ПЗ №10. Тема 6 Федеративное устройство России

Задача №1

Определением от 27 июня 2000 года № 92-0 Конституционный Суд Российской Федерации признал положение Конституции Республики Башкортостан, согласно которому земля, недра, природные богатства, другие ресурсы на территории Республики Башкортостан являются достоянием (собственностью) ее многонационального народа (часть первая статьи 10), не соответствующим Конституции Российской Федерации.

Каким нормам Конституции Российской Федерации не соответствует приведенная статья Конституции Республики Башкортостан?

Положение Конституции Республики Башкортостана, согласно которым земля, недра, природные богатства, другие ресурсы на территории Республики Башкортостана являются достоянием (собственностью) ее многонационального народа, данное положение не соответствует и противоречит нормам Конституции РФ согласно (ч.1 ст. 9). Данная статья говорит о том, что Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, а это значит, что возникающие при использовании и охране в Российской Федерации земли и другие природных ресурсы, являются основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Эти принципы обязательны как для федерального, так и для регионального законодателя. Владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов.

Следовательно, республика Башкортостан не вправе объявить своим достоянием (собственностью) природные ресурсы на своей территории и осуществлять такое регулирование отношений собственности на природные ресурсы, которое ограничивает их использование в интересах всех народов РФ, поскольку этим нарушается суверенитет РФ.

 

Задача№2

Решением суда отказано в удовлетворении жалобы заявителя о признании недействительной нормы Конституции субъекта Российской Федерации, согласно которой президентом субъекта Российской Федерации может быть избран гражданин, владеющий русским языком и государственным языком этого субъекта Российской Федерации.

При этом суд сослался на ч. 1 и 2 ст. 68 Конституции РФ, устанавливающие, что государственным языком Российской Федерации на всей территории является русский язык, а республики вправе устанавливать свои государственные языки.

Обосновано ли решение суда?

Я считаю, что решение суда обоснованно и правомерно т.к. в ч.1и2 ст.68 Конституции РФ сказано, что государственным языком является русский, а также, что республики вправе устанавливать свои государственные языки, но в данной же статье нет ни слова о том, что президентом субъекта РФ может быть избран гражданин, который в обязательном порядке знает государственный язык этого субъекта. Также это подтверждает ФЗ-№184 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» статья 18. В этом законе указано то, что высшее должностное лицо субъекта РФ избирается гражданами РФ, проживающими на территории данного субъекта. Должностным лицом субъекта РФ может быть избран гражданин РФ, обладающий в соответствии с Конституцией РФ, федеральным законом пассивным избирательном правом, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство, подтверждающее право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, и достигший возраста 30 лет.

Поэтому согласно вышеперечисленным законам Конституции РФ и ФЗ-№184 президентом субъекта РФ может быть гражданин РФ не владеющий государственным языком субъекта, поэтому отказ в удовлетворении жалобы заявителя правомерен.

 

 

ПЗ №10. Тема 6 Федеративное устройство России.

1 Ознакомьтесь с научной статьей во вложении письма.

2 Развернуто (не менее 250 слов) ответьте на следующий вопрос: «Россия –

асимметричная федерация?». Ответ должен опираться на научную статью, а

также на собственное мнение.

 

По статье Иванова Российская Федерация является ассиметричной. В статье идет разбирательство на тему симметрии и асимметрии государств. Так симметричным государством является федерация, состоящая из одинаковых частей имеющая равноправный правовой статус. Но по мнению ряда ученных в данный период времени абсолютно симметричных государств не осталось. Когда-то симметричным государством считалось США, но и оно в настоящее время развивается как ассиметричное.

Ассиметричные федерации имеют три разновидности:

1. Асимметрия несубъектов государства - характеризуется наличием наряду с субъектами федерации других территориальных образований, не являющихся субъектами. Примером этому может служить, заключенный между Российской Федерацией и Республикой Татарстан Федеративный договор, в ходе которого Республика Татарстан провозгласила себя

«ассоциированным» членом Федерации, получавшим большие права, чем другие ее субъекты.

2. «Скрытая», или реальная, асимметрия. В данном случае федерация может состоять из однопорядковых субъектов (Федеративная Республика Германия, Швейцария), которые формально равны, но фактически не могут реализовывать свое равноправие.

3. Формальная асимметрия подразумевает легально закрепленное в конституциях или иных нормативных правовых актах неравноправие субъектов федерации. Типичным примером формальной асимметрии является Российская Федерация, включающая 83 субъекта. Согласно части 1 статьи 5 Конституции РФ Россия состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Поэтому Конституцией РФ изначально заложены элементы асимметрии в федеративном устройстве Российского государства.

 

С субъектами РФ, заключившими с федеральными органами государственной власти договоры (соглашения), возникло существенное различие в статусе. Процесс договорного разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами привел к возникновению асимметрии конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации.

Одним из самых ярких примеров асимметрии в Конституции РФ является признание особого статуса республик в составе России по сравнению с другими субъектами. Республики в составе РФ занимают более высокие положения по сравнению с другими регионами РФ.

 В заключении можно сказать, что нет единого мнения ученых о том, что допустима асимметрия в структуре федерации. В Российской Федерации существует определенный род асимметрии в федеративном управлении России, но оно должно исходить не из различий в конституционно - правовом статусе субъектов Федерации. Я тоже считаю, что Россия является асимметричной федерацией, т.к. некоторые субъекты имеют неравный конституционный статус. 

 

 


Задание 1. Напишите эссе (не менее 350 слов) на тему «Суверенитет в эпоху глобализации»

 

Под глобализацией понимается преобразование мирового пространства в единую зону, где беспрепятственно перемещаются капиталы, товары и услуги. Глобализация в своей основе – позитивный процесс, способствующий прогрессу и процветанию человечества. Она призвана обеспечивать всеобщий мир и безопасность, ликвидировать распространение ядерного, биологического и химического оружия. Рациональное использование природных богатств, сохранение окружающей среды как необходимого условия выживания человечества.

Глобализация должна быть воплощением многополярности мира, предполагающее несколько полюсов силы.

Основополагающими принципами процесса глобализации должны быть согласие и обеспечение равенства всех государств независимо от их величины и уровня экономического развития, сотрудничество и взаимопомощь.

Одна из основных черт современного мира – несовпадающий экономический потенциал разных стран, с одной стороны государств с высоким уровнем жизни людей, и с другой стороны, государств с нищетой, голодом, неразвитой экономикой, безработицей, культурной отсталостью.

Глобализация, проповедует цель строения единого всемирного государства с единым правительством, единым пространством, и единой валютой, единым народом, культурой, подталкивает к необходимости ослабления суверенитета отдельных стран. Именно этот процесс наблюдается во всем мире. Власть постепенно переходит к международным организациям. 

Государственный суверенитет означает самостоятельность независимость государства. Суверенитет – важнейший и обязательный признак государства. Страна, его не имеющая – это колония. Народ не зависим от других народов, если независимо его государство. Немаловажной для обеспечения суверенитета, является форма государственного устройства. Ни одно унитарное государство не застраховано от утраты государственного суверенитета.

В качестве неотъемлемых юридических свойств суверенитета выделяются единство, верховенство, независимость государственной власти. Верховенство государственной власти России закреплено в статье 4 Конституции РФ «Конституция РФ и ФЗ имеют верховенство на всей территории РФ». Единство системы государственной власти – одна из гарантий государственной целостности Российской Федерации.

В целях сохранения государственного единства России недопустимы нарушения прав человека, интересов каждой нации.

В Российской Федерации государственная власть представлена, с одной стороны, федеральной властью, а с другой стороны – президентской, законодательной, исполнительной и судебной.

Основные принципы государственного суверенитета нашли свое отражение в Конституции РФ, которая обладает высшей юридической силой.

Основным ресурсом обеспечения суверенитета признается не просто обороноспособность, а комплексная конкурентоспособность.

Отдельные государства, находясь под усиливающимся воздействием ситуации на мировом рынке, в определенной мере теряют суверенитет над национальной экономикой, они все меньше могут влиять на положение в сфере экономики и финансов. Но несмотря на глубокие и многочисленные изменения, происходящие в мире в последние десятилетия, государственный суверенитет остается основой конституционного строя большинства демократических государств.

 


Решите задачи.

Задача 1

Конституция одной из республик - субъектов Российской Федерации -

предусматривает создание таможен на границах этой республики с другими

субъектами Российской Федерации.

 

Соответствует ли данное положение Конституции РФ?

 

Решение

Не соответствует положению Конституции РФ. В статье 74 Конституции сказано «На территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств».

 

Задача 2

Депутаты представительного (законодательного) органа одной из

областей - субъектов Российской Федерации - предложили внести в Устав

области следующее положение: «Глава субъекта назначает министра

экономики области с согласия представительного (законодательного) органа

области. Законодательный (представительный) орган области вправе

выразить недоверие министру экономики, что влечет немедленное

освобождение его от этой должности».

Соответствует ли данное положение законодательству Российской Федерации?

 

Решение

Данное положение соответствует законодательству РФ, а именно ФЗ-№184 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов РФ» от 6.10.1999 года (ред. от 27.02.2020 года). Согласно пункта 7 статьи 17 высшее должностное лицо субъекта РФ формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ в соответствии с законодательством субъекта РФ и принимает решение об отставке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

Тема 7

Задание:

Составить таблицу субъектов Российской Федерации в том же порядке, в

котором они перечислены в статье 65 Конституции Российской Федерации.

 

  Субъекты РФ Столицы субъектов РФ

Республика

Республика Адыгея (Адыгея) Майкоп
Республика Алтай Горно-Алтайск
Республика Башкортостан Уфа
Республика Бурятия Улан-Удэ
Республика Дагестан Махачкала
Республика Ингушетия Магас
Кабардино-Балкарская республика Нальчик
Республика Калмыкия Элиста
Карачаево-Черкесская республика Черкесск
Республика Карелия Петрозаводск
Республика Коми Сыктывкар
Республика Крым Симферополь
Республика Марий Эл Йошкар-Ола
Республика Мордовия Саранск
Республика Саха (Якутия) Якутск
Республика Северная Осетия-Алания Владикавказ
Республика Татарстан (Татарстан) Казань
Республика Тыва Кызыл
Удмуртская Республика Ижевск
Республика Хакасия Абакан
Чеченская Республика Грозный
Чувашская Республика - Чувашия Чебоксары

Край

Алтайский край Барнаул
Забайкальский край Чита
Камчатский край Петропавловск
Краснодарский край Краснодар
Красноярский край Красноярск
Пермский край Пермь
Приморский край Владивосток
Ставропольский край Ставрополь
Хабаровский край Хабаровск

Область

Амурская область Благовещенск
Архангельская область Архангельск
Астраханская область Астрахань
Белгородская область Белгород
Брянская область Брянск
Владимирская область Владимир
Волгоградская область Волгоград
Вологодская область Вологда
Воронежская область Воронеж
Ивановская область Иваново
Иркутская область Иркутск
Калининградская область Калининград
Калужская область Калуга
Кемеровская область Кемерово
Кировская область Киров
Костромская область Кострома
Курганская область Курган
Курская область Курск
Ленинградская область Санкт-Петербург
Липецкая область Липецк
Магаданская область Магадан
Московская область Москва
Мурманская область Мурманск
Нижегородская область Нижний Новгород
Новгородская область Великий Новгород
Новосибирская область Новосибирск
Омская область Омск
Оренбургская область Оренбург
Орловская область Орел
Пензенская область Пенза
Псковская область Псков
Ростовская область Ростов-на-Дону
Рязанская область Рязань
Самарская область Самара
Саратовская область Саратов
Сахалинская область Южно-Сахалинск
Свердловская область Екатеринбург
Смоленская область Смоленск
Тамбовская область Тамбов
Тверская область Тверь
Томская область Томск
Тульская область Тула
Тюменская область Тюмень
Ульяновская область Ульяновск
Челябинская область Челябинск
Ярославская область Ярославль

Город федерального значения

Москва    
Санкт-Петербург    
  Севастополь  
Автономная область Еврейская АО Биробиджан

Автономный округ

Ненецкий автономный округ Нарьян-Мар
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра Ханты-Мансийск
Чукотский автономный округ Анадырь
Ямало-Ненецкий автономный округ Салехард

 

Задание 2: решите задачу.

Республики в составе РФ в своих конституциях зафиксировали наличие

государственного суверенитета. Президент РФ предложил исключить

данную норму из конституций республик. Однако, профессор Н. А. Ушаков

(Институт государства и права РАН) утверждал, что Президент не прав, а

республика обладает суверенитетом, т. к. в ст. 5 Конституции РФ указано,

что она является государством.

Оцените ситуацию с правовой точки зрения. Кто прав в данном споре?

Решение:

Республики являются государством в составе федерации, но они не имеют государственного суверенитета. РФ — это федеративное государство, состоит из субъектов, имеющих право участвовать в решении общегосударственных вопросов. Распределение полномочий между центральной властью и субъектами РФ осуществляется на основе договора между ними. Согласно статье 66 Конституции РФ статус республики определяется Конституцией РФ и Конституцией Республики. Республика является государством, а также субъектом, которая не может иметь суверенитета. Если бы республика обладала суверенитетом, то они бы представляла отдельное государство. Поэтому в данном случае прав президент РФ, а не профессор Н.А. Ушаков.

 

Тема 7

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: