Введение
Современная мировая система находится в состоянии кризисов нескольких порядков. Это и глобальный экологический кризис, и экономический кризис, охватывающий практически все высокоразвитые страны и кризис культуры. В перечне негативных составляющих современного мирового развития необходимость преодоления культурного кризиса является первостепенной задачей, без решения которой невозможен выход из тупиковой ситуации.
Музыкальные и музыкально-педагогические факультеты и отделения высших учебных заведений призваны возрождать духовную культуру общества собственную педагогическую, научную и концертную деятельность. Функции высшей школы определяются не только записанными в ее Уставе. Они значительно шире, т.к. с ней связана вся система образования. Без хорошей высшей школы никогда не будет хорошего среднего образования, что в совокупности не может способствовать созданию положительного социально-психологического климата в обществе. Значимость высшей школы возрастает и в связи с необходимостью усиления духовного просвещения общества не только в рамках теологического, но и главным образом государственного образования. Исторически сложившийся менталитет русского человека делает его открытым для восприятия духовных произведений. Необходимо определить пути и методы, обеспечивающие восприятие обществом этой музыки. Изучение музыкальных духовных произведений должно обеспечивать:
|
|
· координацию между содержательной стороной музыки, ее интерпретацией и технологической стороной обучения;
· устранение в отставании концепции изучения духовной музыки от современных мировоззренческих теорий;
· рассмотрение духовной музыки с точки зрения музыкальной семантики и семиотики
Любое музыкальное произведение только тогда реализует свои функции общечеловеческого значения, когда оно воспринято. Между тем, категория восприятия, получившая значительное развитие как составляющая психологии, не нашла достаточного развития в педагогической науки и практике. Педагоги – ученые и педагоги – практики находятся в поиске путей, обеспечивающих развитие педагогической науки. Желаемого результата достигают исследователи, сочетающие научные знания с практическим опытом. Педагогика восприятия музыки вообще и духовной музыки, в частности, - это та научная дисциплина, которая открывает путь повышения эффективности обучения в музыкальном учебном заведении.
При создании учебного пособия автор руководствовался следующим.
· Обучающийся должен не просто слепо заучить изложенные в пособии положения, но и получить возможность сопоставлять мнения разных ученых – исследователей, по важнейшим проблемам. В связи с этим свою главную задачу автор данного учебного пособия видел в том, чтобы максимально предоставить обучающимся разные точки зрения по проблемам педагогики восприятия произведений духовной музыки с тем, чтобы обучающийся мог проанализировать их и произвести собственный выбор.
|
|
· -Учебники и учебные пособия последних лет формируют свое содержание на базе антропологического подхода [1] и реализуют концепцию интеграции человековедческих знаний. Автор данной работы разделяет такую позицию.
· - В соответствии с этим сформировалась структура учебного пособия. Оно содержит в себе три раздела. Первый раздел включает концептуальные положения, доказывающие состоятельность тезиса о признании педагогики восприятия произведений духовной музыки как самостоятельной отрасли научного знания. Второй раздел – содержит учения мировоззренческого характера, на основе которых формируется теоретическая составляющая научного знания педагогики восприятия произведений духовной музыки. В третий раздел включены положения практической части педагогики восприятия произведений духовной музыки, реализуемые в ходе учебного процесса в высшей школе.
Основной структурной единицей данного учебного пособия является глава.
Каждая глава начинается с краткого перечня тех вопросов, которые будут в ней изложены и завершается комплексом заданий для самостоятельной работы, которые не только раскрывают тезисы основной части учебного пособия, но и служат основой для анализа информации в рамках самостоятельной работы.
Раздел I. Педагогика восприятия духовной
Музыки – как новая отрасль научного знания.
Основные концептуальные положения.
Глава 1. Предмет и метод педагогики восприятия произведений
духовной музыки как научной дисциплины
В этой главе Вы:
Ø проанализируете место педагогики восприятия музыкальных произведений в системе педагогических дисциплин;
Ø узнаете, какие признаки характеризуют научное знание как самостоятельную научную дисциплину;
Ø узнаете, что значит «надотраслевое» положение педагогики восприятия произведений духовной музыки;
Ø определите, что такое педагогика восприятия произведений духовной музыки;
Ø познакомитесь с мнениями разных авторов на проблему развития педагогической науки.
Толковый словарь | Педагогика – совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих воспитание, образование и обучение. (Педагогическая энциклопедия. Т.3. – М.: 1966. – С.281) |
Толковый словарь | Восприятие в широком смысле – это осознание совокупности информации, накопленного культурного опыта, нравственных норм и ценностей, передаваемых из поколения в поколение посредством всех формирующих взаимодействий. |
Толковый словарь
| Восприятие музыкального произведения в узком, педагогическом смысле, - это объем информации данного произведения, воспринимаемый реципиентом в единицу времени. Под адекватным восприятием понимается неискаженное осознание информации, содержащейся в музыкальном произведении. | |
Толковый этимологический словарь | Метод (от греч. methodos) - способ действия; «совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности» (Философский энциклопедический словарь. – М.: 1983. – С.364) | |
Толковый словарь | Закономерность – объективно существующая, повторяющаяся, существенная связь явлений в любой сфере общественной жизни или этапов какого – либо процесса. |
|
|