Место опроса в комплексе методов сбора данных

16. Одним из наиболее распространенных и популярных методов сбора первичной социологической информации является опрос. Широкое использование метода опроса социологи объясняют его своеобразной универсальностью. Так, при опросе можно получить информацию об объективных фактах, событиях, мотивах деятельности людей, их ценностных ориентациях и поступках в прошлом и настоящем, их дальнейших намерениях. В ряде случаев данная информация оказывается дешевле полученной другими методами, а при ее обработке можно применять вычислительную технику.

Опрос – это метод сбора социальной информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) общения социолога (интервьюера) и опрашиваемого (респондента) путем регистрации ответов респондента на вытекающие из цели и задач исследования вопросы, заданные социологом.

Основное назначение опроса – получить социальную информацию о состоянии мнения (массового, группового, индивидуального) об оценках, предпочтениях, интересах опрашиваемых, а также отраженную в их сознании информацию о событиях, фактах, оценках, связанных с их жизнедеятельностью и общественной жизнью.

Опрос – ведущий метод в изучении сознания (установок, ориентаций, мотивов, интересов, ожиданий) людей. Его значение важно в исследовании социальных явлений и процессов, которые малодоступны непосредственному наблюдению, а также в тех случаях, когда исследуемая проблема или явление слабо изучены, отсутствует или крайне ограничена документальная информация о них. Наиболее эффективно применение опроса в сочетании с другими методами.

17.Познавательные возможности опроса.

Метод опроса не является универсальным, его применение наиболее плодотворно в сочетании с другими методами, позволяющими дополнять и контролировать полученные с его помощью данные. К методу опроса социолог обращается в том случае, когда для решения исследовательской задачи ему не обходимо получить информацию о сфере сознания людей: об их мнении, о мотивах поведения, об оценках окружающей их действительности, о жизненных планах, целях, ориентациях, о видах деятельности в различных сферах социальной практики, об информированности людей и т.п.

Во всех подобных случаях именно люди, непосредственные участники изучаемых социальных процессов, выступают в роли уникального источника информации, который не может быть заменен никаким другим. Однако методом опроса социологи получают информацию и о поведении людей, о различных событиях, явлениях, фактах, т.е. о таких фрагментах социальной реальности, которые могут изучаться методами наблюдения или анализа документов.

Отечественный и зарубежный опыт социологических исследований свидетельствует о преобладающем использовании социологами метода массового опроса, причем достаточно часто он выступает в качестве основного и единственного метода сбора эмпирических данных. В ряде случаев популярность метода опроса обусловлена природой изучаемых явлений и процессов. Например, такие направления социологических исследований как социология средств коммуникации, общественного мнения, профессиональной ориентации молодежи, социально-психологического климата трудовых коллективов и другие связаны с активным развитием и использованием в первую очередь метода опроса. Вместе с тем, среди различных направлений социологических исследований можно выделить такие, где метод опроса играет в настоящее время лишь дополнительную роль, а перспективы его развития связываются с углублением исследовательского поиска. Именно таким образом обстоит дело, например, в социологическом изучении демографических процессов в обществе, где ведущим источником информации остается статистика. Обращение демографов к методу опроса в последнее десятилетие вызвано недостаточными познавательными возможностями традиционных статистических исследований при изучении мотивов демографического поведения и других его факторов, связанных с состоянием сферы сознания.

Таким образом, познавательные возможности метода социологического опроса связаны в первую очередь с изучением сферы общественного сознания. Даже в тех случаях, когда социолог использует метод опроса для получения данных о поступках, фактах, явлениях, событиях, он получает информацию о состоянии этой реальности в том виде, как она отражается в сознании людей. Интерпретировать эту информацию невозможно без знания законов, по которым общественное сознание отражает объективную реальность. Именно поэтому ключевой проблемой при использовании метода опроса является проблема качества данных, их надежности. Все существующие методические рекомендации по поводу применения метода опроса подчинены решению этой главной задачи.

18.Преимущества и недостатки опроса.

Одним из популярных широко используемых методов социологии является социологический опрос. Опрос предполагает получение ответов на задаваемые социологом вопросы. Особенность этого метода состоит в том, что источником информации выступает словесное сообщение, суждение опрашиваемого. Тем не менее, каждый вид опроса имеет свои достоинства и недостатки.

Достоинства:

- возможность выявить суждения,мысли,идеи,мотивацию,привычки и другие нетрадиционно принимаемые обстоятельства

- гибкость формы проведения

- возможность статистической обработки

Недостатки:

-субъективность полученной информации

-зависимость качества информации от средств исследования

-зависимость от желания участников опроса высказывать свое мнение

19.Виды наблюдений: формализованные и неформализованные; включенные и невключенные; полевые и лабораторные; систематические и случайные.

Наблюдение в социологии – простейший метод сбора первичной информации, лежащий в основе других методов.

Формализованное - вид наблюдения,при котором в какой-либо из его частей имеется заданное звне ограничение. Это может касаться оценки степени выраженности наблюдаемых фактов. А также может быть ограничен набор наблюдаемых признаков.

Неформализованные - вид наблюдения,при котором, имея цель, наблюдатель фиксирует в соответствии с ней все, что видит в наблюдаемой ситуации; никаких ограничений относительно обьекта в ситуации не вводится.

Включенное -- наблюдение, при котором наблюдатель входит в состав исследуемой группы и изучает ее как бы изнутри.

Достоинства:

1) непосредственность и яркость впечатлений;

2) возможность лучше проникнуть в атмосферу группы и лучше понять внутренний мир людей.

Недостатки:

1) опасность потери объективности в оценках вследствие возможного перехода наблюдателя на позиции наблюдаемых (эффекты эмпатии и идентификации);

2) трудность, а зачастую и невозможность строгой и полной фиксации в процессе наблюдения, что чревато пробелами и неточностями в последующем отчете. Такой отчет, по словам В. А. Ядова, становится "социологическим эссе, а не строго научным трактатом".

Невключенное -- наблюдение со стороны, без взаимодействия наблюдателя с объектом изучения. Этот вид наблюдения по сути есть объективное (внешнее) наблюдение.Такой вид наблюдения обычно используется при изучении массовых процессов.

Полевое (естественное) -- наблюдение за объектами в естественных условиях их повседневной жизни и деятельности. Получаемые в результате сведения отличаются чистотой и достоверностью. Недостаток полевого наблюдения — воздействие на всех участников разнообразных внешних факторов, не характерных для изучаемой ситуации (случайное отсутствие каких-либо аксессуаров, проблемы, возникающие вне сферы производства и т.д.). используется в разведывательных и аналитических исследованиях.

Лабораторное – это наблюдение, при котором объект изучения находится в искусственно созданных условиях.Такие виды наблюдений чаще всего используются в исследованиях экспериментального характера. При лабораторных наблюдениях социолог может успешно использовать различного рода технические средства для фиксации ситуаций и поведения наблюдаемых: кино- и фотоаппаратуру, видеомагнитофоны и магнитофоны.

  Систематическое наблюдение характеризуется строго регламентированным графиком фиксации чётко обусловленных явлений и процессов. Оно позволяет выявить динамику изучаемых процессов, значительно повысить достоверность экстраполяции выявленных закономерностей.

Случайным называется такое наблюдение, при котором номенклатура наблюдаемых характеристик и процессов заранее не определяются, а фиксируются лишь интересные, по мнению исследователя, факты, как самостоятельная процедура сбора первичной информации этот вид наблюдения обычно не планируется.

20.Программа наблюдения. Способы фиксации результатов наблюдения, их интерпретации и анализа. Этика наблюдения.

Программой социологического исследования называют документ, который содержит изложение его методологических и методических основ.

Составление программы наблюдения ставит исследователя перед необходимостью решить ряд достаточно сложных проблем.Если программа хорошо составлена, то она будет гарантировать то, что конечная цель исследования будет достигнута. Исправить ошибки в программе сложно и зачастую невозможно.

Программа наблюдения включает основные структурные элементы программы социологического исследования. Ведущая задача при составлении программы – опирающаяся на общую концепцию исследования классификация фактов, которые составляют наблюдаемую ситуацию.

Объект наблюдения – социальная общность, коллектив, группа, индивид, их состояние, действия.

Предмет наблюдения – признаки, свойства, факторы состояния, действий наблюдаемого объекта.

Наблюдаемая ситуация – комплекс условий, факторов, при наличии которых объект подлежит наблюдению (эмпирически представляет собой проблемную ситуацию).

Единицы наблюдения – акты действий объекта наблюдения (собрание, выступление на нем).

Категории наблюдения представляют собой регистрируемые в ходе наблюдения эмпирические признаки наблюдаемого объекта. Они могут быть описательными и оценочными.

Фиксация информации

Основное требование к фиксации результатов наблюдения состоит в том, что запись должна вестись на месте наблюдения и в момент совершения наблюдаемого события. Эта запись одновременно является средством двойного контроля: за наблюдателем и за возможными отклонениями в рамках наблюдаемой ситуации или процесса.

Фиксация результатов наблюдений, выполняемая в виде:

а) кратко-временной записи, проводимой «по горячему следу», насколько позволяют место и время;

б) карточек, служащих для регистрации информации, касающейся наблюдаемых лиц, явлений, процессов;

в) протокола наблюдения, представляющего собой расширенный вариант карточки;

г) дневника наблюдений, в который систематически, день за днем, заносятся все необходимые сведения, высказывания, поведение отдельных лиц, собственные размышления, трудности;

д) фото-, видео-, звукозаписи.

Общие требования к записи наблюдений сформулированы М.Я. Басовым.

1. Запись должна быть фактологична, т. е. всякий факт должен быть зафиксирован в том виде, в каком он реально существовал.

2. Запись должна включать описание ситуации (предметной и социальной), в которой происходит наблюдаемое событие (запись фона).

3. Запись должна быть полной, чтобы в соответствии с целью отражать изучаемую реальность.

На этапе обработки и интерпретации исследователь осуществляет качественный и количественный анализ результатов,обобщает полученные данные,разрабатывает разнообразные обяснительные схемы,типологии и классификации,интерпретирует полученные результаты.

Этический кодекс наблюдателя:

1.Если исследование проводится в общественном месте, то получение обоснованного согласия участников не считается необходимым. В противном случае необходимо заручиться согласием.

2.Избегание причинения вреда участникам исследования,а в случае невозможности избежания - снизить предполагаемый ущерб.

3.Вторжение в личную жизнь должно быть сведено к минимуму.

4.Конфиденциальность данных наблюдения.

21.Специфика постановки эксперимента в прикладном социологическом исследовании.

Эксперимент в социологии — это способ получения информации о количественном и качественном изменении показателей деятельности и поведения социального объекта в результате воздействия на него некоторых управляемых и контролируемых факторов

Предмет эксперимента — отношения и связи между свойствами изучаемого объекта и системой факторов (переменных), детерминирующих его социальную деятельность и поведение.

Переменные в эксперименте — контролируемые и неконтролируемые факторы, оказывающие прямое или косвенное воздействие на состояние изучаемого объекта.

Экспериментальная ситуация — совокупность условий, в которых проходит эксперимент. Они могут быть полевыми и лабораторными.

Объект эксперимента — социальная группа, коллектив, личность (участники эксперимента).

Организация и проведение социологического эксперимента включают в себя несколько этапов.

1 этап - теоретический. На этом этапе экспериментатор формулирует проблемное поле исследования, определяет его объект и предмет, экспериментальные задачи и гипотезы исследования.

2 этап — методический - представляет собой разработку программы проведения эксперимента. Важнейшими компонентами этой программы являются: построение методик исследования, определение его процедур, формулирования плана создания экспериментальной ситуации.

3 этап — реализация программы эксперимента. В процессе его осуществления создается намеченная программой экспериментальная ситуация, изучаются реакции экспериментируемых групп на вводимые в нее исследователями независимые переменные (экспериментальные факторы).

4 этап - осуществление анализа и оценки результатов, полученных в ходе проведения эксперимента. Анализ и оценка полученных результатов показывают, достигнута ли намечаемая цель исследования, подтвердилась ли исследовательская гипотеза.

Значимость эксперимента в социологических исследованиях определяется тем, что он, во-первых, позволяет получать новые знания об изучаемых социальных объектах; во-вторых, дает возможность подтвердить или опровергнуть выдвигаемые исследователями гипотезы; в-третьих, позволяет получать практически значимые результаты, которые можно реализовать в целях повышения эффективности функционирования изучаемого объекта; в-четвертых, дает исследователям возможность изучить не только ранее известные, явные функции изучаемого объекта, но и функции латентные, ранее не проявляющиеся или скрытые от внимания специалистов,

Недостатки экспериментального метода: экспериментальный метод был изначально ориентирован на лабораторный исследовательский контекст, высокий уровень формализации проверяемых теорий и максимальные возможности измерения и контроля всех существенных переменных. Эксперимент оказался методом, пригодным скорее для проверки наиболее «сложившихся» и развитых социологических и социально-психологических теории, чем для поисковых исследований, направленных на выработку адекватного теоретического языка и формулировку пробных гипотез, описывающих закономерности естественного протекания социальных процессов

Обычно эта процедура осуществляется путем вмешательства экспериментатора в естественный ход событий путем включения в обычно существующую ситуацию целесообразно определенных контролируемых условий. Такие условия приводят к образованию новой, эмерджентной, ранее не существовавшей ситуации, и позволяет зафиксировать соответствие или несоответствие состояния объекта изменившимся условиям, или действий изучаемой группы людей, в соответствии с выдвинутой гипотезой. Поэтому в эксперименте основной задачей является проверка гипотез о причинных связях (их наличии или отсутствии) исследуемых в эксперименте явлений, процессов и событий.Проведение экспериментов требует от исследователей большой осторожности и повышенной ответственности. Ошибки в их организации и реализации не только снижают качество социологической информации, но и вредны для практики социальной жизни, а иногда губительны для тех социальных систем, естественное функционирование которых нарушено непродуманным вмешательством экспериментатора. Делать эксперимент следует не всегда, когда хочется, а лишь тогда, когда есть уверенность, что его позитивный эффект превысит негативный, когда он тщательно спланирован и до мельчайших подробностей продуман. В большинстве случаев к нему нельзя приступать без получения согласия тех людей, на которых он окажет непосредственное влияние.

  К эксперименту обычно обращаются:

1. когда пытаются обнаружить у объекта неизвестные ранее свойства (исследовательские Э.);

2. когда необходимо проверить правильность гипотез или теоретических построений (проверочные Э.)

3. когда в учебных целях показывают какое-либо явление (демонстрационные Э.)

Основные требования к проведению эксперимента.

1. Описание объекта наблюдения в системе факторов, его составляющих.

2. Описание условий существования объекта исследования.

3. Формулирование гипотезы.

4. Определение понятий сформулированной гипотезы.

5. Выделение независимой переменной.

6. Выделение зависимой переменной.

7. Описание специфических условий.

Гипотеза - это предполагаемая модель рассматриваемого явления. На основе этой модели изучаемое явление описывается как система переменных, среди которых выделяется независимая переменная (экспериментальный фактор), подчиненная управлению экспериментатором в выступающая в качестве гипотетической причины определенных изменений в зависимой переменной.

В инструментарий эксперимента входят протокол, дневник и карточка наблюдения.

22.Социология и другие науки об обществе.

Социология — это наука об общих закономерностях становления, функционирования и развития общества в целом, а также социальных общностей и социальных отношений.

Социология как самостоятельная наука возникла в первой половине XIX в., и ее основателем является французский философ Огюст Конт. Термин «социология» был введен в 1839 г. и в буквальном переводе означает «наука об обществе» (от лат. societas - общество и греч. logos — учение).

У социологии много общего с другими общественными науками.

С политологией ее объединяет то, что она исследует помимо прочего проблемы политических отношений, власти и подчинения, государственного управления.

 С экономикой – затрагивает сферу социального обращения товаров и услуг, но в аспекте исследования социальных последствий производства, распределения и обмена.

С антропологией – делает своим предметом культуру, верованиия, традиции,, но рассматривает их под особым социологическим углом.

С психологией – исследует личность и ее жизнь в группе себе подобных.

В отличае от исторической науки, которая изучает только то, что случилось и вошло в историю, социология фокусируется насовременности, включает в себя социальное прогнозирование и планирование.

23.Предмет и объект социологии.

Как и любая научная дисциплина, социология имеет свой объект и предмет исследования.

Объект социологии (в широком смысле) – сфера субъективной реальности, подлежащая изучению и проведению научно-исследовательский изысканий.

Объект социологии (в узком смысле) – социальная жизнь общества, т.е. комплекс явлений социального характера, вытекающий из взаимодействия общностей и индивидов, включая связи и социальные отношения, удовлетворение основных потребностей.

Предметом социологии может выступать групповое взаимодействие, социальные отношения, социальные организации, системы социальные действия, социальные группы, социальные общности, социальные процессы, социальная жизнь.

Предмет (в узком понимании) – создание и отношение к общественным трансформациям определенного человека, его поведенческие мотивы, внутренняя сущность, потребности и ориентации.

24.Понятие “общество” в истории социологической мысли.

Общ-во — соц. организация страны, обеспечивающая совместную жизнедеят-ть людей. Это обособившаяся от природы часть мат-ого мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму связей и отношений людей в процессе их жизнедеятельности. Многие ученые пытались исследовать общ-во, определить его природу, сущность. Древнегреческий философ и ученый Аристотель под общ-вом понимал совокупность индивидов, которые объединились для удовлетворения своих соц. инстинктов. Большое значение для научного понимания общ-ва имели работы одного из основоположников научной социологии О. Конта, полагавшего, что строение общества определяется формами мышления человека (теологической, метафизической и позитивной). Само общество он рассматривал как систему элементов, кот-ми выступают семья, классы и гос-во, а основу образует разделение труда между людьми и их взаимоотношение между собой. У Макса Вебера, общ-во — продукт взаимодействия людей как результат их социальных действий в интересах всех и каждого. С точки зрения К. Маркса, общество — это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности.

Американский социолог Э. Шилз выделил следующие признаки общества:

-оно не явл-ся органич. частью какой-л. более крупной системы;

-браки заключаются между представителями данной общности;

-оно пополняется за счет детей тех людей, которые являются членами данной общности;

-оно имеет свою территорию;

-у него есть самоназвание и своя история;

-оно обладает своей системой упр-ния;

-оно существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;

-его сплачивает общая система ценностей, норм, законов, правил.

25.Современные концепции обществ. Типология обществ

Типология общества – это классификация обществ на основе определения наиболее важных и существенных признаков, типовых черт, которые отличают одни общества от других.

В социологии существует множество типологий в зависимости от критерия типологизации.

Типология общества по К.Марксу. Основанием служат способ производства и форма собственности. Человечество способно пройти пять формаций – первобытную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую.

Если в качестве главного признака выбирается письменность, то общества делятся на дописьменные и письменные.

Простые (догосударственные образования) и сложные (государственные образования). Критерием типологизации служат особенности социальной структуры общества – число уровней управления и степень социального расслоения.

Традиционное и современное в соответствии с особенностями господствующих в них общественных связей и взаимодействий.

В зависимости от форм хозяйственной деятельности, основанных на способе добывания средств существования выделяют протообщество, аграрное общество, индустриальное и постиндустриальное общества.

Американские социологи Г. Ленски и Дж. Ленски, различали общества в зависимости от способа добывания средств существования:

Общество охотников и собирателей. Структура его простейшая, а социальная жизнь организована на основе родственных связей, всем правит вождь.

Скотоводческие общества. В них также отсутствует прибавочный продукт. Основой его социальной структуры являются родственные связи. Однако их система более развита и сложнее. Скотоводство – способ добывания средств существования, основанный на приручении диких животных.

Аграрное общество. На этом этапе уже появляется прибавочный продукт, развивается торговля, ремесла. С земледелием связано зарождение городов, государства, интенсивное социальное расслоение, появляется эксплуатация человека человеком. Система родственных связей перестает быть основой социальной структуры общества.

Промышленное общество. Термин «индустриальное общество» впервые предложил Сен-Симон. Возникает в конце XVIII в. вследствие великой индустриальной революции (родиной которой была Англия) и Французской революции 1783-1794 гг. Первой чертой этого общества является индустриализация – создание крупного машинного производства.

В зависимости от политического режима общества делят на демократические, авторитарные, тоталитарные.

В наши дни наиболее популярна типология,основанная на принципе технического и технологического развития обществ,котору разработали в 60-70-х гг. социологи А. Турен, Р. Арон, Д. Белл.

 Традиционные общества характеризуются высоким развитием сельскохозяйственного труда. Главным сектором производства является заготовка сырья, которая осуществляется в рамках крестьянских семей; члены общества стремятся к удовлетворению главным образом бытовых потребностей. Основой экономики является семейное хозяйство, способное удовлетворить если не все свои потребности, то значительную их часть. Техническое развитие крайне слабо. В принятии решений основным методом является метод «проб и ошибок». Социальные отношения развиты крайне слабо, как и социальная дифференциация. Такие общества ориентированы на традицию, следовательно, направлены в прошлое.

Индустриальное общество - общество, которое характеризуется высоким развитием промышленности и быстрыми темпами экономического роста. Экономическое развитие осуществляется в основном за счет экстенсивного, потребительского отношения к природе: для удовлетворения своих актуальных потребностей такое общество стремится к максимально полной разработке имеющихся в его распоряжении природных ресурсов. Главный сектор производства — обработка и переработка материалов, осуществляемые коллективами рабочих на фабриках и заводах. Такое общество и его члены стремятся к максимальной адаптации к настоящему моменту и удовлетворению социальных потребностей. Основным методом принятия решений является эмпирическое исследование.

Постиндустриальное общество — это общество, которое зарождается в настоящий момент и имеет ряд существенных отличий от индустриального общества. Если для индустриального общества свойственно стремление к максимальному развитию промышленности, то в постиндустриальном гораздо более заметную (а в идеале первостепенную) роль играют знания, технология и информация. Кроме того, быстрыми темпами развивается сфера обслуживания, обгоняя промышленность.

В постиндустриальном обществе нет веры во всесилие науки. Это отчасти связано с тем, что человечество столкнулось с негативными последствиями собственной деятельности. По этой причине на первый план выступают «экологические ценности», причем имеется в виду не только бережное отношение к природе, но и внимательное отношение к равновесию и гармонии, необходимым для адекватного развития общества.

Основой постиндустриального общества является информация, что в свою очередь породило еще один тип общества — информационное. По мысли сторонников теории информационного общества, появляется совершенно новое общество, характеризуемое процессами, противонаправленными тем, что имели место на предшествующих фазах развития обществ даже в XX в. Например, вместо централизации налицо регионализация, вместо иерархизации и бюрократизации — демократизация, вместо концентрации — разукрупнение, вместо стандартизации — индивидуализация. Все эти процессы обусловлены информационными технологиями.

Люди, предлагающие услуги, либо предоставляют информацию, либо ее используют. Например, преподаватели передают знания студентам, ремонтники используют свои знания для обслуживания техники, юристы, врачи, банкиры, летчики, дизайнеры продают клиентам свои специализированные знания законов, анатомии, финансов, аэродинамики и цветовых гамм. Они ничего не производят в отличие от заводских рабочих в индустриальном обществе. Вместо этого они передают или используют знания для оказания услуг, за которые готовы заплатить другие.

Таким образом, типология такого сложного государственного образования, как общество, не может быть единой и универсальной, а определяется методологическим подходом исследователя. Всегда следует понять, какую научную, познавательную задачу пытался решить автор.

26.Общество и государство. Гражданское общество.

 

Понятие " гражданское общество " появилось в работах Т. Гоббса, Дж. Локка и получило развитие в трудах Ж.Ж. Руссо, Ш. Монтескье, И. Канта, Г. Гегеля, К. Маркса и других философов.

Одним из первых, кто попытался провести разграничение понятий "гражданское общество" и "государство", был английский философ Дж. Локк (1632—1704). В его трактовке государство вправе претендовать лишь на тот объем полномочий, который санкционирован общественным договором между гражданами. Также в рамках концепции общественного договора различал эти понятия Ж. Ж. Руссо (1712— 1778), который противопоставлял государство ("политическое тело") и ассоциацию граждан как феномены, имеющие собственную специфику.

В дальнейшем понятие "гражданское общество" получило развитие в работах Георга Гегеля (1770—1831) и Карла Маркса (1818— 1883). В гегельянской трактовке гражданское общество предстает как совокупность лиц, групп, сословий и институтов, взаимодействие которых обусловлено их частными интересами. При этом оно должно определяться государством, которое только одно в состоянии выразить и реализовать общий интерес.

К. Маркс рассматривал гражданское общество как "подлинный источник и театр всей истории". Поэтому объяснение политических событий, изменения в праве и культуре необходимо искать в развитии структур гражданского общества. Государство с его бюрократическим аппаратом противостоит гражданскому обществу, суть которого — человек с его свободными, негосударственными ассоциациями и объединениями. В конечном счете, государство должно определяться гражданским обществом, а не наоборот, как считали гегельянцы.

Под гражданским обществом понимается:

• человеческая общность на определенной стадии развития, включающая добровольно сформировавшиеся негосударственные структуры в экономической, политической, социальной и духовной сферах жизнедеятельности общества;

• совокупность негосударственных — экономических, политических, социальных, семейных, национальных, духовных, религиозных, нравственных и других отношений;

• сфера самопроявления свободных индивидов и добровольно сформированных организаций и ассоциаций граждан, огражденная законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации их деятельности со стороны органов государственной власти.

В современных условиях гражданское общество выступает как многообразие неопосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности. В отличие от государственных структур в гражданском обществе преобладают не вертикальные (иерархические), а горизонтальные связи — отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: