодня стало распространение концепций, методов и моделей управления, доказавших свою эффективность в коммерческих организациях, на некоммерческие организации. Так, например, маркетинговые подходы к управлению распространяются на деятельность общественных организаций, на деятельность администраций городов и районов (так называемый региональный маркетинг). В деятельности многих некоммерческих организаций с успехом применяются элементы бизнес-планирования. Группы качества, первоначально возникшие на крупных промышленных предприятиях, проникают в деятельность правительственных учреждений. Разгосударствление делает возможным применение коммерческих методов управления в государственных учреждениях. Методы управления культурой организации, отрабатываемые в коммерческих фирмах, постоянно находят свое применение в некоммерческих организациях.

Новые объекты управления

Другим признаком производства сегодня становится изменение предмета труда у основной части персонала. В настоящее время сотрудники все больше работают с нематериальными объектами такими, как информация. Об этой закономерности современного мира в свое время упоминал еще П.Дракер. Он отметил появление в современных предприятиях нового вида работника – работника в сфере знаний, или интеллектуального работника. Одним из них стало знание, породив такое направление в менеджменте, как менеджмент знаний.

Последний представляет собой непрерывный процесс определения, применения и сообщения информации и знаний, которые вырабатываются, изменяются и используются людьми. Наряду с менеджментом знаний в современной практике управления выделяются в качестве относительно самостоятельных видов управление репутацией, брендом и имиджем организации, управление лояльностью покупателя и т.д.

Современная практика управления предприятием опирается на широкое понимание природы организации и ее границ. Оно включает материальные и ментальные ресурсы, корпоративную культуру, институты организации, ее историю, когнитивную систему, опыт других компаний.

Данные объекты становятся объектами менеджмента. Следовательно, одной из фундаментальных характеристик современного менеджмента становится расширение его объектов.

 

Специфика знаний и информации как ресурса изменяют методы управления

1) информация, как фактор производства, не уничтожается в процессе личного или производственного потребления, следовательно, она является неисчерпаемым и неограниченным ресурсом (хотя, безусловно, сам набор информационных ресурсов ограничен). За определённый период времени к источнику знаний и информации могут обратиться неограниченное количество потребителей неопределённое количество раз.

2) использование информации и знаний принципиально изменяет процесс обмена ресурсами: если один предприниматель решает продать другому предпринимателю станок за 300 тыс. руб., то после акта обмена первый предприниматель лишается станка, а второй – трёхсот тысяч рублей. Однако если предприниматели решают обменяться знаниями о наилучшей организации производства, то каждый из них приобретает новую порцию знаний, не уменьшая предыдущий набор своих знаний. Следовательно, в отличие от иных ресурсов, объёмы которых в процессе их обмена (использования) уменьшаются, обмен знаниями и информацией приводит к увеличению объёмов этих ресурсов;

3) знание, информация существуют независимо от пространства, т.е. они могут находиться одновременно в различных частях пространства, не препятствуя возможности их использования.

4) информация и знания неотчуждаемы от своего обладателя – приобретение кем-либо определённого набора знаний никоим образом не уменьшает возможности иных потребителей приобрести те же знания в том же объёме.

5) в то же время знания, информация резко обесцениваются во времени, при этом информационный продукт, в отличие от материального продукта, подвержен только одному виду износа — моральному износу;

6) производство дополнительной единицы товара (услуги) за счёт потребления ещё одной единицы интеллектуального ресурса может и не потребовать отказа от производства единиц других товаров за счёт использования единиц иных ресурсов. Неограниченность интеллектуальных ресурсов проявляется в том, что нельзя измерить издержки приобретения единицы интеллектуального ресурса с точки зрения издержек упущенной возможности, так как для вовлечения в производство неограниченного ресурса нет. Необходимости отвлекать его от альтернативного использования. В этих условиях применение кривой производственных возможностей для анализа распределения ресурсов и оценки издержек при производстве наукоёмкой продукции теряет смысл – на значительных участках она будет горизонтальна или вертикальна;

Билет 4

-конец XIX века – начало ХХ века – появление менеджмента.­ Практика менеджмента насчитывает тысячелетия.(т.к. любое древнее гос-во предполагало стройную систему управления). Становление теории менеджмента происходило постепенно: отдельные фрагменты можно найти в Библии,Коране, в трудах Конфуция. Теория изменялась вместе с практикой в ХХ веке: сначала была распространена автократическая модель управления (модель тейлоризма). Родоначальником «менеджмента» является америк. исследователь Ф.Тейлор(например, он писал это книге» управление предприятием»). Трудовой процесс был подвергнут жесткому контролю и регламентации. Система позволила увеличить производительность в несколько раз. Примерно в это же время и в том же ключе немец.социолог М.Вебер построил модель идеальной бюрократии, основанной на жестком разделении труда, высоком уровне профессионализма и компетентности.

В середине ХХ века пришла экономическая система (матер. поощрение, эконом.принуждение). В 90-хх гг. эти модели отошли в прошлое,т.к. не приводили компании к успеху, появилась новая модель,основанная на творческом участии, сочетании эконом. и моральных стимулах, коллективизме, каждый работник участвует в деятельности организации.(идустриал. страны Запада и Востока)

 

- школа научного менеджмента и классическая административная школа

Родоначальником явл. А.Файоль, который впервые представил в структурированной форме деятельность предприятия. Сформулировал 14 принципов управления: Разделение труда, Полномочия и ответственность, Дисциплина, Единоначалие, Единство направления, Подчиненность личных интересов общим, Вознаграждение персонала, централизация, скалярная цепь, порядок, справедливость, стабильность, инициатива, корпоративный дух.

а также 5 важный функций управления- предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать.

 

- 20-30-е гг. ХХ века школа человеческих отношений:

В ходе Хоторнских экспериментов Э.Мэйо выявили факторы, которые влияют на производительность труда рабочих: не только материальные, но и социальные- например, благоприятный климат в коллективе, общественное признание, забота со стороны руководства.

 

- 40-е гг. ХХ века иерархия потребностей А.Маслоу:

Америк.психолог предложил теорию мотивации на основе иерархии потребностей.

 

Суть: человек имеет множество потребностей, которые он стремится удовлетворить, это и является мотивом производственного поведения.

- теории Х и Y Д.Мак-Грегора, теория Z У.Оучи:


Билет 5

-.

- По типологии Фишера— Кларка различают три сектора экономики: первичный (primary), к которому относится деятельность, связанная с получением первичных ресурсов, ассоциируемых с факторами производства типа «земля» (сельское и лесное хозяйство, рыболовство, горнодобывающая промышленность); вторичный (secondary), к которому относятся отрасли обрабатывающей промышленности; третичный (tertiary), который охватывает сферу услуг, строительство и некоторые виды ремонтной деятельности (булочные, швейные ателье, ремонт обуви и т.д.). Подобное описание экономики соответствовало эпохе индустриальной цивилизации, порожденной промышленной революцией. С позиций современного общества технологические процессы той эпохи представляются еще недостаточно развитыми, различия между производством товаров и услуг весьма отчетливо выражены.

- 1. Доиндустриальное общество. В доиндустриальную эпоху господствовало натуральное сельскохозяйственное производство. Человек был включен в биологические циклы природы, был вынужден подстраиваться под них. Производство носило ограниченный, локальный характер.

- Отсутствие общественного разделения труда, замкнутость, самообеспеченность ресурсами, а также удовлетворение всех потребностей за счет собственных ресурсов составляют главные черты натуральной формы хозяйства. Технические изобретения и передовые производственные навыки распространялись крайне медленно, т.к. в условиях господства натурального хозяйства уровень производительности труда одного хозяйства не оказывал влияние на другое. Производители опирались на силу традиции, поэтому такую экономическую систему называют традиционной.

- 2. Индустриальное общество. Промышленная революция означала качественный скачок в развитии производительных сил, замену естественных производительных сил общественными в качестве ведущего и определяющего типа. В процессе перерастания мануфактурного производства в фабричное происходили глубокие изменения в содержании и характере труда. Индустриальный труд вытеснил аграрный, город потеснил деревню. Товарно-денежные отношения приобрели всеобщий характер.

- Углубляется разделение труда, развивается его специализация, кооперация и комбинирование. Тем самым создаются предпосылки для ослабления зависимости не только от внешней природы, но и от ограниченных биологических возможностей самого человека (его физической силы, скорости движения, слуха и т.д.). Все это предъявляет новые требования к формам организации бизнеса, рациональному использованию всех ресурсов, развитию научной организации труда, производства и управления.

- 3. Постиндустриальное общество. В ходе НТР наука превращается в непосредственную производительную силу, возникает постиндустриальная экономика. Центр тяжести переносится в непроизводственную сферу. В современной экономической системе лимитирующим фактором становятся информация и накопленные знания.

- НТР создает предпосылки для развития отношений свободной

- индивидуальности. Личность выступает как самоцель общечеловеческого развития, одновременно являясь орудием прогресса.

- Причины постиндустриальной тенденции развития

- • Усовершенствование технологий, механизация и автоматизация производства позволяют уменьшить долю людей, непосредственно занятых в материальном производстве.

- • Современная экономика достигла такого качества, когда большинство работников должны иметь относительно высокий образовательный уровень.

- • Благосостояние значительной части населения поднялось настолько, что интеллектуальный рост и совершенствование творческих способностей заняли важное место в ценностной шкале общества.

- • Люди, основные материальные потребности которых удовлетворены, занятые интеллектуальным трудом, предъявляют повышенный спрос на услуги.

- Повышение доли квалифицированного труда приводит к тому, что основным «средством производства» становится квалификация работников. Это меняет структуру общества, а собственность на материальные «средства производства» утрачивает своё былое значение.

- Современное производство:

- Произво́дство, в экономическом смысле — процесс создания какого-либо продукта.

- Понятие производства характеризует специфически человеческий тип обмена веществами с природой, или, более точно — процесс активного преобразования людьми природных ресурсов в какой-либо продукт[1][2]. Как отмечает Философская энциклопедия, процесс производства всегда носит общественный характер: производство обособленного одиночки вне общества представляет собой, по выражению Маркса, такую же бессмыслицу, как развитие языка без совместно живущих индивидов[3].

- Современное общественное производство включает в себя не только материальное производство, но и также нематериальную сферу — производство нематериальных благ и услуг (новые научные открытия, технические изобретения, народное образование, культура, искусство, здравоохранение, бытовое обслуживание, управление, финансирование и кредитование, спорт и др.). Развитие нематериального производства и сферы услуг в решающей степени зависит от производства материальных благ — его технической оснащённости и величины выработки.

 

Билет 6

Глобализация это процессы объединения или сближения экономических, социальных и культурных норм и принципов в странах, где прежде экономика и общество имели ярко выраженные национальные черты.

 

Плюсы:

·      Глобализация породила международную конкуренцию. Конкуренция, в свою очередь, это стимулятор производства, чем она жестче, тем выше уровень производимой продукции. Ведь каждый изготовитель пытается занять выгодное место в сфере международной торговли, поэтому старается сделать все, чтобы его товары были более привлекательными, чем у конкурентов.

·      Международная торговля выгодна всем субъектам рыночных отношений, создание торговых союзов только ускоряет процесс глобализации.

·     Внедрение современных технологий способствует повышению производительности.

4 Страны, находящиеся на стадии развития, могут догнать передовые государства, глобализация дает им фору улучшить свое экономическое положение и твердо укрепиться на мировой арене.

 

Минусы

1)  Некоторые промышленные отрасли от международной торговли получают огромную выгоду, приток квалифицированной рабочей силы из заграницы, финансирование, а другие, наоборот, теряют конкурентоспособность, становятся ненужными. в итоге владельцы теряют деньги, люди – работу. Такие перемены сильно задевают национальную экономику каждой отдельной страны, вносят изменение в хозяйственные структуры, увеличивается уровень безработицы.

2) Деиндустриализация экономики – обрабатывающие отрасли теряют позиции, в то время как на арену выходит процветающая сфера услуг. Людям приходится переквалифицироваться, чтобы найти себе место в этой глобальной меняющейся системе.

3) Глобализация значительно влияет на экосистему мира.

4) глобализация может окончательно стереть уникальные культурные особенности многих народов, что в целом не есть хорошо.

 

предыстория (глобализация в ХХ столетии):

В первые десятилетия XX века процессы глобализации продолжались, чему не смогла помешать даже Первая мировая война. В целом за период с 1815 г. по 1914 г. объемы совокупного экспорта государств Европы выросли примерно в 40 раз. Однако рост международной торговли продолжался и в 1920-е годы, когда произошла даже определенная либерализация внешней торговли западноевропейских государств. Резкий обвал международной торговли и свертывание глобализации произошли в 1930-е годы, после начала Великой депрессии и введения ведущими западными державами в 1930-1931 гг. высоких импортных пошлин.

После Второй мировой войны глобализация возобновилась в ускоренном темпе. Ей способствовали улучшения в технологии, которые привели к быстрым морским, железнодорожным и воздушным перевозкам, а в свою очередь доступности международной телефонной связи. Устранением барьеров для международной торговли с 1947 года занималось Генеральное Соглашение по Тарифам и Торговле (GATT) — серия соглашений между главными капиталистическими и развивающимися государствами. Правда действительный прорыв в данном направлении произошел после "Кеннеди-раунда" (серии международных конференций в рамках GATT в 1964-1967 гг.). Как пишет экономический историк П.Байрох, "в Западной Европе действительная либерализация торговли произошла после Кеннеди-раунда". В 1995 году 75 участников GATT образовали Всемирную торговую организацию (ВТО). С тех пор 153 государства являются членами Всемирной торговой организации, и 29 государств, в том числе Россию, ведут переговоры о вступлении.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: