Место педагогики восприятия музыкальных произведений в системе отраслей педагогической науки. «Надотраслевое» положение педагогики восприятия

 

Любая новая наука или ее отрасль появляется при накоплении знаний о предмете исследования. Педагогика в целом обычно понимается как «наука о воспитании и обучении человека»[2], как «совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих воспитание, образование и обучение»[3]. Причем, главной задачей педагогической науки является накопление, систематизация и применение соответствующих научных знаний.

Важнейшей задачей педагогической науки является умение предвидеть, прогнозировать воспитательный процесс, оценивать его эффективность. Несмотря на «вечность» проблем педагогической науки, ее предмет совершенно конкретен: воспитательная и образовательная деятельность.

Предметом педагогической науки являются «свойства, противоречия, закономерности, отношения, технологии организации и осуществления процесса воспитания», а также «условия, формы, способы, средства организации и осуществления деятельности по овладению общественным опытом, социальными и духовными отношениями; стандарты и программы образования»[4].

Не требует доказательства, что из всех предметов исследования разных отраслей науки, наиболее сложным является человек как многогранная и постоянно изменяющаяся единица. В силу этого педагогика функционирует не как монолитная наука, а как система наук о воспитании. Каждый исследователь, рассматривая систему педагогических наук, придает большее значение интересующим его аспектам структуризации этой системы. Например, П. И. Пидкасистый придает большее значение возрастным аспектам, начиная рассматривать систему педагогических наук с ясельной педагогики[5], а А. А. Андреев рассматривает ее структуру с точки зрения своей специфики и особенностей педагогического процесса[6]. Мы придерживаемся традиционной системы разделения педагогики на самостоятельные научные дисциплины, изложенной в работах И. П. Подласого[7] и В. И. Смирнова[8]. Это:

· общая педагогика, которая исследует основные закономерности воспитания и образования человека;

· возрастная педагогика, которая изучает, выявляет особенности воспитания на различных возрастных этапах;

· специальная педагогика – дефектология;

· теория и методика обучения (дидактика);

· частная методика, изучающая специфику использования общих закономерностей преподавания определенных предметов;

· история педагогики.

Развиваются как самостоятельные такие направления педагогической науки, как педагогика высшей школы, педагогика семейного воспитания, педагогика культурно-просветительной работы, музыкальная педагогика, музейная педагогика и другие направления.

 В этом перечне направлений педагогики не обнаруживается такой ее отрасли, предметом которой был бы процесс восприятия в широком плане, т.е. восприятие явлений окружающей среды. Каждая из перечисленных отраслей педагогики имеет предметом исследования личность в определенном ее состоянии. Процесс восприятия – это также определенное психологическое состояние, требующее координации внешних и внутренних факторов. При отсутствии восприятия не может функционировать ни одна отрасль знания. Можно сказать, что проблема восприятия в широком понимании этого термина является предметом дидактической науки. Однако, анализируя литературу по общей педагогике и дидактике, мы не нашли в этой отрасли должного внимания к процессам восприятия, которое можно рассматривать, как «надотраслевую» категорию. В любой сфере деятельности, в любом процессе воспитания и образования все начинается с восприятия. Новорожденный ребенок или лицо третьего возраста, любое свое действие начинают с восприятия. Обучение точным или гуманитарным или другим наукам имеет в своей основе восприятие. Значимость восприятия для всех видов деятельности и отраслей наук приводит к выводу о необходимости вычленения в особую отрасль «педагогику восприятия». Эта мысль неоднократно высказывалась видными педагогами-исследователями. Так А. А. Вербицкий в работе «Психолого-педагогические основы контекстного обучения в вузе» пишет: «В условиях недостаточного развития педагогики высшей школы как области научных знаний вузовские педагоги-практики либо прямо заимствуют теоретический аппарат школьной науки, либо, чаще всего, просто обходятся без всякой теории», и далее в разделе «Некоторые теоретико-методологические основания необходимости разработки психологии образования как новой ветви психологической науки»[9] он указывает, что педагогическая теория не способна «вести за собой достаточно уже многообразный передовой педагогический опыт, накопленный во всех звеньях образования». А. В. Коржуев отмечает, что «в последние годы явно наметились процессы дифференциации и обособления различных отраслей педагогики»[10]. Л. Л. Бочкарев (академик Международной Академии Юнеско, доктор психологических наук) утверждает, что « проблема понимания является одной из актуальнейших междисциплинарных проблем » [11], при этом понимание рассматривается как некоторый аналог восприятия.[12] Далее Л. Л. Бочкарев утверждает, что «при психолого-педагогической диагностике не следует ограничиваться применением общепсихологических методов – необходимо создавать методики, адекватные характеру деятельности»[13]. Эти слова в полной мере относятся и к педагогике восприятия произведений музыки как отрасли, которая должна разрабатывать методы исследования, «адекватные характеру деятельности».

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: