Взаимосвязь педагогики восприятия произведений духовной музыки с другими научными дисциплинами

 

Восприятие не может существовать отдельно от человека. Человек, человеческое общество и взаимодействие людей являются объектом исследования множества наук: философии, социологии, экономики, физиологии, генетики, психологии, медицины и множества других. Процесс восприятия как междисциплинарная отрасль теснейшим образом переплетается со всеми перечисленными отраслями науки. Педагогика восприятия произведений духовной музыки объективно связана также со всеми видами искусств, историей.

Философия определяет онтологические и гносеологические принципы педагогики восприятия. Социология – факторы и условия развития способностей восприятия. Экономика и право предоставляют экономическую и правовую базу развития способностей восприятия. Этнография дает характеристику специфических методов развития восприятия у разных народов. Генетика и биология формулируют природные и биологические основы восприятия. Психология – закономерности развития различных психических процессов, влияющих на восприятие. Общая педагогика определяет сущность, тенденции, закономерности воспитания, средства организации и управления, деятельность институтов воспитания.

Педагогика формирования восприятия музыкальных произведений, как составная часть общей педагогики, использует общие исследовательские подходы:

- системный – раскрытие целостности объекта и его внутренних связей;

- комплексный – анализ группы явлений в совокупности;

- целостный – несводимость целого к простой сумме частей;

- личностный – отношение к личности как к субъекту собственного развития и как к субъекту воспитательного взаимодействия;

- деятельный – признание единства психики и деятельности, единства внутренней и внешней деятельности.

Педагогика восприятия музыкальных произведений, опираясь на закономерности, выявленные названными отраслями наук, формулирует собственные принципы, категории, закономерности, перспективы, содержание, формы и методы работы.

Педагогика восприятия произведений духовной музыки может быть разделом общей педагогики, т. к. ее предметом является процесс восприятия, а объектом могут быть все возрастные группы.

В пределах общей педагогики педагогика восприятия музыки может затрагивать и общие основы, и дидактику, и теорию воспитания. Поэтому нам представляется, что педагогику восприятия музыкально – духовных произведений целесообразно выделить в отдельную отрасль педагогики музыки (как это, например, произошло в свое время с педагогикой высшей школы), учитывая два обстоятельства:

· наличие огромного теоретического и практического материала, накопившегося в разных отраслях науки – в психологии, социологии, искусствоведении и др.;

· целесообразность сохранения сложившейся «архитектуры» педагогической науки.

Педагогика восприятия произведений духовной музыки опирается как на категории общенаучного характера и общей педагогики, так и на свои, присущие ей категории. К общенаучным и общепедагогическим относятся «развитие», «воспитание», «обучение», «образование», «формирование». При этом каждая категория может рассматриваться в широком плане. Например, «воспитание» традиционно рассматривается как передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Однако по нашей концепции это понятие рассматривается шире: к «старшему поколению» мы относим все живущие до нас поколения, а не только пожилых лиц, живущих в настоящее время. Образование – это результат обучения или, в буквальном смысле, формирование образа. Формирование – процесс становления личности как социальной единицы в результате воздействия всего комплекса окружающих факторов: социологических экономических, идеологических, психологических и др. поэтому в формировании образа, его образовании имеет значение умение адекватно воспринимать не только учебные дисциплины, но разнообразные явления жизни. И именно сформированное умение воспринимать делает человека образованным. Сам же процесс обучения при отсутствии умения воспринимать материал и делать правильные выводы не принесет никакой пользы. В этом процессе важнейшую роль играет умение адекватно воспринимать и адекватно реагировать на воздействующие факторы. Формирование личности невозможно без адекватного восприятия.

Рассмотрим, сформировались ли к настоящему времени условия, позволяющие считать «педагогику восприятия произведений духовной музыки» самостоятельной наукой?

Основные параметры педагогики восприятия произведений духовной музыки, позволяющие рассматривать ее как самостоятельную

Отрасль науки

 

 

Отрасль знаний называют наукой при условии соблюдения следующих условий[14]:

· наличие выделенного, зафиксированного и обособленного предмета исследования.

· наличие объективных методов исследования.

· установлены объективные связи (в виде законов или закономерностей) между процессами и явлениями, образующими предмет изучения.

· установленные закономерности или законы позволяют прогнозировать развитие изучаемых процессов.

Рассмотрим наличие перечисленных условий применительно к педагогике восприятия.

 

 

1.3.1. Наличие выделенного, зафиксированного и обособленного предмета

исследования

 

Любая отрасль научного знания должна иметь собственный предмет исследования, т.е. более или менее четко обособляемую совокупность объектов познания, для которых фиксируются отношения взаимодействия и закономерности развития. Предметом педагогики восприятия произведений духовной музыки является совокупность структурированных объектов, т.к. восприятие представляет собой совокупность отдельных элементов, а не является некоей монолитной категорией. Каждая из составляющих восприятия взаимодействует как со всеми остальными, так и с внешними окружающими его факторами.

Наличие таких взаимоотношений формирует определенный круг проблем, которые являются стержневыми для данной отрасли знания. Для дисциплины «педагогика восприятия» как любой научной дисциплины их можно разделить на две части:

1. Проблемы теоретического характера.

2. Проблемы практического характера, к которым относится, прежде всего, отбор учебного материала в соответствии с заданным уровнем его усвоения и дальнейшего использования.

Уровень усвоения можно классифицировать по ряду признаков:

1. адекватность усвоения;

а) рационально-логических положений педагогического характера;

б) художественно-образных положений.

2. объем усвоенной информации.

3. время адекватного усвоения фиксированного объема.

Категория «адекватность восприятия» до настоящего времени недостаточно разработана. Существует определение В. В. Медушевского, который считает, что «адекватное восприятие это идеал, эталон совершенного восприятия данного произведения, основывающийся на опыте всей художественной культуры… Адекватное восприятие [применительно к музыке – Д.Щ.] – это прочтение текста в свете музыкально-языковых, жанровых, стилистических и духовно-ценностных принципов культуры»[15]. В данном определении преобладают культурологические и музыковедческие категории. Приняв такое определение в целом, можно сказать, что взаимосвязь восприятия с социальными, демографическими, психическими особенностями остается недостаточно изученной и выявленной. Существующие информационно-полевые процессы также оказывают воздействие на восприятие и меру его адекватности и, с нашей точки зрения, являются ведущими как в самом акте восприятия, так и в разработке педагогических методов, способствующих его формированию и развитию. Кроме того, религиозный опыт, опыт духовного восприятия, лежащий в основе богослужебных произведений, не может быть сведен к рассмотрению его только с точки зрения искусствознания или культурологии. Существует информационно-духовное взаимодействие, соответствующее информационно-духовному уровню развития и воплощения в соответствующем материале.

Восприятие в широком смысле - это осознание совокупности информации, накопленного культурного опыта, нравственных норм и ценностей, передаваемых из поколения в поколение посредством всех формирующих взаимодействий.

Восприятие музыкального произведения в узком, педагогическом смысле, - это объем информации данного произведения, воспринимаемый реципиентом в единицу времени. Под адекватным восприятием понимается неискаженное осознание информации, содержащейся в музыкальном произведении.

Педагогика восприятия музыкально – духовных произведений, как и любая другая отрасль педагогики, должна иметь четко сформулированную цель. Педагогика всегда целенаправленна. Можно говорить об общих и специальных целях педагогики восприятия. То, что должно быть сформировано у всех обучающихся, формирует общую цель. То, что предполагается в развитии отдельных групп – составляет специальную цель. При практической реализации общая цель выступает как система конкретных задач. Педагогике известно, что цель и задачи соотносятся как общее и его часть[16]. Следовательно, можно цель педагогики восприятия рассматривать как систему решаемых этой педагогикой задач. Общая направленность цели зависит от многих объективных причин: физиология человека, психическое развитие, уровень развития философской мысли и мировоззренческая парадигма, уровень развития культуры, социально-экономические факторы. Особенность восприятия духовной музыки определяется, кроме того, отношением к общечеловеческим ценностям и законам жизни, правам и свободам. Цели педагогики восприятия так же, как цели общего воспитания на практике оказываются изменчивыми и носят конкретно- исторический характер.

Задачей научной дисциплины педагогика восприятия является выработка методов адекватного восприятия явлений и процессов окружающей среды, не устраняя в тоже время индивидуальных особенностей этого восприятия.

Можно сформулировать следующие основные задачи педагогики восприятия произведений духовной музыки:

· формирование мировоззрения, не противоречащего общечеловеческим духовным и нравственным основам;

· развитие потребности адекватного восприятия явлений окружающей среды;

· развитие потребности изучения произведений духовной музыки;

· формирование понятий, суждений, чувств и убеждений, не противоречащих музыкально-сюжетному содержанию произведений духовной музыки;

· развитие аналитических способностей (слуховой анализ музыкальных особенностей, места в богослужебном процессе, места и времени создания и др.).

· развитие потребности увеличения объема воспринимаемой информации;

· выявление социальных и генетических факторов восприятия;

· развитие аналитических способностей обучающихся, с целью выработки навыков адекватного восприятия явлений окружающей среды.

Эти задачи решаются через выполнение педагогикой восприятия духовной музыки следующих основные функции:

- теоретико-аналитическая, которая включает в себя теоретическое описание и объяснение сущности, закономерностей и противоречий процесса восприятия на основе анализа, обобщения и интерпретации педагогического опыта:

- конструктивная, которая подразумевает внедрение новых педагогических технологий (форм, методов и средств, направленных на развитие и совершенствование восприятия явлений окружающего мира и оценку адекватности этого восприятия), внедрение результатов исследований в практику;

- прогностическая, задачей, которой является разработка теоретических и практических технологий, позволяющих «педагогике формирования восприятия» получать перспективные закономерности развития процесса.

 

Составной частью восприятия в широком толковании этого понятия – музыкальное восприятие, которое является базовым компонентом духовного и эстетического воспитания.

Поставленные задачи определяют формы и методы достижения цели в педагогике музыкального восприятия. Общий подход: обучение должно использовать методы воздействия на интеллектуальную и эмоциональную сферы. Воспитание более аппелирует к мотивационной области; развитие, опираясь на интеллектуальную, эмоциональную и мотивационную области, обращает внимание на «зону ближайшего развития» (термин Л. С. Выготского). При организации педагогического взаимодействия в условиях высшей школы едва ли не важнейшим компонентом является обратная связь как основа качественного управления всем процессом.

Решение задач, стоящих перед педагогикой восприятия музыкально – духовных произведений, требует использования общедидактических принципов научности, системности, доступности, а также профессиональной направленности.

Методы организации учебно-познавательной деятельности опираются на важнейшие общенаучные восприятием в широком смысле [17].

 Принцип детерминизма выражается в формах:

- причинности, т.е. в форме причинно-следственных детерминаций (учения о причинной обусловленности всех событий). Это принцип, при котором основной акцент делается на выявление причин и механизмов, обеспечивающих тот или иной характер восприятия или, в общем виде, протекание рассматриваемого процесса;

- инспирационности (инспирация – вдохновение, внушение), опирающейся на «связку» повод-явление. В этой форме причинно-следственной связи побуждающим фактором для восприятия определенного явления выступает существенный (с позиции реципиента) повод;

- кондициональности (кондиция – условие, договор), базирующейся на сочетании условие-явление.

 Использование принципа детерминизма требует адаптации содержания обучения и методов организации учебно-познавательной деятельности (следствие) причинным факторам (инспирация или кондиция).

В современных условиях принцип соответствия трактуется так: теории, справедливость которых экспериментально установлена для определенной области знаний, с появлением новых теорий не устраняются как нечто ложное, а сохраняют свое значение. Из этого следует, что выводы новой теории должны включаться в существующую прежде научную дисциплину. Это положение является основополагающим и для реализации принципа преемственности.

Уровень восприятия развивался на протяжении всей многовековой истории человечества. В некотором роде он не отделим от житейского мышления. Но обыденно-созерцательный этап является только исходным пунктом в восприятии музыки. Применительно к восприятию музыки духовной можно говорить о единстве рационально-логического, эмоционального и теологического подходов. Наш предмет изучения – восприятие духовной музыки, должен опираться на непосредственное звуковое наблюдение и зрительно-описательный подход.

Сущностный подход ориентирован на выявление внутренних связей, не устанавливаемых методом непосредственного слушания.

Соотношение между названными подходами в процессе восприятия произведений духовной музыки определяется, с одной стороны, сложностью и содержанием самого произведения и, с другой, эмоционально- психологическими особенностями реципиента.

 

 

1.3.2. Наличие объективных методов исследования.

 

Методами исследования принято называть способ познания объективной реальности, с помощью которых каждая наука получает информацию об изучаемом предмете, анализирует и обрабатывает полученные данные, включаясь, таким образом, в совокупность знаний. Методологической основой педагогики восприятия произведений духовной музыки является гносеология. Конкретные методы педагогики восприятия тесно связаны с предметом познания, т.е. с процессом восприятия. Методы педагогики восприятия определяются неоднозначностью самого восприятия и его неповторимостью. Неоднозначность восприятия можно считать аксиоматической. Под неповторимостью понимается наличие различных результатов не только у разных слушателей, но и одного и того же слушателя при повторном прослушивании даже в одних и тех же условиях. Именно в силу действия этого фактора в педагогике вообще и в педагогике восприятия невозможны «чистые» эксперименты. Следовательно, выводы возможны лишь в усредненной форме на основе наблюдения за предметом исследования. Поскольку предметом отрасли «педагогика восприятия» является процесс, не поддающийся непосредственному материальному фиксированию (как это происходит, например, в естественных науках при проведении опытов), то источниками информации могут быть только специально организованные наблюдения в виде педагогического эксперимента, анкетирования, тестирования, интервьюирования, изучения коллективных явлений, использования формализованных математических методов. Особое значение должно придаваться именно использованию математических методов. «Известно, наука только тогда достигает совершенства, когда ей удается пользоваться математикой»[18].

Известно, что каждая наука в процессе развития проходит несколько стадий: собирание эмпирического материала; формулировка частных эмпирических правил; открытие частных законов и закономерностей; открытие общего закона, действию которого подчинены все частные законы и закономерности.

Наличие последней стадии относит данную отрасль научного знания к числу развитых наук, которые сформулировали точный математический аппарат содержания и развития своего предмета исследования. С этих позиций, по словам М. И. Демкова, приходится «признать, что современная педагогика находится только на второй стадии развития, в конце ее»[19]. Эту же мысль подчеркивает видный исследователь-педагог Э. Д. Днепров, говоря о важности и необходимости дифференциации педагогических знаний[20]. В гуманитарных науках математические модели не могут претендовать на такую же значимость, как и в точных. Здесь могут действовать только корреляционные связи, которые являются не полными и не жесткими. Но главное в том, что здесь, как правило, приходится иметь дело с нечисловой информацией, которая имеет специфические способы обработки. «Однако внедрение математических методов в педагогику – именно то, что позволит эффективно противостоять нападкам на нее по поводу эмпиричности и ненаучности»[21].

Статистическая наука разработала ряд приемов не просто факторного анализа (расчет показателей корреляции, определяющих силу действия на результат двух или более факторов), но и методы анализа неколичественной информации[22].

В педагогической практике предлагается использование коэффициента Пирсона или коэффициента взаимной сопряженности. Смысл и техника расчета этого показателя достаточно прост. Однако он имеет серьезный недостаток, заключающийся в том, что не принимает во внимание число категорий для переменных Х и У. Более совершенными, но не более трудоемкими статистическая наука считает коэффициенты сопряженности А. А. Чупрова и коэффициент ранговой корреляции Ч. Спирмена[23]. Их формулы приведены ниже: 

 

 

KЧупрова=

 

 

Кранговой   корреляции Спирмена

 

На практике, когда в наличии имеется нечисловая анкетной информация, для решения ряда вопросов может успешно использоваться метод «порядковых шкал» с последующим расчетом коэффициента ранговой корреляции (преобразование коэффициента ранговой корреляции Спирмена).

Например, известны оценки восприятия учащимися музыкального произведения до и после проведения мероприятий, направленных на совершенствование восприятия. Тогда несложно произвести следующий расчет.                                                                                                          

Таблица 1

 

Респонденты п.п. Ранг первой оценки Ранг второй оценки Квадрат разности рангов (d квадрат)
1 3 8 25
2 1 3 4
3 7 8 1
4 3 3 0
5 7 3 16
6 12 10 4
7 3 8 25
8 12 10 4
9 12 10 4
10 7 3 16
11 7 3 16
12 7 10 9
13 12 10 4
14 12 10 4
Итого - - 132

Примечание: по сопоставимому кругу лиц.

 

 

=1- (6х132)/14х(14Х14-1)=0,71

 

Чтобы оценить этот результат необходимо воспользоваться табличным значением χ2 («ХИ квадрат»). Если полученный нами результат выше табличного(или критического), то результативность мероприятий педагогического взаимодействия следует расценивать положительно. В нашем случае табличное χ2 =0,7.Следовательно, Т наблюдаемое > Т критического. Из этого следует вывод, что мероприятия педагогического взаимодействия оказались значимыми для повышения уровня восприятия данного музыкального произведения.

Методы исследования в любой науке опираются на теоретические и исходные эмпирические знания.

 Характерной чертой теоретических знаний педагогики восприятия является использование дедуктивной системы, при которой логическим путем можно получить частные знания, опираясь на общую закономерность. Педагогика восприятия опирается на теоретические знания, понимаемые в широком смысле как концепции, гипотезы, принципы, требования не эмпирического характера. Эмпирические данные предназначены для проверки гипотез, полученных дедуктивным методом.

Отличительной чертой педагогики восприятия произведений духовной музыки, как и педагогической науки, в целом, является отсутствие обособленного формализованного, специфического только для данной отрасли языка. Отличие языка педагогики восприятия от обыденного состоит в использовании концептуального словаря.

 

 

1.3.3. Установление объективных связей (в виде законов или закономерностей) между процессами и явлениями, образующими предмет педагогики восприятия произведений духовной музыки

 

Конечной целью педагогики восприятия является выявление уровня адекватности восприятия и его динамики, а также факторов, влияющих на эти процессы, т.е. установление закономерности музыкального восприятия. Под закономерностью понимается наличие необходимой и достаточной постоянной связи между явлениями, хотя сама эта «связь может быть до конца еще не понята»[24]. Это крайне важное положение педагогической науки полностью относится и к такому сложному социальному явления как педагогика восприятия. Аксиоматично, что уровень восприятия зависит от личностных и социальных факторов, но, по мнению ряда исследователей, возможно также действие генетического кода человека. Как действуют генетические коды в сфере восприятия музыки, и особенно музыки духовной, на сегодняшний день не изучено[25].

 

 

1.3.4. Установленные закономерности или законы позволяют прогнозировать развитие процесса восприятия

 

 

Достаточно развитые отрасли научного знания не могут функционировать без выполнения этого требования.

В отношении педагогики восприятия музыкально – духовных произведений все эти требования, предъявляемые к самостоятельной отрасли науки, соблюдены, но степень соблюдения их характеризует уровень развитости науки. Можно утверждать, что в педагогике восприятия недостаточно разработаны математические методы исследования, как в области теории, так и в области практического их применения. Не получили широкого развития даже такие приемы сбора информации, как наблюдение, анкетирование, интервьюирование, практически не применяются прогнозные методы.

Выявление закономерностей восприятия музыкально- духовных произведений опирается на аксиоматичность некоторых утверждений. Разработка научной теории возможна лишь при использовании некоторых положений в качестве исходной информации. Эти положения-аксиомы принимаются без доказательств, т.к. их действенность вытекает из практики. Следовательно, их роль двойственна: они подводят итог предшествующему опыту и создают основу для последующего развития, в ходе которого вырастает новое заключение, полученное доказательным путем с помощью теоретического анализа, экспериментирования, прогнозирования. Процесс формирования аксиом должен соответствовать мировоззренческим, логическим, педагогическим требованиям. Важнейшее условие использования аксиоматического метода – непротиворечивость и независимость от целей исследования.

В качестве аксиоматических примем следующие высказывания: социальное развитие находит выражение в психическом, духовном и интеллектуальном росте; развитие человека детерминировано внутренними (личностными) и внешними условиями; личность определяется мерой присвоения общественно-исторического опыта и мерой вклада в сокровищницу материальных и духовных ценностей[26].

Рассматривая внутренние (личностные) условия, влияющие на развитие человека, современные ученые все большее внимание уделяют генетическому фактору как ведущему в процессе формирования музыкальных способностей, в частности, способности к восприятию музыки. Процесс восприятия музыки детерминируется совместным действием трех факторов. Это наследственность, среда и воспитание. Под наследственностью понимается совокупность врожденных и унаследованных предрасположений, которые, в свою очередь, развиваются под влиянием условий среды и воспитания. Унаследованное – это то, что связывает человека с его предками и служит показателем их биологических качеств. Генетическая наука заставила переосмыслить целый ряд общепедагогических положений. Известно, что генетическая программа включает в себя постоянную и переменную части. В интересующем нас контексте к наследственным свойствам относятся особенности нервной системы и особенности протекания психических процессов.

Переменная часть генной программы позволяет человеку приспособиться к изменению условий жизни. Генетики утверждают, что есть незаполненные части программы[27], которые предоставлены для последующего обучения. В этой связи встает вопрос: что заложено генетически – готовые способности к восприятию или только предрасположенность к тому или иному уровню восприятия? Общая педагогика на основе экспериментально полученного материала утверждает, что наследуются не сами способности, а только задатки. Есть и другие мнения. Академики П. К. Анохин, Н. М. Амосов и другие[28] видные деятели науки высказывают мнение даже о наследственной обусловленности нравственности человека и его социального поведения.

Значительная часть зарубежных педагогических систем опирается на положение, согласно которому воспитание должно следовать за развитием и совершенствовать те задатки, которые заложены в человеке от природы. Однако сторонники социогенного направления считают, что влияние среды может достигать 90%, тогда как сторонники биогенного направления такую же силу признают за наследственностью[29].

Никто не сможет достоверно определить силу влияния отдельно внутренних и внешних факторов в процессе развития восприятия. Их необходимо учитывать во взаимосвязи. Роль воспитательного метода на развитие восприятия оценивается по-разному: от утверждения его бессилия при неблагоприятной наследственности до признания единственного средства изменения человеческой природы. Нам представляется аксиоматичным, что истина лежит посредине. Эффективность различных мер взаимодействия ближнего и дальнего окружения с конкретным человеком определяется уровнем его подготовки к восприятию, обусловленного воздействием наследственности и среды. Л. С. Выготский обосновал закономерность, согласно которой процесс развития должен опираться не только на достигнутый уровень, но и на «зону ближайшего развития»[30]. Возможность использования этой закономерности в современных условиях была доказана нами экспериментально в 1990-1992 годах[31]. Опора на «зону ближайшего развития» позволяет ориентироваться на процессы, которые еще не имеют явного проявления, и находятся на стадии формирования. Следовательно, необходима тщательная «диагностика» имеющегося уровня восприятия, которая невозможна без всестороннего учета социальных и личностных черт обучающихся. Сам термин «диагностика» обозначает способ получения опережающей информации. Однако сегодня практически невозможно дать точную диагностику духовного развития личности и уровня его восприятия музыкальных произведений вообще и произведений духовной музыки в частности. Речь может идти только об определении уровня развития отдельных сторон социально-духовной жизни и восприятия отдельных произведений духовной музыки.

Педагогика восприятия (и в том числе педагогика восприятия произведений духовной музыки) как составная часть системы педагогических наук не может не опираться на фундаментальные законы общей педагогики. Одним из таких законов является закон о неравномерности развития.

Даже при самых благоприятных условиях психические функции и свойства личности, лежащие в основе духовных качеств, не находятся на одном и том же уровне развития. Педагогами и психологами установлены оптимальные сроки становления и развития отдельных видов психической деятельности и соответствующих им духовных качеств. Такие периоды называют синтезивными. Выполненные нами наблюдения подтвердили, что возраст учащихся музыкальных вузов является синтезивным для освоения произведений духовной музыки. Адекватное музыкальное восприятие требует наличия самостоятельности мышления, которое в студенческом возрасте имеет устойчивый характер, и открытости новому опыту, которая установлена более, чем у 60% респондентов, принимавших участие в формирующем эксперименте.

Резюме

Предметом изучаемой науки является психолого-педагогический механизм формирования восприятия духовной музыки. Объектом - восприятие духовной музыки. Рассмотрена общепедагогическая ситуация, а также приведены высказывания ряда видных исследователей: А. А. Вербицкого, А. В. Коржуева, Л. Л. Бочкарева и других, в которых акцентируются три обстоятельства:

- Необходимость совершенствования структуры и содержания системы педагогических дисциплин. Об этом говорит не только А. А. Вербицкий, но и В. В. Краевский, Э. Д. Днепров и др. (Еще ранее, в 1913 году об этом писал деятель народного образования В. П. Вахтеров). Необходимо развивать новые научные дисциплины, которые будут способствовать формированию личности, развивать его лучшие духовные способности и потребности. Каждая из наук имеет свой объект и предмет изучения, несмотря на то, что они образуют один крупный комплекс наук в области человековедческих знаний.

- С другой стороны, по мере накопления эмпирического материала должны появляться междисциплинарные ветви педагогической науки и, в частности, педагогика формирования восприятия произведений духовной музыки.

 

Педагогика формирования восприятия имеет, как самостоятельная отрасль знаний:

- мировоззренческий уровень, учитывающий современные и «классические» философские теории;

- общенаучный уровень, т.е. использование концепций, применяемых во многих отраслях знаний;

- конкретно-научный уровень, на котором разрабатываются специфические исходные теоретические концепции;

- технологический уровень, т.е. разработка методики и техники конкретных исследований.

Если, повторяя слова Э. Д. Днепрова, вся современная педагогика находится только на второй стадии развития, то для педагогики формирования восприятия произведений духовной музыки, как одна из самых молодых отраслей педагогики, можно считать уже достижением само построение и обоснование гипотез. Педагог и историк педагогики М. И. Демков утверждал, что гипотезы «составляют необходимую принадлежность всякой науки» в педагогике гипотезы имеют «громадное значение в связи с теми культурно-историческими условиями, с которыми приходится считаться».

Педагогику формирования восприятия трудно отнести к отрасли знания со «слабой гносеологической версией» (термин, который употребляется в отраслях науки, которые пытаются отвергнуть вообще педагогику как науку, как самостоятельную отрасль знания).

Педагогика формирования восприятия вообще и педагогика формирования восприятия музыки, в частности:

- четко выраженный предмет исследования;

- специфические методы исследования;

- понятийный и аксиоматический аппарат;

- математические методы объяснения закономерностей.

Надотраслевое место педагогики формирования восприятия налицо. Педагогика во всех ее отраслях есть наука о методах воспитания, обучения и организации системы образовательных учреждений. Начальным и основополагающим этапом любого процесса является восприятие.


Вопросы и задания для самоконтроля по главе 1 «Предмет и метод педагогики восприятия как научной дисциплины»

1. Проанализируйте положение педагогики восприятия в системе педагогических наук.

2. С какими научными дисциплинами связана педагогика восприятия.

3. При наличии, каких условия наука признается как самостоятельная отрасль знаний.

4. Что является предметом педагогики восприятия.

5. Что такое восприятие в широком и узком смысле.

6. Как понимается категория «адекватное восприятие».

7. Сформулируйте цель педагогики восприятия.

8. В чем состоят задачи курса «педагогика восприятия».

9. Раскройте значимость общенаучных принципов, используемых в педагогике восприятия: детерминизма, соответствия, преемственности и дополнительности.

10. В чем специфичность методов исследования в педагогике восприятия.

11. Какие аксиоматичные положения приняты в педагогике восприятия.

12. Проанализируйте действенность таких факторов развития восприятия как наследственность, среда и воспитание.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: