Классификация социальных групп

1) Характер взаимодействия:

Первичная группа – взаимодействие индивидов характеризуется эмоциональной стороной, межличностным характером общения. К примеру: семья, близкий круг общения.

Вторичная группа – совокупность индивидов, где взаимодействие обусловлено формальным общением и достижением общих целей и задач без эмоциональной окраски. Главная задача индивида – выполнение поставленных задач. Примерами выступают производства, организации.

2) Способ организации и регуляции действий:

Формальная группа – юридически закреплённая совокупность людей, в которой взаимоотношения диктуются формализованными правилами, законами. Такие группы направлены на достижение поставленных целей. В группе чётко закреплённая иерархия и уставной порядок действий (организации, предприятия).

Неформальная группа – совокупность индивидов на основе межличностных отношений и общих взглядов и целей. Группа не обладает юридическим статусом. Глава группы представлен неформальным лидером. К примеру: дружеские компании, фанатские сообщества.

3) Принадлежность индивидов к группе:

Ингруппа – индивид ощущает свою принадлежность к группе, считая её «своей» (семья, компания).

Аутгруппа – индивид, не принадлежащий к группе, и оценивающий её как чужую (другая семья, конфессия, класс).

Референтная группа – реально существующая или мнимая группа, в которой главенствует присущая ей система ценностей и правил, которые служат индивиду идеалом. В обществе референтная группа выполняет следующие функции: нормативная – даёт индивиду систему норм, оценок и ценностей, сравнительная – позволяет человеку определить своё место в социальной системе общества, путём сравнения себя и других индивидов.

4) Количество индивидов и форма взаимоотношений:

Малая группа – объединение людей для совместной деятельности, отличающихся межличностным характером общения. Черты малой группы:

• малый количественный состав (2-30 человек);

• межличностные отношения и близость индивидов;

• длительное время существования;

• наличие общих целей и задач;

• наличие общевыполняемых правил, целей, норм;

• высокий уровень информативности каждого члена;

• наличие лидера;

• разделение социальных ролей;

• эмоциональное общение индивидов;

Большая группа – совокупность людей, собранная для достижения определённых целей и получения результатов, носит опосредованный тип (трудовой коллектив)

Виды и характеристика больших социальных групп

Целевые группы – созданные с определённой целью и деятельность. К примеру: студенты высших учебных заведений.                                                                                                                                  Территориальные группы – обрезывается путём взаимоотношений индивидов на определённой местности. Важной формой выступает этнос – совокупность людей по национальным признакам (язык, религия, культура, традиции), связанных особым отношением.                                                       Общество – самая большая социальная группа.В больших социальных группах также выделяют: интеллигенцию, военных, представителей физической или интеллектуальной трудовой деятельности.                                                                                           Коллектив – вид социальной группы, где взаимоотношение индивидов опосредовано путём общих целей. Черты коллектива:

• общность личностных и общественных интересов;

• общность задач, целей и ценностей.

Функции коллектива:

• предметная – достижение поставленных задач;

• социально-воспитательная – формирование ценностей и норм в обществе.

5) Социально-значимые признаки:

Реальные группы – группы, объединённые по демографическим признакам, этносу, уровню дохода, конфессии и т.д.

Номинальные группы – группы, объединённые для проведения социологического исследования.

Квазигруппа – группа, не имеющая устойчивости, структуры и собственной системы ценностей и норм. Взаимоотношение индивидов безэмоциональное и кратковременное. Примерами квазигруппы служат: лекционная группа, толпа, профессиональные круги.                                                                             Субъектами внутригруппового поведения выступают публика и масса.

Публика – группа, носящая кратковременные интересы, но связанные эмоциональной окраской (митинги, демонстрации, выставки).

Масса – объединение людей, не имеющее общие интересы и опосредованные контакты. Масса оказывает формирующее воздействие в моде, субкультуре, вкусах.

Отличительные черты малой социальной группы.

Отличительными чертами малой социальной группы от остальных являются следующие:

• Соприсутствие каждого члена как в пространственном, так и во временном эквивалентах. Это дает возможности вступить в личные контакты, создать межличностные отношения, что укрепляет связи;

• Наличие единой, осознанной цели, к которой каждый член стремится, осуществляя какую-либо деятельность;

• В группе есть руководящее начало. Это человек, который или выбран членами группы, или определяется как неформальный лидер, который предлагает основные варианты развития событий и решения актуальных проблем, которые выделяются в процессе деятельности груп

У членов малой группы общая деятельность; они общаются лично; имеют эмоциональные отношения; в их группе работают нормы и процессы; члены осознают принадлежность к конкретно этой социальной группе

Характерными чертами малой социальной группы являются:

– малочисленный состав;

– пространственная близость ее членов;

– длительность существования;

– общность групповых ценностей, норм и образцов поведения;

– добровольность вступления в группу;

– неформальный контроль за поведением членов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: