Структура программы

 Программа социологического исследования — документ, в котором изложены общая концепция исследования, схема будущего исследования (прил. 1, 2).

I. Методологический раздел программы социологического исследования включает постановку проблемы исследования, обоснование ее актуальности, формулировку объекта, предмета, целей и задач исследования, гипотез.

1. Постановка проблемы исследования. Само понятие про- блемы социологического исследования, а именно социальной проблемы, является сложным для анализа. Социальная про- блема — это проблемная ситуация, касающаяся тех или иных социальных групп или общностей. Социальная проблема может касаться как уже изученных вопросов, так и совершенно новых, ранее не проявлявшихся в обществе. Постановка проблемы ис- следования включает также описание актуальности темы, не- обходимости изучения данной проблемной ситуации в данное время в данных условиях.

2. Формулировка объекта и предмета исследования. Объект социологического исследования — носитель интересующей ис- следователя информации, участник проблемной ситуации. Пред- мет социологического исследования — свойства, характеристики, стороны объекта, которые подлежат изучению в исследовании.

3. Формулировка целей и задач исследования. Цель — прогно- зируемый результат исследования, его предвосхищение. Задачи исследования — пути решения исследуемой проблемы, действия, которые необходимо произвести, чтобы достичь желаемой цели.

4. Теоретическая интерпретация и операционализация понятий (прил. 3). Предполагает определение и описание основных понятий, которые будут использованы в исследовании. На данном этапе не- обходимо описать элементы и свойства изучаемого явления, их суть.

5. Постановка гипотез исследования. Любое исследование на- чинается с формулировки предварительных предположений о ре- зультатах исследования. Гипотезы — основные положения, которые необходимо доказать или опровергнуть в процессе реализации исследования.

II. Методический блок программы включает расчет выборки, обоснование выбора тех или иных методов исследования, разра- ботку инструментария, определение методов обработки и анализа данных, составление графика и сметы исследования.

1. Расчет выборки — расчет количества респондентов, подлежа- щих исследованию, для достижения максимальной репрезентатив- ности исследования.

2. Обоснование методов исследования — производится с учетом специфики объекта, предмета, целей и задач исследования, досто- инств и ограничений применения того или иного метода исследо- вания. Необходимо учитывать также временне и материальные возможности данного проекта, так как различные методы требуют различных затрат.

3. Разработка инструментария — разработка анкеты, карты, бланка, гайда и т. п., то есть документа, с помощью которого ин- формация будет собрана в процессе исследования.

4. Определение методов обработки и анализа данных — создание логической схемы обработки и анализа данных, определение как общетеоретических, так и специальных социологических методик анализа, выбор компьютерных программ обработки и анализа со- бранной информации.

5. Процедурная часть программы — составление графика иссле- дования, сметы, формирование и обучение группы сбора первичной информации.

Методы социологического исследования.

15. Чаще всего в научном мире используется разделение на полевые и кабинетные методы, или на количественные и качественные. Полевые методы исследования подразумевают под собой сбор первичной информации, а кабинетные – являются методиками анализа вторичной (уже собранной) информации. Количественные и качественные методы различаются главным образом в размере выборки, целями и задачами, для решения которых они используются. Количественные методы более масштабны, и позволяют получать данные в разрезе населения городов, областей, стран, континентов. Качественные методы более точные и менее формализованы. Они позволяют исследователю получить больший объем информации от респондента.

Используемые методы

Опрос

Один из основных видов получения социологической информации и статистики. Различают несколько видов опросов: письменный (анкетирование), устный (интервьюирование), экспертный опрос и социометрический опрос (изучение социально-психологических проявлений межличностных отношений в группе).

Анкетирование

Самый популярный и основной метод для получения первичной информации и статистики. С помощью анкетного опроса можно получить большой объем данных за сравнительно короткий отрезок времени. Особенностью данного метода является правильное формулирование вопросов в анкете. Каждый из вопросов должен быть связан с определенным показателем, который мы собираемся изучить. Анкетирование может быть как письменным, так и устным, например, телефонный опрос.

Интервью

Качественный метод в социологии, когда респондента опрашивают лично в ходе полуформализованного разговора на определенную тему. Не смотря на то, что на опрос и кодировку одного респондента затрачивается больше времени, исследователь может получить больше полезной информации, задавая различные дополнительные вопросы. Данный метод требует большей подготовки со стороны интервьюера.

Экспертный опрос

По сути не отличается от анкетирования или интервью, но в качестве респондентов здесь выступают эксперты, то есть люди обладающие высоким уровнем знаний о предмете исследования. Одна из наиболее известных форм экспертного опроса – это «круглый стол», где эксперты присутствуют одновременно, и происходит дискуссия по выбранному вопросу.

Метод социометрии

Используется при анализе взаимоотношений и групповых взаимодействий в контексте малых групп. Позволяет оценить взаимоотношения в коллективе, его неформальную структуру, неофициальные микрогруппы и отношения между ними. Каждому участнику исследования задаются вопросы о его отношениях с другими членами группы. Критериями сравнения в социометрии служат, как оценка профессиональных навыков, так и умение поддерживать личное общение.

 Существует еще множество методов в социологии: всевозможные наблюдения, различные эксперименты и т.д. Данная категория методов, скорее используется в науке.

Кабинетные методы

Категория методов, особенностью которых является анализ уже существующей информации, то есть анализ документов, текстов, отчетов, справок и т.д. и т.п. Наиболее распространены традиционный и контент-анализ документов. Традиционный, представляет собой адаптацию содержания документа к исследовательской задаче. Контент-анализ – это анализ текста для нахождения скрытых социальных смыслов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: